Виталий Ахмеров, Андрей Андреев, Евгений Петров, Ульяновск — Киров — Чебоксары
В регионах ПФО начали развивать медицинский туризм.
Власти и бизнес-сообщество сразу нескольких регионов ПФО заявили, что готовы развивать на своей территории медицинский туризм. Речь идет о привлечении в субъекты РФ людей, желающих поправить здоровье и вместе с тем хорошо провести время, не валяясь на больничной койке.

Ульяновск
Многие жители столицы предпочитают лечиться в Ульяновске, потому что при сопоставимом качестве местная медицина значительно дешевле московской. Хорошо сэкономить можно на услугах стоматологов, офтальмологов, сурдологов и других специалистов, в том числе докторов, делающих прививки маленьким детям.

— Цена самих вакцин в Москве и Ульяновске примерно одинакова. А вот стоимость врачебной консультации, которая обязательна перед прививкой, отличается значительно, — рассказал «РГ» ульяновский педиатр Дмитрий Малых. — В течение первых полутора лет жизни малыша его родители шесть раз посещают доктора, чтобы сделать комплекс базовых и рекомендуемых прививок. По моим подсчетам, за это время родители-москвичи, выбирающие ульяновского специалиста, экономят 60 тысяч рублей. Массового характера такая практика пока не приобрела: лично ко мне за год по поводу вакцинации детей обратились 11 раз. Иногда дело не только в цене, но и в том, что к московскому специалисту подходящей квалификации очередь расписана на месяцы вперед.

Разумеется, ехать из Москвы в Ульяновск из-за одних только прививок невыгодно — больше потратишь на билеты или бензин. Чаще всего туристы совмещают медицинские манипуляции с поездками в гости или по делам, поэтому количество московских пациентов в ульяновских клиниках растет в сезон отпусков.

— Я давно работаю стоматологом и заметила закономерность: в летнее время примерно треть пациентов ульяновских клиник— это приезжие из других городов, — говорит главврач клиники «Дантист» Татьяна Гордеева. — Их можно понять. Наши услуги по качеству не хуже московских, а цены — намного ниже.

Значительная часть так называемых медицинских туристов — это люди, которые когда-то переехали в столицу, но связи с малой родиной не оборвали.

— Я живу в Москве два года, но за лечением предпочитаю обращаться к специалистам в родном Ульяновске, — рассказывает Ольга Петерс. — Во-первых, я там всех знаю или могу навести справки у людей, мнению которых доверяю, а значит, не буду сомневаться в качестве услуги. Во-вторых, это дешевле. К тому же в небольшом городе чисто логистически удобнее заниматься здоровьем. Если я планирую поездку к врачу в Москве, то знаю, что на это уйдет весь день. А в Ульяновске еще много всего можно успеть.

— Отдельную категорию пациентов составляют желающие получить услугу конкретного специалиста, которому доверяют и к которому готовы ехать куда угодно. В моей практике такие есть, — рассказала «РГ» ульяновский сурдолог, оториноларинголог и онколог Валентина Харитонова. — В целом же мои иногородние пациенты — это чаще всего жители соседних регионов. Таких приезжает по двое-трое в неделю. Москвичей меньше, но тоже бывают. Их, конечно, привлекают цены, ведь мы оказываем абсолютно тот же набор услуг аналогичного, а иногда и лучшего качества, но значительно дешевле. Только один пример: консультация сурдолога в Москве обойдется в 2500 рублей, в Ульяновске — в 650.

Основатель стоматологической клиники «Премьер-Дент» Алла Пушкарева подтвердила, что так называемый медицинский туризм в России набирает обороты, однако призывает пациентов не путать медицину с развлечением.

— Лечение иногородних пациентов и медицинский туризм — это все же разные вещи. Я против того, чтобы относиться к медицине как к виду развлечений. Стоматология — это не магазин, не ресторан и не музей. К выбору клиники надо подходить максимально серьезно! Это большая ответственность. Что если после лечения у «туриста» возникнут осложнения? Снова в дальний путь собираться? — недоумевает Пушкарева.

Между тем, по данным агентства по туризму Ульяновской области, 15,7 процента всех российских туристов, посетивших Ульяновскую область в 2016 году, приехали в регион для лечения. Это почти 60 тысяч человек.

Киров
К 2019 году Кировская область станет зарабатывать на медицинском туризме миллиард рублей ежегодно. Как говорят в региональном минздраве, этому способствует то, что от иногородних пациентов в рамках ОМС область получает дополнительные средства, которые идут на развитие медучреждений, что, в свою очередь, отражается на условиях лечения пациентов и привлекает новых. То есть возникает мультипликативный эффект.

