Различные источники называют разные даты его рождения, а чаще указывают только год. Более серьезные авторы пишут осторожно: Дмитрий Петрович Ознобишин родился в селе Троицкое Карсунского уезда (ныне Инзенский район) Симбирской губернии, крещен 21 сентября (4 октября по н.с.) 1804 года. Видимо эта дата, основанная на метрических записях, и является наиболее достоверной. Пишут, что сохранилось единственное прижизненное изображение поэта – фотография с портрета 1850-х гг. (фото 1), оригинал уничтожен пожаром. Тем более, интересно было увидеть в статье С.И.Минц, опубликованной в 79-м томе издания АН СССР «Литературное наследство» (М., «Наука», 1968) фото с дагерротипа 1840-х гг. (фото 2). Странно, что этот снимок не приводят другие биографы поэта. Злой рок, преследовавший Ознобишина при жизни, не оставил его и после кончины. Могила поэта в родовом склепе была разорена, останки осквернены. Рассказы очевидцев о времени и обстоятельствах этого, а также о месте его перезахоронения существенно разнятся. Разрушена усадьба Ознобишиных. Единственным вещественным напоминанием остается симбирский дом поэта в бывшем Овражном переулке (пер.Комсомольский, 3). Произведения Д.П.Ознобишина при жизни поэта печатались во многих изданиях, ими восхищались современники, но сборник его стихов так и не был опубликован. Очень скромный человек, он не видел в отсутствии собрания своих сочинений «для отечественной литературы… никакой существенной потери». И имя поэта оказалось надолго забытым. Только в 1992 г. вышел сборник произведений Д.П.Ознобишина, составленный исследователем его жизни и творчества Татьяной Матэосовной Гольц. Позже она поселилась в Инзе и занималась поисками могилы поэта. И сегодня, при всем признании заслуг Ознобишина, как выдающегося поэта золотого века; ученого – историка, востоковеда, этнографа, полиглота, переводчика; общественного деятеля, его имя вряд ли получило должную оценку. До сих пор не редкость прочитать в статьях о нем фразу, почерпнутую из старой энциклопедии: «поэт пушкинской плеяды…, не имеющий самостоятельного значения».
Ознобишины – старинный дворянский род, представители которого многое сделали для блага России. Отец поэта, Петр Никанорович Ознобишин, был директором Астраханского коммерческого банка. В Астрахани он женился на дочери грека-эмигранта Ивана Андреевича (Иоанниса Андреаса Леонтидиса) Варваци – личности легендарной. Национальный герой Греции, он на собственном корабле присоединился к русскому флоту во время русско-турецкой войны и оказал неоценимую помощь в Чесменском сражении, где был сожжен турецкий флот. Екатерина II возместила его состояние, конфискованное турками. Успешно ведя дела, И.А.Варваци прославился благотворительностью, построив в Астрахани канал, несколько мостов, соборную колокольню, в Таганроге – греческий монастырь. Общая сумма его пожертвований составила 3,5 млн. руб. Петр Никанорович и Александра Ивановна поселились в Троицком, у них родилось пять детей. Здесь прошло детство будущего поэта. Семья часто гостила в Астрахани у деда Варваци. Он пробудил в мальчике интерес к Востоку и изучению восточных языков. Детские годы навсегда оставили в его сердце любовь к местам
… где волны Инзы плещут,
Где в их зеркальной тишине
Цветные стекла ярко блещут
В час полуночи, при луне…
Родители очень рано ушли из жизни, оставив детей сиротами. Опеку над внуками взял И.А.Варваци. Но в это время он с головой ушел в дела революционной организации «Филики этерия», боровшейся за освобождение Греции. Частые поездки на родину не давали возможности уделять должное внимание внукам. В 1814 г. он отвез 9-летнего Митю в Петербург, в семью дальнего родственника Ознобишиных – сенатора и литератора А.В.Казадаева. Будущий поэт получил прекрасное домашнее образование, в доме Казадаевых собирались литераторы и художники, в т.ч. Н.В.Гоголь, братья Кукольники. В 1819 г. он поступил в Благородный пансион при Московском университете. Любимый предмет – русская литература. Ознобишин участвует в литературных собраниях; в пансионском альманахе опубликована его 1-ая работа – перевод с французского стихотворения «Трубадур». «Вестник Европы» печатает его собственное стихотворение «Старец», создан рукописный сборник «Мечты». Окончив курс в пансионе с серебряной медалью, Ознобишин поступил на службу в Московский почтамт. Он дружит с литераторами М.А.Дмитриевым, А.И.Писаревым, В.Ф.