У современной русофобии имеются разветвленные и разновозрастные корни, уходящие в далёкое прошлое, но нам следует в первую очередь признать, что на сегодняшний момент основная причина недоброжелательного отношения западных стран к России заключается во внутренней политике РФ. Сначала Европа со злорадным удивлением взирала, как великая держава разодрала самоё себя на пятнадцать частей, а затем начала поливать грязью свою историю и святыни, одновременно возвеличивая всё европейское и тем более американское. И это выглядело ни чем иным как приглашением Западу воспользоваться случаем и покончить с Россией и русским народом самым легким путём через финансовую и пропагандистскую поддержку антинациональных сил внутри России. К счастью, это пока не случилось. Но смертельная опасность еще не устранена и даже не осознана.
Вместо реальных шагов по укреплению стратегических позиций России в области культуры и нравственности, на многочисленных телешоу политологи стали изображать бурное возмущение западной русофобией, словно это какая-то коварная неожиданность со стороны лукавого госдепа. Но разве не мы сами стали коверкать русский язык в угоду националистам отколовшихся республик (Таллинн, Алма-Аты, в Украину и т.д.). Почему-то никто не вспоминает вопли о русском фашизме в начале 1990-х, как и вопли Новодворской, что «Русским место у параши!». Почти то же самое говорит и сейчас завсегдатай телешоу некто Сытин.
И это, так сказать, примеры навскидку, но их можно перечислять с утра до вечера. Стоит включить радио — и в каждом радийном часе можно услышать несколько издёвок над Россией, в каждой телепрограмме, обязательно найдется несколько страдальческих кивков на рабский менталитет русского народа, вся современная литература букеровского помёта кишит русофобскими штампами. Почти всё современное кино, и ряд театральных и оперных постановок – откровенная русофобская мазня дельцов типа Серебреникова , Богомолова и Учителя.
Разве такое провокационное отношение к державообразующему народу не опасно для самого существования государства?.. А что если США вдруг начнут сострадать русскому народу, и захотят наладить с ним доброжелательные отношения, например, выплатят каждому пенсионеру разовый подарок в сто долларов прямым почтовым переводом, а богатые штаты возьмут шефство над депрессивными регионами?.. Но, до такой народной дипломатии человечество ещё не созрело.

Презрительное отношение политической элиты США к элите России объясняется очень просто. У нас политические и экономические воротилы почему-то считают, что ликвидировав социализм, советскую культуру, социальную справедливость, ограбив народ приватизацией, разрушив советское образование и медицину, искусственно создав класс эксплуататоров, они получили за это право занять равное место среди руководителей и воротил бизнеса цивилизованных государств. Но у западных буржуев своя протестантская гордость. И своя протестантская этика, в которую никак не вписываются разбогатевшие победители социализма. И зря они обижаются на «Америкосов», встречаясь на каждом шагу с презрительным отношением к себе как людям безнравственным и бесчестным, которые пытаются превратить страны Запада в кубышки для сохранения награбленных в России богатств. От дармовых денег Запад, конечно, не откажется, но так называемых российских олигархов на порог своих офисов в качестве партнёров не пустит, они в его глазах – безнравственные негодяи, разбогатевшие не по воле Бога, как все американские миллиардеры, а благодаря наглой ловкости в присвоении общенародной собственности.
Но сказанное выше – вершки современной русофобии.
Между Россией и Западом существует извечное противоречие в понимание ими свободы и справедливости.
Если у европейца справедливость возникает из свободы воли, то есть она вторична и представляет собой «право сильного», то в России справедливость первична, она обязательна для всех без исключения, и свободным человек может стать только через справедливость для всех.
Это определяют суть русского человека как коллективистскую, а справедливость из свободы воли определяет суть западного человека как индивидуалистическую. Они обе возникли в незапамятные времена как фундаментальные категории культуры двух разных цивилизаций, вынужденных соседствовать друг с другом на ограниченном пространстве, и обречённых вести борьбу за выживание.
В силу этих причин русофобия на Западе – явление вполне объяснимое и закономерное. К ней русским надо относиться спокойно, потому что для европейца русофобия – такой же родовой призрак, как узкоглазие у китайцев или черный цвет кожи у негров. Западная русофобия для русских даже полезна, поскольку позволяет им освободиться от иллюзий человеческого братства.
Русские должны понять, что за своё прекраснодушие они уже заплатили слишком большую цену.