В ноябре исполняется 90 лет Валентине Михайловне Пучковой – заслуженному учителю РФ, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени. Большую часть жизни она отдала работе в гимназии №1 Ульяновска.
– Знаете, что такое счастье учителя? Это когда урок заканчивается, звенит звонок, а дети не вскакивают со стульев и не бегут скорее к выходу. А наоборот – сидят, словно завороженные, а затем – перед тем, как выйти из класса, – подходят и говорят: «Спасибо!» – делится своим педагогическим кредо Валентина Михайловна.

Именно так случалось не раз у самой Пучковой. По ее признанию, уроки и любимые лица детей до сих пор ей снятся – несмотря на то, что прошло более 20 лет с того момента, как она выходила к доске с указкой в руках.

Однако любое счастье (в том числе – педагогическое) нужно сначала заслужить, перетерпеть трудности и слезы от первых неудач.

Трудные дети – самые любимые
– Я родилась в станице под Воронежем. В июле 1941 года вместе со своими сверстниками отдыхала в пионерском лагере, и вдруг приехали родители и стали забирать детей. Так неожиданно закончилась смена в лагере и мое детство: началась война, – вспоминает наша собеседница.

В 1950 году ее отца направили работать в Ульяновск, и вместе с ним переехала вся семья. Валентина училась в местном пединституте и преподавала год в Чердаклинской школе, а затем в третьей женской гимназии.

– И вот как гром среди ясного неба: директора нашей школы переводят в первую гимназию, где тогда учились одни мальчишки. И вместе с ней туда переводят меня – учителем истории. Я очень не хотела, ведь со своими девчонками из третьей школы я уже как-то сроднилась.

В то время в первой школе учились очень разные дети. На волжском склоне тогда стояли многочисленные дома, этот микрорайон неофициально именовался Подгорьем. Был еще так называемый «рабочий городок» – на месте бывшего Спасского монастыря, где сейчас располагается ДК «Губернаторский».

– Как раз из Подгорья, рабочего городка и переулка Мира дети были из очень сложных семей. Кроме того, у них, вероятно, сложились непростые отношения с предыдущими учителями. В общем, встретили они меня настоящим «концертом» – хулиганили страшно. До слез доходило, и я не знала, что делать.

Перевод в другую школу произошел в январе, и оставшиеся полгода были для молодой учительницы очень трудными. Когда начался новый учебный год, Валентину неожиданно назначили секретарем комсомольской организации.

– Я схватилась за голову: «Да вы что? Я с ними справиться на уроке не могу, а вы хотите, чтобы я руководила ими во внеурочное время?».

Но как говорится, партия сказала: «Надо!», а комсомол ответил: «Есть!». Пришлось взяться и за это дело, и, как ни странно, ситуация начала постепенно изменяться к лучшему.

– Мои ученики готовятся к эстафете с шести утра – я, естественно, с ними. Куда-то нужно пойти – снова я. И в итоге отношения с классом начали складываться совсем по-другому. Они и на уроке стали прислушиваться ко мне, а то, что я обожала учить, – тут мог почувствовать любой.

Не случайно, что именно этот – самый трудный класс -до сих пор сохранил связи со своим учителем истории. Многим из них уже за семьдесят…

Напутствие молодым
– Запомнились и другие события: например, как первой школе в 1966 году вручали орден Ленина. Меня тогда наградили орденом Трудового Красного Знамени. Вообще, благодаря своей гимназии я объездила полстраны – была и в Москве, и в Каунасе (Литва), и в Севастополе, и в Ташкенте. Сами города посмотреть времени почти не оставалось: сплошные конференции и симпозиумы, – вспоминает рассказчица.

Валентина Пучкова ушла из школы в 1995 году по собственному желанию, хотя ее просили остаться.

– Понимаете, я уже сама себе на уроках перестала нравиться: все-таки возраст. Работала последние годы методистом, а потом внук родился – надо было помогать дочери.

В завершение беседы мы попросили ее в одной фразе сформулировать «напутствие молодым».

– Молодые учителя должны помнить, что они растят настоящих людей для своей страны. Самое главное – это воспитать настоящего человека, все остальное – приложится.

Евгений Нувитов