Одоевским, братьями Киреевскими, является членом Московского и Казанского обществ любителей российской словесности, «Общества друзей» С.Е.Раича. Его стихи привлекли внимание издателя «Полярной звезды» А.А.Бестужева, после чего началось сотрудничество с журналом. Тогда же начинается серьезное изучение восточных языков и поэзии. Он берет уроки у ученого муллы, посещает лекции профессора А.В.Болдырева. Переводит классиков персидской литературы Фирдоуси, Саади, Низами, Хафиза и др., манускрипт Ибн-Фадлана, занимается санскритом, арабским, персидским, татарским языками. Его псевдоним – «Делибюрадер» (Сердце брата). Ознобишин просит включить его в состав первого посольства А.С.Грибоедова в Персии, но получает отказ.
Скончавшийся в 1825 году И.А.Варваци завещал Троицкое имение Дмитрию Петровичу. Между тем, последовали тяжелые утраты: ушли из жизни сестра и брат. Поэт решает оставить службу и поселиться в Троицком. Здесь он занимается ремонтом усадьбы, благоустраивает сад, пруды, строит фонтаны, оранжереи, беседки… Устраивает семейный склеп при церкви в Китовке. В течение 6 лет являясь почетным смотрителем Карсунского уездного училища, еженедельно посещает его. Продолжается творческая работа. В 1830-м изданы поэтический словарь «Селам, или язык цветов» и перевод древнегреческого «Гинекиона». Ознобишин собирает татарский, чувашский и мордовский фольклор, изучает языки народов Поволжья. Напечатанная им в 1833 г. народная песня «Кукушка кукует на елке» стала 1-ой опубликованной записью чувашского фольклора. Он переводит сербские, литовские, эстонские песни. Баллада «Чудная бандура» (1836) – переложение со шведского, стала народной песней «Гуляет по Дону казак молодой». В сборник Киреевского вошли записанные Ознобишиным русские песни и сказки. В этот период Дмитрий Петрович знакомится с А.С.Пушкиным.
В 1835 г. Д.П.Ознобишин 1-ый раз был в Кисловодске. На обратном пути он заезжает в родственникам в Ковров и здесь знакомится с Елизаветой Батуриной (по матери Рогановской). В его дневнике записано: «8 июля – моя помолвка с Лисанькой Александровной Батуриной, 29 – моя свадьба в Лазареве Владимирской губернии». Они живут в Троицком, в 1837 г. родился сын Иван. В этот счастливый период написаны лучшие произведения: посвященные жене стихи «Письмо», «Упование» и др., любовная лирика, кавказский цикл. А.Алябьев, Н.Римский-Корсаков пишут романсы на его стихи. Его причисляют к лучшим русским поэтам наряду с Пушкиным и Жуковским. Ознобишин дружит с Н.А. и И.А.Гончаровыми, часто бывает в доме Языковых. В 1845 г., на открытии памятника Н.М.Карамзину, он прочитал свое стихотворение «Памяти Карамзина». Дмитрий Петрович состоит почетным попечителем Симбирской гимназии. Построен 2-этажный дом в Симбирске. Счастье омрачала лишь болезнь Елизаветы Александровны. Лечение у лучших врачей не помогло, в 1846 году ее не стало.
Не в силах оставаться в Троицком, где все напоминало о супруге, Ознобишин с сыном Ваней уезжает за границу. Германия, Англия, Франция, Италия, Швейцария, Турция… Путешествие продолжалось около года, запечатленное в прекрасных путевых заметках и стихах. После недолгого возвращения в Троицкое поэт жил в Петербурге, потом поселился в Смоленске: занимался финансовыми операциями, участвовал в деятельности благотворительных обществ. Из немногочисленных работ этих лет – стихи по поводу Крымской войны, статья «Смоленская святыня» об иконе Божьей Матери Одигитрии, переводы с немецкого и английского.
Дмитрию Петровичу – 50. Он опекал оставшихся сиротами племянниц, обучавшихся в училище святой Екатерины в Петербурге. Тогда и познакомился с их соученицей Таисией Сенявиной (по матери Кадомцевой) – внучкой знаменитого адмирала. Сомнения были велики: разница в возрасте 30 лет. Но чувства оказались взаимными. В 1861 году они поженились. Супруги поселились в Троицком. Жизнь снова обрела смысл. Ознобишин много работает, общается с Языковыми, Аксаковыми, Ахматовыми. Он избран почетным мировым судьей; участвует в проведении крестьянской реформы. В Китовке строит школу для крестьянских детей. Готовится снова стать отцом. Жену он ласково называл Терезой. И – новый удар судьбы. Запись в дневнике от 22 августа 1863 года: «…родилась моя дочь Елизавета, но Тереза моя после этого страдала». 26 августа окрестили Лизу, а на следующий день похоронили Таисию Константиновну. Ребенка забрала теща, Елизавета Андреевна. Еще одно испытание – тяжелая душевная болезнь сына Ивана. Дмитрий Петрович переехал в Симбирск.