Например, активно едут пациенты из других регионов России в Кировский центр травматологии, нейрохирургии и ортопедии, где в связи с этим недавно было расширено отделение артроскопии. А открытое в сентябре 2017 года отделение гемодиализа в городе Вятские Поляны принимает пациентов с почечной недостаточностью не только из Кировской области, но и из соседней Республики Татарстан. С этого года высокотехнологичную медицинскую помощь, в том числе и пациентам из других регионов, оказывают в Кировском областном онкологическом диспансере и в региональном эндокринологическом центре Кировской клинической больницы № 7. Там пациентам проводится установка инсулиновых помп.

Если по итогам 2014 года медицинская помощь в кировских медучреждениях была оказана более чем четырем тысячам иногородних пациентов на сумму свыше 100 миллионов рублей, то по итогам 2016 года их число удвоилось, а общая сумма оказанных услуг составила 445 миллионов рублей, в том числе значительный рост произошел за счет высокотехнологичной медицинской помощи.

По словам губернатора Игоря Васильева, чтобы развивать это направление, необходима соответствующая инфраструктура, которую невозможно создать на территории лишь одной медицинской организации. Решением может стать формирование медицинского комплекса, в который вошли бы несколько лечебных учреждений города.

— Но помимо этого нужно повышать и общий уровень жизни в регионе, — считает он, — делать его более привлекательным для посещения, в том числе развивать туристические маршруты.

По словам директора центра развития туризма Кировской области Елены Данюшенковой, последнюю составляющую можно разбить на два раздела.

— Во-первых, это санатории, которые и сегодня активно сотрудничают с туристическим бизнесом, а экскурсионные автобусы с отдыхающими стали привычными на улицах Кирова и других городов области, — говорит она. — Во-вторых, если речь идет о тех, кто приехал получать непосредственно медицинскую помощь в больницах и других учреждениях здравоохранения, как правило, это не бедные люди. И для них вполне можно организовать любую туристическую программу, как индивидуальную, так и группами.

Чебоксары
Столица Чувашии окружена восемнадцатью санаторно-курортными учреждениями. Это, например, санаторий «Чувашия» — его еще часто называют «волжской Мацестой». Знаменитый своими минеральными водами санаторий «Волжанка», многопрофильная здравница «Надежда». Каждое из них предлагает свой комплекс оздоровительных процедур, и почти все они расположены не дальше чем в 25 километрах от центра города.

Кроме этого, в самих Чебоксарах действует несколько передовых клиник, в том числе федерального значения, таких как МНТК «Микрохирургия глаза», Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования и Республиканский клинический онкологический диспансер. При этом круг их пациентов не ограничивается лишь жителями Чувашии. Например, с момента открытия центра ортопедии в 2009 году и по 2016-й в стационаре пролечились более 45 тысяч пациентов, из них более 32,5 тысячи—жители других регионов. По мнению экспертов, столица Чувашии имеет все шансы стать центром оздоровительного туризма в поволжском регионе.

Однако, несмотря на большой потенциал, сама отрасль медицинского туризма делает в Чувашии лишь первые шаги. По мнению директора АУ «Музейно-туристический центр» города Чебоксары Анны Казанцевой, на сегодня нет тесного взаимодействия между участниками рынка.

— Когда человеку делают сложную операцию, с ним, как правило, приезжают родственники или знакомые. Нужен такой оздоровительно-туристический продукт, при котором пациенты проходят реабилитацию, а их сопровождающие имеют возможность где-то жить, причем недорого, куда-то ездить и что-то смотреть, — говорит она.

Иными словами санаторно-курортные комплексы и медицинские центры хотят получать от туроператоров предложения по экскурсионному сопровождению пациентов и их сопровождающих, чего пока не хватает. Вместе с тем в санаториях, где нет активного продвижения экскурсионных предложений, нет и большого спроса на эти услуги. Это, по мнению Казанцевой, недостатки маркетинга туроператоров. Руководители санаториев сетуют, что иногда им приходится своими силами организовывать подобие экскурсий для гостей, желающих осмотреть город. Но все это делается на непрофессиональном уровне. Хороший турпродукт подразумевает и хорошую логистику с привлечением туроператоров. Однако здесь возникают свои трудности. Компаний, предоставляющих транспортные услуги соответствующего качества, в Чувашии мало, их услуги дороги. По словам представителей туротрасли, цены на них выше процентов на 20—30, чем, например, в Казани. Зачастую для обслуживания больших групп выгоднее заказывать туристические автобусы в соседнем Татарстане, говорят они.

Но более важная причина недостаточного уровня развития медицинского туризма в регионе, по мнению экспертов, — отсутствие динамичного продвижения возможностей республики на внешние рынки. Первым шагом в этом направлении может стать участие чувашских санаторно-курортных комплексов и медцентров в международной специализированной выставке «Медтрэвелэкспо-2017», которая организуется Ассоциацией медицинского туризма России в декабре текущего года. Кроме того, в ближайшее время в Чувашии планируется открытие представительства этой организации, которое возьмет на себя управленческие и координационные функции в вопросах развития отрасли.

ЦИФРА
1 миллиард рублей ежегодно намерена зарабатывать на медицинском туризме Кировская область.