Образ современного казака в стереотипном представлении некоторых – это «ряженый алкоголик». Подобное мнение нередко сопровождается восклицанием: «Да и какие в Поволжье могут быть казаки!».

– К большому сожалению, такая точка зрения до сих пор бытует и в Ульяновске. Связано это с двумя основными причинами, -поясняет заместитель атамана Симбирского округа Волжского казачьего войска Павел Чувилин. – Во-первых, после возрождения казачества в 1990-х годах вдохновение, которое подпитывало первую волну, сошло на нет. Затем процесс перешел в вялотекущую стадию, сосредоточенную больше на реконструкции и сценических выступлениях.

Вторая причина, по словам нашего собеседника, в том, что никто фактически не работал над созданием нового восприятия казака.

– Я активно включился в эту работу пять лет назад. Сначала участвовал в деятельности Троицкой общины Симбирской земли, а после познакомился с атаманом Симбирского округа Волжского казачьего войска Сергеем Дедюевым, – вспоминает Чувилин.

Павел – отец четверых детей, убежденный семьянин, сторонник традиционных ценностей и принципов мужского братства.

– Мне кажется, что любой из нас может внести свою лепту в дело воспитания будущего поколения, защиты Родины, сохранения ее культуры и самобытности. Именно поэтому меня привлекло казачество: ведь вместе можно сделать в этом направлении намного больше.

Ставка – на молодежь
Заматамана взял на себя задачу, связанную с привлечением молодежи.

– Вы посмотрите, что происходит: юноши и девушки намного больше знают об американской культуре, чем о собственной традиции. Казаки – прежде всего военизированное сообщество, и здесь мы всегда были сильны. Однако войну на другом фронте – информационном – мы безнадежно проигрываем. Именно на этом нужно, на мой взгляд, сосредоточиться в первую очередь, – считает наш собеседник.

Усилиями симбирских казаков и Троицкой общины за последние несколько лет была разработана целая программа действий.

– Наша команда регулярно выезжает в школы, где мы читаем лекции, обучаем рукопашному бою и фехтованию, рассказываем о семейных ценностях, традициях казачества и здоровом образе жизни. Если после занятий к нам подходят ребята и спрашивают, где можно нас найти, как продолжить общение, значит, мы приехали не зря. Для нас очень важен неподдельный интерес детей.

Также в августе 2017 года на базе агротуристического комплекса «Русский берег» был впервые открыт детский лагерь «Казачий дозор».

– Мы организовали две экспериментальные смены по десять дней. Все дни были тематические: приезжали поисковики, реконструкторы, священники и педагоги-профессионалы. Дети занимались спортом, учились стрелять, участвовали в различных дискуссиях и играх. Многим очень понравилось, так что в следующем году мы продолжим эту работу.

Кроме того, уже во второй раз в нашем регионе состоялись Межрегиональные молодежные казачьи игры «Волжский сполох». На ноябрь этого года в Ульяновске запланировано проведение II Казачьего форума, на который соберутся казаки из Оренбурга, Краснодара, Ростова, Москвы, Казани, Самары, Пензы и Саратова.

– Самое главное – у Симбирского казачества в скором времени наконец-то появится свой спортивно-культурный центр. При поддержке областной и городской власти мы сейчас обустраиваем здание на Карла Маркса, 21/23 и прилегающую территорию. В центре будут работать хореографический класс, зал рукопашного боя, классы прикладного искусства и даже робототехники. Здесь же расположится штаб ульяновских казаков.

Как отмечает Павел, казачество – при всей непосредственной и живой связи с традицией – должно активно включаться в современную социальную жизнь.

– К примеру, в нашем лагере «Казачий дозор» мы стараемся сделать все, чтобы дети хотя бы на десять дней отдохнули от своих смартфонов и гаджетов. Однако при этом мы вовсе не исключаем себя из современных информационных процессов. Как разнаоборот: основная задача – максимально включиться в это поле.

В связи с этим уже этой осенью у Симбирского казачества должно появиться собственное СМИ – газета «Казачье слово». Естественно, будет создан и собственный сайт.

– В различных соцсетях и Волжское казачье войско, и Троицкая община представлены давно: здесь мы также довольно успешно работаем.

Проверка мужественности
В завершение Павел Чувилин рассказал нашему корреспонденту о некоторых интересных традициях Волжских казаков.

– Действо это называется «верстать казака». Перед тем как человека примут в войско, он должен пройти испытательный срок – год. За претендента поручаются двое – из тех, кто уже в войске. На очередном круге (сходе) голосуют за то, чтобы его принять. После небольшого молебна казак произносит клятву, а затем его… порют нагайкой.

Естественно, это больше символический акт, хотя самого Павла «приложили» основательно, когда он верстался на Урале.

– Мы смотрим, как человек отреагирует: бросится ли он в слезы, психанет или поведет себя как мужчина. Порка – это проверка, знак того, что любой человек может быть наказан, исключений не бывает. Пройдешь достойно испытание – значит, казак, а на нет и суда нет!

Добавим, что в ближайшее время Симбирское казачество планирует открыть в Ульяновске конный театр. Там будут проводиться интересные занятия, связанные с многовековой воинской традицией.

Евгений Нувитов