Большинство ульяновцев, скорее всего, никогда не были на крутом волжском косогоре, протянувшемся от железнодорожной выемки на границе улиц Локомотивная и Кирова до Императорского моста. На первый взгляд, место это малопривлекательное – заброшенные в 90-е годы прошлого века садовые участки и железнодорожная насыпь. Тем не менее эта территория насыщена интересными историческими событиями, связанными с выходцами из бывшей Австро-Венгерской империи.


Австрийская улитка на стене гидротехнического сооружения, 2017 год

С середины XIX века на косогоре недалеко от нынешнего речного порта располагался Макин сад, принадлежавший австрийскому подданному Жульену Макке. Сад насчитывал до четырех тысяч фруктовых деревьев, в основном яблонь сорта Антоновка и Крестовый мальт, которые использовались для мочения. Упругие, сочные, пряные, с красным бочком моченые яблоки из Маки-на сада имели огромный успех у симбирян. Были в саду теплицы и большая оранжерея, где круглый год для услаждения богатых симбирян выращивались персики, ананасы, виноград, черешня и экзотические цветы.

А более века назад, в годы Первой мировой войны, здесь, на косогоре, пленные солдаты армии Австро-Венгерской империи привлекались для земляных работ и строительства гидротехнических сооружений при прокладке железнодорожных путей к Императорскому мосту. Австрийские военнопленные в перерывах между работой изготавливали из стремительно обесценивающихся медных монет Российской империи колечки, которые тут же с большим успехом обменивали на еду у девочек-подростков с южных городских окраин. Несколько пленных умерли от инфекционных заболеваний и были похоронены в овраге под современной улицей Нагорная вместе с российскими солдатами, умершими от ран в ближайших госпиталях.

В ходе боев Гражданской войны за овладение Симбирском 22 июля и 12 сентября 1918 года на косогоре вдоль железнодорожных путей погибло несколько бывших австрийских военнопленных, которые воевали на стороне Красной армии. Погибших похоронили в том же овраге.

Во время Великой Отечественной войны, примерно с лета 1942 года, по проложенным при участии австрийских военнопленных железнодорожным путям в восточные регионы СССР отправлялись пленные солдаты Третьего рейха, среди которых было и немало бывших подданных Австро-Венгерской империи. На станции Ульяновск-2 эшелоны с пленными останавливались для снабжения продовольствием и кипятком.

Осенью 2016 года под железнодорожной насыпью ниже переулка Аношина было обнаружено несколько особей австрийской улитки. За прошедший год численность их резко увеличилась, и теперь улитки с разной степенью встречаемости обнаруживаются вдоль железной дороги до подхода к Императорскому мосту. У взрослых особей австрийской улитки высота раковины достигает 20 мм, ширина раковины до 25 мм. Раковина красивая, беловатая или желтоватая, почти всегда с 4-5 темными спиральными полосами. Для нашего региона австрийская улитка является чужеродным видом, ранеев Ульяновской области она не встречалась. Скорее всего, австрийская улитка проникла к нам по железной дороге или из речного порта с перевозимыми грузами. Обычно чужеродные виды животных в новой среде обитания начинают вытеснять аборигенные виды и вредить сельскохозяйственным угодьям. Пока рано строить прогнозы, как поведет себя австрийская улитка в Ульяновске, но уже сейчас понятно, что закрепилась она надолго.

Волжский косогор в пределах Железнодорожного района представляет собой очень интересный природно-исторический объект для проведения комплексных краеведческих экскурсий для школьников. В сентябре этого года было проведено две экскурсии для обучающихся Центра детского творчества №6 и гимназии №30. Дети смогли увидеть много перелетных птиц, которых в этом тихом месте никто не пугает, несколько видов моллюсков, но больше всего их заинтересовали внешне привлекательные и необычные австрийские улитки. Несколько улиток теперь поселились в стеклянных банках в семьях любознательных школьников. Как показали первые наблюдения юных натуралистов, австрийским улиткам пришлись по вкусу местные огурцы, морковь и капуста.

Дмитрий Семенов, Центр детского творчества №6;

Гульнара Ахметжанова, гимназия №30