Утешение он ищет в религии. Читает и перелагает псалмы, пишет поэму «Мария Египетская». Беседует с митрополитом Московским Филаретом и митрополитом Филаретом Киевским. Занимается устроением родовой церкви в Китовке. С головой уходит в общественную работу. Ознобишин становится членом губернского и уездного собраний, губернского статистического комитета, училищного совета, почетным членом комитета Карамзинской библиотеки. Еще в 1848 г. он сделал щедрый взнос в ее книжный фонд из огромной родовой библиотеки, собранной 6-ю поколениями, и во все последующие годы жертвовал книги и деньги. Печатается в «Симбирских губернских ведомостях» под псевдонимом Борисов. Призывает дворян незамедлительно заняться постройкой школ. Современник описывает его в те годы как «небольшого роста старичка в очках в золотой оправе, в длиннополом сюртуке старого покроя, всегда чистенького и аккуратного». Пролившиеся дождем награды и чины, кажется, мало его волновали.
В 1877 году Дмитрий Петрович снова был на Кавказских минеральных водах. Он уже собирался домой, делал прощальные визиты. На повороте пьяный извозчик опрокинул коляску. Удар боком о камни… За несколько часов до смерти он написал последние стихи:
Наш Кисловодск как раз услужит,
Заманит изобильем вод,
Нарзана газами задушит
И экипажем вас убьёт.

