«Радетель – помощник, заступник; человек, болеющий за какое-то благое дело» (Энциклопедический словарь). ПОВОД Дело в том, что не раз приходилось слышать о чрезвычайной социальной активности местного, потребительского общества с милым названием «Волжанка». Подчеркиваю: именно о социальной активности. Говорили, что его директор Михаил Горшков чуть ли не держит на своих бизнес – плечах всю местную «социалку» села – от участия в сооружении храма до заботливой опеки детишек и ветеранов. И сельской администрации сильно помогает. Перечислялись адреса доброхотных деяний: школе построил газовую котельную; церкви колокола подарил, сельчан – земляков возит бесплатно в областной центр на концерты, для местных красавиц открыл салон красоты и ателье, капитальный ремонт детского садика провел, детишек из бедных семей обедами подкармливает, помогает селу новое кладбище обустраивать… Согласитесь, что при абсолютном равнодушии сегодняшнего российского неокапитализма к нуждам не только сельского – но и городского населения; при его идиосинкразии к любой благотворительности в ундоровские благие дела как-то не очень верилось. Вот и захотелось самому все увидеть. Первым делом, конечно, заглянул в сельскую администрацию – уж там-то о поддержке тощего «поселенского» бюджета знают все. И мне без обиняков заявили: – Да у нас многое получается только благодаря поддержке Горшкова и его «Волжанки»… Мы без них – сироты… – И я пошел по селу. СУТЬ ДЕЛА И всюду замечаешь, как сейчас выражаются, «бренд» «Волжанки». Изображение голубого фонтанчика, бьющего из панциря древнего моллюска красуется на магазинах, на заправке, на ателье, на пекарне – и в прочих местах .Этот фонтанчик – символ знаменитой здешней минеральной воды, которой люди лечатся еще с девятнадцатого века, с той самой поры, когда земляк ундорчан, сподвижник генералиссимуса Суворова и отец декабриста Василия Ивашева генерал Петр Ивашев заинтересовался родниками, бьющими в местных оврагах. Он-то и ввел зачатки практического водолечения. Однако затем в течение более чем столетия дело не развивалось, не ширилось, не крепло. И лишь в конце шестидесятых годов прошлого века лечебной водой занялся совхозный инженер Александр Горшков, отец сегодняшнего директора «Волжанки». Просверлил скважину, наладил разлив и продажу минералки. Было тогда при этом деле человек тридцать. -Первый «конвейер» был таким: стоял человек с бутылкой, вручную накладывал пробку, вручную ее закатывал. – вспоминает Михаил Александрович. – Над отцом тогда посмеивались .… «Второе дыхание» ундоровская минералка приобрела когда из рук отца дело принял сын. Как говорится, продолжил стезю. И ведь как продолжил – расширил, укрепил, обновил! Сегодня водичка приносит кооператорам неплохие доходы, обеспечивает в значительной степени занятость сельского народа. Так что повсеместная эмблема с голубым фонтанчиком – как символ местного бизнеса. Впрочем, потребительское общество «Волжанка» ныне не только водой занимается – но и сельским хозяйством, строительством, транспортом, коммуналкой, хлебопечением, торговлей – и так далее. «Далеко простирает «Волжанка» руки свои в дела человеческие…» И занимается всем весьма успешно. Скажем, буренки дают здесь по пять с половиной тонн молока в год, с гектара пашни берут по тридцать центнеров зерна. Налажена деревообработка, транспортные, бытовые и коммунальные услуги, торговля. Работает на предприятии около тысячи человек, зарплата для сельской местности –и это главное!- стабильна. Короче, бизнес ведется умело и прибыльно. И тут уж заслуги и способности руководителя Михаила Горшкова не отнять. Несколько слов о нем. Окончил в свое время сельхозтехникум, отслужил в армии, работал в электросетях. Затем – как говорит – « примкнул к воде ». Руководит «Волжанкой» уже пятнадцать лет с лишним.. Со времен «ручного конвейера» много воды утекло – и простой, и минеральной. Сегодня «Волжанка» – современное предприятие европейского уровня, поставки из Ундор достигают аж Владивостока…Кроме минералки производится здесь еще масса разных витаминизированных напитков на ее основе: с черникой, шиповником, расторопшей. Однако, как уже сказано, меня интересовали не столько производственные успехи- но и «особенности социальной ориентации» данного потребительского общества. Повторюсь: сетования по поводу равнодушия современных «денежных мешков» небезосновательны: чаще всего только о себе и пекутся наши неокапиталисты .