Из Москвы в Ульяновск вскоре привезут 30 трамваев и 15 троллейбусов. В новую транспортную схему города, возможно, включат нижний ярус Президентского моста. Кроме того, в областном центре собираются запустить систему транспортно-пересадочных узлов, которая поможет справиться с проблемами пассажиров, проживающих в пригороде.

Эти и другие интересные новости обсуждались недавно на специальной встрече в региональной Общественной палате. К дискуссии, помимо общественников, присоединились главные «дорожники» области и муниципалитета.

Москва поделится трамваями
– В рамках соглашения с правительством Москвы в Ульяновск вскоре доставят 30 трамваев и 15 троллейбусов. Сергей Собянин уже подписал соответствующие документы. Вагоны выпущены в 2003-2005 годах, доставка каждого обойдется в 5-6 миллионов рублей, – сообщил начальник городского Управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь Бычков.

По его словам, такое значительное обновление электротранспорта имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это экономия бюджетных средств.

– Новый трамвай стоит более 20 миллионов рублей, мы же оплатим только стоимость доставки. Также нужно учитывать, что московским вагонам 10-12 лет, тогда как по нашим улицам курсирует электротранспорт, средний возраст которого – почти 40 лет, – отметил выступающий.

Ульяновские специалисты уже осматривали московский «подарок» и остались довольны состоянием вагонов и качеством предыдущего обслуживания. После окончания всех бюрократических процедур столичные трамваи будут доставляться в наш областной центр по 10 вагонов в месяц.

– Мы упоминали о том, что город подписал контракт с московским институтом – ГУП «Мосгортранс НИИ проект» (подробнее об этом читайте здесь: http://ульяновск-сегодня.рф/article/547 – ред.). Цель сотрудничества – создать более эффективную транспортную схему Ульяновска. Так вот: московские специалисты усиленно рекомендовали нам развивать именно электротранспорт. Достаточно сказать, что из 130 км рельсовых дорог Ульяновска, 100 км трамваи едут по выделенным линиям. Подобное есть далеко не в каждом городе, – прокомментировал наш собеседник.

Встречные предложения
Кстати, специалисты ГУП «Мосгортранс» совместно с ульяновскими экспертами сейчас работают над любопытными темами.

– В частности, рассматриваются такие идеи, как использование нижнего яруса Президентского моста, что позволит соединить левобережье и центр при помощи электротранспорта. Анализируется вообще пропускная способность наших дорог, вокзалов и аэропортов для создания приемлемой модели, – пояснил Игорь Бычков.

В ответ на это общественники озвучили несколько своих любопытных идей.

– У нас есть несколько конкретных предложений. Первое: нужно разгрузить «часы пик» благодаря изменению графиков работы крупнейших предприятий – к примеру ООО «УАЗ» и механического завода. Начало и конец рабочих смен не должны приходиться на одно время. Второе: рассмотреть возможность «закольцевания» некоторых трамвайных маршрутов в «часы пик» – на Пушкаревском кольце и в других подобных местах. Это позволит сократить время курсирования вагонов, – сказал член областной Общественной палат Вячеслав Ярош.

Нужно менять график
В свою очередь его коллега Наталья Тамарова поделилась результатами своего мониторинга работы пассажирского транспорта.

– Я изучала то, как курсируют автобусы в «часы пик» на Отрадной и Рябикова. Несмотря на то, что на этих участках очень много различных маршрутов, в утреннее время весь пассажирский транспорт идет битком. Причем основная часть пассажиров выходит в остановках «Автозавод» и «Улица Терешковой». Это означает, что идея с изменением графика на УАЗе и механическом вполне разумна, – заявила выступающая.

Еще одно интересное замечание на данную тему сделал председатель Общественной палаты Александр Чепухин:

– Все те, кто пробовал уехать вечером на общественном транспорте в Заволжье, знают, что творится на остановке возле здания Центробанка. Фактически остановка там нормально не организована: нет ни заездного кармана, ни павильона. А народу там скапливается очень много. Тут, безусловно, надо менять ситуацию.

В течение часа – бесплатно
Большое внимание участники дискуссии уделили проблемам пригорода и так называемым «электронным проездным».

– Мы эти сложности также будем решать совместно с ГУП «Мосгортранс». К примеру, в Луговом, Кувшиновке и Пригородном автобусы сейчас ходят нерегулярно. Мы предложили следующий вариант: организовать транспортно-пересадочный узел, до которого жителей пригорода будут подвозить специальные автобусы, курсирующие строго по расписанию. Дальше пассажиры смогут сесть на любой удобный вид транспорта – в том числе, трамваи. Соответственно, имеющиеся сейчас нерегулярные маршруты отменяются, а оплата за подвоз до пересадочного узла будет минимальной – даже с учетом дальнейшей пересадки, – рассказал руководитель городского дорожного Управления.

Пока жители пригородных сел разделились во мнении: часть хочет перейти на новый принцип перевозки, другие – сомневаются.

– Здесь же мы могли реализовать систему электронных проездных, которая пока в Ульяновске действует только на электротранспорте. Напомню: оплатив одну поездку по электронному проездному, пассажир может бесплатно пересаживаться на другие трамваи-троллейбусы в течение часа. Так же мы могли бы поступить и при организации пересадочных узлов: пассажиры меняли бы автобусы в течение определенного времени, и в итоге платили бы меньше, – прокомментировал Игорь Бычков.

Добавим, что общественники сделали акцент и на увеличении числа больших автобусов. Сейчас ПАТП-1 выпускает на улицы города 45 автобусов, хотя их у предприятия в два раза больше.

– Связано это с экономическими причинами. ПАТП-1 остается прежде всего социальным предприятием, которое требует дотации. В среднем дотация только от города (есть еще и областное софинансирование) должна составлять ежегодно около 45-50 миллионов рублей, а из горбюджета поступает лишь порядка 15 миллионов, – сказал главный городской «дорожник».

Евгений Нувитов