Это произошло 2 (14) августа 1877 года. Выполняя волю покойного, забальзамированное тело привезли в родовое имение и похоронили в фамильном склепе в ограде Христорождественской церкви с.Китовка. Князь В.П.Баюшев 14 сентября опубликовал некролог в «Московских ведомостях», перепечатанный многими столичными изданиями. Симбирские газеты не обмолвились о смерти поэта ни единым словом. Постепенно имя Д.П.Ознобишина стало забываться. Некоторый интерес к нему в Симбирске возродился на рубеже 19-20 вв., после публикаций губернской ученой архивной комиссии. И снова – почти полное забвение на целый век.
По материалам статей: Т.М.Гольц («Д.П.Ознобишин. Стихотворения. Проза», М., «Наука», 2001); В.Шкунова, В.Морозовой («Мономах» 2004-2), Н.Дубовик («Мономах» 2010-4), О.Шейпак («Симбирск» 2015-1, «Мономах» 2015-1); книги Ж.А.Трофимова «Жил и умер джентльменом-поэтом», Ульяновск, 2005 и др.
***
Не удержавшись от желания немного подробнее написать о Д.П.Ознобишине, почти не оставил места для его собственных произведений. Поэтому помещу некоторые из них в комментарии. А здесь – симбирская сказка, кажется, не утратившая актуальности и ныне.
Д.П.Ознобишин.
ГОРОДОК (Сказочка)
Ну, садитесь, детки, в ряд!
Сказочку, на новый лад,
Вам сказать хочу я.
Чур же слушать!
Ни гугу! Шум подымете ль, не лгу,
Тотчас замолчу я!
Наверху приволжских гор
Зеленел когда-то бор,
Ветер выл без смены;
Вот, в средине пустыря,
Глядь-поглядь монастыря
Поднялися стены.
Козней дьявола боясь,
Там, от мира затаясь,
Сестры приютились;
Вкруг чуваши и мордва,
Свой ясак платя едва,
Мирно заселились.
Не по дням, а по часам
Городок разросся там,
Ветреный – прозваньем.
Назван был ли так от гор,
Иль по милости сестер, –
Смолчано преданьем.
Видел он набег татар,
Пало царство как болгар,
Как в стенах Казани
Грозным юношей-царем
Задан был орде погром
Вместо прежней дани.
Городок был сам в боях;
Охранял он царский стяг,
Жизни не жалея;
К Дону рыл глубокий вал,
Чтобы в страхе он держал
Конников Гирея.
В грозный Разина набег
Поголовно собрал всех –
Весь свой муравейник;
Не робея пред толпой,
Крест взял в руки, дал отбой, –
И бежал изменник!
Но страшней была пора
Как, под именем Петра,
Шел Емелька с силой!
К городку он шайки слал
И свой путь обозначал
Кровью и могилой.
Пугачева, в краткий срок,
В клетку запер городок –
И в Москву, к поклону.
В герб за то царица-мать
Верному велела дать
Со столбом корону.
И, гордясь столбом своим,
Стал он зваться столбовым,
Вовсе не из чванства.
Много лет спустя затем,
Красовался титлом тем
Знатный род дворянства!
Уходил за годом год;
Много было воевод
В старом городочке!
Всех имен не перечесть!
А творили что? – Бог весть! –
Все строчили строчки.
«Строчки!» – Да! Вам, дети, смех!
А вот я сошлюсь на всех,
Что, иной порою,
Не одних был строчек ряд:
Взглянешь пристальней, стоят
Точки с запятою!
Страшный был от перьев скрип;
А, подумаешь, могли б
Сколько сделать дела –
Оторвавшись от пера
И взглянувши, хоть с двора,
Жизнь как вкруг кипела!
Громко вслух кричал народ:
«Дайте нам водопровод,
Не чернильной влаги!
На реках мы – без воды!
Плохо будет! В час беды
Не спасут бумаги!»
И ответ им был на то:
«Есть распивочных вам сто,
А на вынос – страсти!
В час же огненной беды –
Чаны полные воды,
Три пожарных части!
Что соваться вам в дела!
Ведь без вас машина шла,
Так и не мешайте!
Сядьте в палки, в ералаш,
Охранять вас – долг ведь наш!
Спите, почивайте!»
Крик большой был в этот миг;
Много шуму; – шум затих;
Все поусмирели.
И, одним прекрасным днем,
Город выжжен был огнем
На одной неделе!
Где ж был тот из воевод,
Кто брался хранить народ, –
Провиденья око? –
Ныне, был где монастырь,
Столб стоит, кругом пустырь;
Столб тот без короны!
И на нем слова: «Не враг
Нас сгубил, а тьма бумаг,
Перьев миллионы».
Сказку кончить довелось.
Что ж вы, дети? Полны слез
Глазки голубые! – Не тужите!
Голый, ох! Но за голеньким есть Бог,
Царь и вся Россия!
1866

Дмитрий Петрович Ознобишин. Фото с портрета 1850-х годов. Музей ИРЛИ РАН.

Фото из статьи С.И.Минц «Д.П.Ознобишин» («Литературное наследство», том 79, АН СССР, М., «Мысль», 1968).

Родовая усадьба Ознобишиных в с.Троицкое Симбирской губернии. Гравюра Белобородова.

Церковь Рождества Христова в с.Китовка. («Мономах» 2004-2, из коллекции А.С.Сытина).

Дом Д.П.Ознобишина в Овражном (Комсомольском) переулке Симбирска – Ульяновска («Мономах» 2004-2, ulspk1.ru, современный вид).

Т.К.Ознобишина (Сенявина) и дочь поэта Е.Д.Ознобишина. Из книги «Д.П.Ознобишин. Стихотворения. Проза», М.Наука, 2001.

Памятник Д.П.Ознобишину в Инзе. Скульптор О.А.Клюев, 2007 год (ulspu.ru).