И выяснилось, что на этом фоне Михаил Горшков- вроде белой вороны… Ибо бизнес «Волжанки» на самом деле оказался социально- ориентированным. ФИЛОСОФИЯ ДОБРА – А не жалко вам, Михаил Александрович, тех миллионов, которые вы тратите на приобретение, скажем, компьютерного класса и спортивных тренажеров для школы, на ремонты детских учреждений в селе, на помощь ветеранам и пенсионерам – и так далее. Ну, скажем, зачем вашему бизнесу содержание лыжной базы или шефство над детским домом? Он удивился: Далее последовал некий философский трактат на тему «Социальная обязанность бизнеса и его роль в современной жизни». Главные постулаты оного озвучиваю прямо с диктофона: -Меньше всего я хотел бы слыть бизнесменом, который «отстегивает» от своих прибылей некую толику «для народа». Нечто вроде подачек. Подобно тому мужику, который пытался спастись от волков , бросая им то шапку, то валенки, то рукавицы. … Я считаю главным совершенно другое . Первое: бизнес должен проявлять свою социальную ответственность прежде всего достойно оплачивая труд Помните, что написал в своем дневнике основатель фирмы «Сименс? ».Он написал: «Я горжусь тем , что не присвоил ни одного пфеннига у моих работников». Этот человек был не дурак… Второе: бизнес должен не просто помогать людям- он обязан побуждать в них инициативу, желание жить не только богаче- но и достойнее. Какая тут разница? Громадная! Достаток – это ведь не только новая иномарка или роскошная шуба для жены .Достаток- это потребность и возможность делать свою жизнь более цивилизованной, более достойной… Достаток – он человека организовывать должен, дисциплинировать, к здоровью и разумной жизни побуждать… Вот завели мы в селе службу быта: ателье, салон красоты, фотосалон. И отнюдь не только с целью прибыль получать – но и народ приучать к опрятности, к самоуважению. Мусоровоз купили…Для чего? А чтоб народ овраги наши дерьмом не заваливал. Поселковая администрация контейнеры приобрела, по улицам расставила. Небольшую плату за это берем. Но теперь чисто в переулках! – Привыкли полагать (особенно в последние годы) что чем глубже в провинцию – тем больше и больше человека заедает примитивизм. Заботы о хлебе насущном, саде-огороде; курах-козах и небогатой копейке как бы оттесняют на обочину бытия (а то и вовсе истребляют) то что именуется развитием личности, духовной жизнью. Люди меньше читают, реже поют- но чаще пьют, забывают о физкультуре. У нас не совсем так Наша «Волжанка» помогает Ундорам не только вполне сносно жить – но и не впасть в то состояние, которое создатель «Капитала» обозначил резковатым термином «идиотизм деревенской жизни». -Вот вы спросили , зачем нам нужна лыжная база. Да затем, чтобы по выходным молодежь не слонялась по укромным углам с сигаретой и бутылкой- а резвилась на лыжне. И конноспортивная школа – для того же. И каток. И детский оздоровительный лагерь. И компьютерный класс в лицее, который мы детям подарили. Так же, как и тренажерный зал. -Говорят, в бизнесе нельзя быть альтруистом – разоришься? -Альтруистом – нельзя. Но осознавать свою социальную ответственность – нужно. Что и пытаемся делать. И не без задней мысли: ведь те, скажем, ребята, которые сегодня шайбу на катке гоняют – они же наши завтрашние работники. И те, что в компьютерном классе клавиши давят- тоже наш потенциал. А бизнесу нужны не больные – а здоровые люди. Так что какое уж тут у меня бескорыстие. Сплошная корысть… Смеется. Еще сентенция: -Сейчас много детей обездоленных, потерянных. А