4 октября в Научно-выставочном центре «На Московской» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» открылась выставка «Юрий Белозеров: мгновения одного года».
33 фотографии нашего коллеги, известного ульяновского фоторепортера и фотохудожника Юрия Николаевича Белозерова (1939-2015) рассказывают о жизни Ульяновска в 1987 году.

Это уже вторая по счету выставка работ Белозерова в Научно-выставочном центре. Первая в мае прошлого года была приурочена к годовщине со дня смерти Юрия Николаевича. Тогда зрители могли открыть его для себя как фотохудожника.

Позднее вдова Белозерова Людмила Викторовна передала в фонды Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» четыре коробки с негативами мужа. И появилась возможность представить репортерские работы Юрия Николаевича, имеющие теперь историческую ценность.

Автор экспозиции, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Иван Сивопляс, изучив часть этого архива, решил, что сейчас, в год 100-летия двух русских революций, самое время показать цикл, который был отснят Белозеровым, когда в Советском Союзе готовились отметить 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Интересно, что это был последний юбилей Октября в СССР. В 1987 году в стране полным ходом шла перестройка, вселявшая большие надежды на обновление жизни, но так их и не оправдавшая.

Если посмотреть на снимки на выставке, то кажется, что ничто не предвещает больших социальных катаклизмов. Но это на самом деле – затишье перед бурей. До распада СССР, ставшего катастрофой для многих его граждан, оставалось всего четыре года…

Белозеров с 1971 по 1994 год работал корреспондентом фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) по Ульяновской, Куйбышевской областям и Мордовской АССР. И, как отмечает Иван Сивопляс, глазами Юрия Николаевича советские люди видели Ульяновск более двух десятилетий. В юбилейный же для Октября год к городу, где родился вождь социалистической революции, было приковано особое внимание.

Фотообъектив Юрия Николаевича запечатлел самые разнообразные городские события. Итак, что же можно увидеть на снимках? Ульяновск, вместе со всей страной, рапортовал о новых трудовых свершениях: экономическая жизнь била ключом. Люди работали и мечтали, отдыхали и веселились от души на праздниках. Рождались дети, учились, и в их образовательной программе обязательными были экскурсии по ленинским местам города.

С главного конвейера Ульяновского автозавода сошел 100-тысячный УАЗ-31512, и мы видим на снимке целый поток этих автомобилей. На Волге открылась сверхдальняя скоростная трасса Горький -Ульяновск, обслуживаемая «Метеорами», судами на воздушных крыльях: белоснежный красавец скользит по речным волнам, и он способен преодолевать за 12 часов 600-километровый маршрут!

Запечатлен момент самого первого в истории советского Ульяновска Дня города, который состоялся 24 мая 1987 года и положил начало традиции ежегодного его празднования. А вот стоят счастливые молодые родители: 17 июля 1987 года у них родилась дочка, которая официально была признана 600-тысячной жительницей Ульяновска. За спинами отца и матери с завернутым в атласное одеяльце младенцем на руках видны новостройки жилых кварталов Нового города в Заволжье, где квартиры получали строители и будущие работники авиационно-промышленного комплекса.

Останавливают взгляд добрые лица русских бабушек, которые празднуют в своем селе какой-то праздник. Неподдельным кажется интерес курсантов, слушающих рассказ Героя Советского Союза о своих боевых подвигах. Беззаботная стайка школьников столпилась у здания бывшей Симбирской гимназии: их привели посмотреть на ту самую парту, за которой грыз гранит науки юный Володя Ульянов, уже тогда думающий думу, как ему «перевернуть Россию». Известный в то время на всю страну исполнитель роли Ленина Анатолий Устюжанинов играет вождя мирового пролетариата в специально поставленном к юбилею спектакле в драмтеатре…

Достаточно подробно изучивший репортерское наследие Белозерова Иван Сиво-пляс так оценивает его творчество:

– Подавляющее большинство художественных традиций во всем мире связано рамками канонов и схем; вспомним о той же русской иконописи, драгоценном вкладе нашего народа в сокровищницу мировой культуры. Настоящий мастер способен творить шедевры даже в жестких рамках канона, и фотографии Юрия Николаевича тому прекрасное подтверждение. Он фиксировал яркий, запоминающийся образ, способный теперь, спустя годы, характеризовать и символизировать свою эпоху. Снимкам Белозерова присуща в лучшем смысле этого слова плакатность: выразительный внешний образ, без акцентирования внимания на деталях. Это определялось конкретным назначением снимков для журналов и газет, для витринных уличных выставок «Окна ТАСС» в разных городах СССР.

Музейщики нашли возможность показать и фрагмент творческой лаборатории фотожурналиста. Здесь книги, зачитанные им, что называется, до дыр, фирменные конверты ТАСС, в которых он отправлял в Москву негативы своих снимков.

Необходимо добавить, что Юрий Николаевич последние десять лет своей профессиональной деятельности отдал работе в газете «Ульяновск сегодня». Мы, его коллеги, относились к нему с глубочайшим уважением как к мэтру журналистики, учились у него, и – помним его…

После знакомства с экспозицией в Научно-выставочном центре «Юрий Белозеров: мгновения одного года» родилась идея опубликовать в одном из ближайших номеров нашего издания подборку фоторабот Юрия Николаевича. Это и память о нем, и напоминание о далеких, но значимых событиях в жизни нашего города. Глядя на снимки 30-летней давности, читателям будет есть о чем поностальгировать, над чем поразмышлять.

Ирина Морозова