кто их обездолил? Да мы, взрослые. Желаем на Европу равняться – сникерсы кушать, мобильники иметь, на иномарках кататься… А сельский житель перестал себе воспитывать смену – не думая, что под старость за ним ухаживать некому будет- и работать будет некому. Справки добывают, что деревенскому ребенку нельзя на свежем воздухе работать! И на своем-то подворье редкий ребенок уже копается. Их с малолетства мать с отцом настраивают: лишь бы куда-нибудь уехал, только не остался в селе. А мы вот организовали при ундоровском лицее большой огород, на котором дети работают. И свою столовую овощами обеспечивают. И сами денежку зарабатывают, между прочим. И торговать на рынок ездят. А после лицея многие в сельхозакадемию потом поступает… И в завершение: – Только временщики могут думать исключительно о прибылях, игнорируя повседневную жизнь тех ,кто рядом с тобой живет и работает. У меня другой взгляд… О временщиках Горшков упомянул не зря. Есть в Ундорах еще один бизнесмен. Он владеет местными здравницами, богат и известен в московских кругах. И что делает? Ундорчане сетуют: «Детский садик при санатории ликвидировал – а у нас в муниципальном мест нет… Дорогу к недавно приобретенному дому отдыха не ремонтирует. Зарплаты у него мизерные. В санатории питьевую галерею закрыл, соорудил там ресторан…Вот так и «хозяйствует». Земли по окрестностям скупает чохом…Человек пришлый, главная задача у него- денег настричь и уйти. Но нам-то жить на этой земле!» Честно говоря, на этом фоне подход к Михаила Горшкова к сути «социальной составляющей бизнеса» мне очень понравился. ЭХО ЗЕМСТВА О более чем полувековой роли земского сообщества в российской жизни сейчас мало что знают «широкие массы». Состоялось оно по земской реформе 1864 года как форма местного самоуправления. Существовало оно на трех китах: земские повинности (финансовые и натуральные); демократизм (выборные начала); местные патриотизм (земляки обустраивали свою территорию). Суть земской деятельности заключалась не в удовлетворении лишь своих личных целей – но и целей общественных. Две главные особенности определяли лицо земства: а ) – во главе угла стояли интересы местного населения; б) – двигали и развивали этот процесс люди, которым отнюдь не безразличной была жизнь тех территорий, на которых они жили, имели земли, производства, имущество; или просто трудились – каждый на своем поприще. Скажем, учителя, священники, врачи, агрономы, землемеры, ветеринары. Чем занималось земство? Подчеркну: исключительно хозяйственными делами (как сказано в «Положении о земствах») «для польз и нужд губернии или уезда». Энергичное и состоятельное сообщество (на выборных, подчеркну еще раз, началах) посчитало своей главной задачей обустройство тех конкретных земель (отсюда и название) к коим было причастно – своей жизнью, имуществом, проживанием. Строительство дорог и школ, налаживание медицинского и аптечного обслуживания населения. Благоустройство мест проживания, приюты для бедных и столовые для детей, внедрение новых, более эффективных способов ведения хозяйства, организация фельдшерских курсов, гимназий, учительских семинарий, сельхозвыставок, артелей кустарей, налаживание страхового дела – вот неполный перечень каждодневных земских забот, их суть. Получалось, что социальная политика бизнесмена Михаила Горшкова как бы продолжает традиции земства. Получалось, что он и есть современный земец. … Много доброго сделали в свое время земцы своими стараниями, не ожидая милостей от государственных властей. И еще много бы сделали – но в 1917 году их упразднила новая власть. Не настало ли время возрождения? Дела и философия «земца» Горшкова отвечают на этот вопрос утвердительно. Жан Миндубаев P.S. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Библиограф
Материал был напечатан шесть лет тому назад в журнале “Сельская новь”. В чем смысл такого давнего репоста?
Библиографу, с уважением
а чтобы знали те, кто не такие Библиографы.
Василий
Бабло сорвать – в этом весь смысл.А какими способами- это не важно
Василиса
Василий, ну не всё же деньгами измеряется, есть ещё уважение к достойным людям. Не надо , как шакалы себя вести. Человеком нужно оставаться.
Ботаник
Матерьяльчик написан в духе райгазеты.
Жан Миндубаев
“Библиографу” ,стыдливо прячущем за кустами.
Смысл данной публикации в том, что некие прохиндеи хотят втюрить очередной сетевой магазин в поселке дабы огребать маржу и ни хрена не вкладывать в благоустройство поселка и улучшение жизни местного населения. А оно- население- не создатели хорошей жизни для владельцев “сетей”- а часть народа нашей России.
И земство мной вспоминается не зря- подумай,шевели мозгой( если она есть у Вас)
“библтофил”?
А.М.
Жан Бареевич никак не мог не перейти на личности.
Весьма достойно почтенного старца.
Жан Миндубаев
Мыслишка: “Ботанику” надо заниматься ботаникой ( в прямом смысле этого слова) – а не лезть туда, куда лезть не надо.Ибо “ботаник” (в переносном смысле) это просто беспомощный дурачок в очках. Узрел?
А.М.
Мне кажется, или кто-то лишь выдаёт себя за несомненно достойного представителя старшего, ещё советского (в хорошем смысле слова),поколения журналистов?
Читатель
Спасибо за правдивую статью. За статью о человеке труда, мудром человеке. К сожалению , такие материалы – большая редкость по нынешним временам.
Юрист
Любой бизнес изначально направлен на получение прибыли – это заложено в уставе любой коммерческой организации. Но есть право, как этой прибылью распоряжаться. Выводить в офшоры, перемывать, и покупать на эти деньги виллы в Испании, вертолеты и яхты. Или вкладывать прибыль в развитие жизни вокруг себя, развивая общество, увовень жизни, инфраструктуру населенного пункта, где предприятие ведет свою деятельность, вкладываясь в социальную заботу о трудовом коллективе. Доброе дело.
Послесловие
-How much is – спросил я у старьевщика Вилли.
Вилли щелкнул вставной челюстью и ответил по русски:
– Если без эпиграфа “радетель” – один доллар. С “радетелем” – полтора.
Подумав немного, он добавил:
-Только Ежову не говори. Матерьялец-то с душком, беушный. Узнает Ежов – не заплатит, скажет: иди с Горшкова спрашивай!
Жан Миндубаев
“Послесловцу”. Дурак ты ,братец. Почему? да потому, что жил как желтый клопмк в тооо-ненькой щелке старой деревенской избы и все дрожал, что тебя заморозят… И привык ты измерять поступки людей своими клоповьими мерками.
Мы,волонтеры, сотрудничаем с “Улпрессой” потому, что этот портал менее всех прочих в Ульяновске ( и не только) подвержен лизоблюдству и подпеванию, он чтит и бережет свое достоинство.
Интернет
ДАааа Жан Абдулбареевич! не ожидал! Смело Честно НЕ в духе времени.! Сейчас редко услышишь такие слова о порядочных людях писать не принято. всё больше о приспособленцах и попуизниках.
Послесловие
Насчет портала – все правильно ты сказал, “волонтер”. Можно было и без “МЕНЕЕ всех прочих” (насчет лизоблюдства), да вот главный лизоблюд всех времен и народов по кличке Жан тут все лижет и лижет.Поэтому приходится согласится с тобой -“МЕНЕЕ всех прочих” портал, но не без греха.
Жан Миндубаев
Тому, КТО ПРЯЧЕТСЯ ПОД КЛИКУХОЙ “ПОСЛЕСЛОВИЕ”.НУ, ЧЕГО ТЫ , БРАТЕЦ КРОЛИК, СТЕСНЯЕШЬСЯ СВОЕЙ МЕЛКОТРАВЧАТОЙ УБОГОСТИ? ОТКРОЙ ЛИЧИКО, ГУЛЬЧАТАЙ!
Миндубаеву
“Послесловие” не такой идиот, некоторые