21 октября 1910 года (все-таки, судя по газетным публикациям, – по старому стилю) состоялся первый полет аэроплана в Симбирске. Считать его полноценным полетом над городом, как увидим далее, вряд ли возможно, и, тем не менее, – заметная веха в истории города, претендующего на звание авиационной столицы. Впрочем, история воздушных шоу в Симбирске началась значительно раньше – задолго до появления аэропланов.
Как известно, первый официально зафиксированный полет воздушного шара состоялся 5 июня 1783 года. Его запустили братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье. Через 3 месяца они продемонстрировали новинку в Париже, в присутствии короля, и получили щедрое вознаграждение. Имели ли место другие, более ранние полеты, оставшиеся лишь в устных преданиях – вопрос спорный. Удивительно, как быстро в те давние времена распространялись технические достижения. Уже 24 ноября того же 1783 года воздушный шар был запущен в Петербурге, в честь тезоименитства Екатерины II. Однако, императрицу зрелище не впечатлило (или наоборот – слишком впечатлило), и она наложила запрет на показ подобных зрелищ. Демонстрационные полеты на воздушных шарах стали проводиться в России лишь в начале 19 века и пользовались большим успехом.
В 1808 г. в Россию прибыл некий г.Тушель, который, по сообщению газеты «Московские ведомости», в «…им изобретённом бумажном шаре сделал воздушное путешествие». Поразив зрелищем воздухоплавания москвичей, он отправился на гастроли по городам России, добравшись и до Симбирска. Петербургская газета «Северная почта» (в Симбирске своих газет еще не было) писала в 1811 году: «Из Симбирска, от 27 апреля. Публика наша в первый раз видела опыт воздушного плавания. Пребывающий здесь иностранец Тушель доставил ей сие удовольствие 23 числа сего месяца, при весьма способном к тому ветре и прекрасной погоде. Он поднялся с аэростатом в 7 час. вечера, и, пролетев чрез большую часть города, опустился благополучно не в дальнем расстоянии. Г.Тушель предпринимал путешествие посредством бумажного шара и действием огня, по примеру Монгольфьера» (по Т.А.Громовой).
Очередное зарегистрированное воздушное представление имело место в Симбирске в конце 19 века, о чем писал в своей статье Ю.Д.Ефимов («Народная газета» от 14 июня 1997 г.). Известные воздухоплаватели Юзеф и Ольга Древницкие, объехавшие с гастролями пол-России, не просто совершали полеты, а выполняли головокружительные по тем временам трюки. Газета «Симбирские губернские ведомости» в 1896 сообщала: «В воскресенье, 16 июня, симбиряне направились к Владимирскому саду посмотреть на небывалое для города зрелище: известный в России воздухоплаватель-парашютист Юзеф Маврикиевич Древницкий собрался подняться на воздушном шаре. Шар был наполнен горячим воздухом, а привязанная к нему гондола сплетена из бамбука и ивовых ветвей. Когда шар поднялся на значительную высоту, Древницкий при помощи парашюта-зонтика благополучно спустился на землю около Зотовского переулка. В саду публики было мало, зато на Венце, около сада, на крышах домов и храмов – толпы народа. 21 июня полёт под звуки военного оркестра совершала Ольга Древницкая. Спустилась она во дворе дома около Петропавловской церкви…».
В 1903 году, с первым полетом аэроплана братьев Орвилла и Уилбера Райтов, началась эра летательных аппаратов тяжелее воздуха. В Европе наибольших успехов быстро достигли французские авиаторы. В России, начиная с октября 1910 года, стали устраиваться традиционные недели показательных полетов на Ходынском поле в Москве. Вместе с французскими летчиками на 1-ой неделе в 1910 году выступали российские авиаторы Михаил Ефимов и Иван Заикин – уроженец Симбирской губернии. После окончания полетов в Москве многие летчики совершали турне по городам России – авиаспорт был дорогим удовольствием. В гастроли по Поволжью отправился граф Михаил Сципио дель Кампо (де-Кампо Сципио), которого в России называли Михаилом Фаддеевичем (1887-1984): российский подданный, уроженец Киевской губернии, происходивший из знатного итальянского рода Сципио дель Кампо. Став членом французского аэроклуба, он в июле 1910 года получил диплом пилота и в том же году на аэроплане «Анрио» («Hanriot») принял участие в 1-ой международной авиационной неделе полетов. В Симбирск М.Сципио дель Кампо прибыл 16 октября 1910 года. На 18 октября было назначено показательное выступление на ипподроме Бегового общества (в южной части города, за Александровской больницей). На Большой Саратовской улице, в магазине «Товарищество» в доме Кудряшова была организована продажа билетов. Газета «Симбирянин» подробно описывала устройство аэроплана: «Первый в Симбирске моноплан прибыл и помещён в специально выстроенный ангар. Эти монопланы единственные в России. Поддерживающая поверхность его равняется 16 кв. метрам, вес 22 пуда, на нём установлен 4-цилиндровый двигатель. Остов аппарата в форме лёгкой лодочки покоится на тележке с амортизаторами и двумя пневматическими колёсами. Тяга – ровно 150 километров». Однако назначенное представление не состоялось из-за сильного ветра и его перенесли на 22 октября. Накануне, 21 октября, авиатор совершил пробный полет на ипподроме. При этом присутствовало лишь несколько человек: городской голова Л.И.Афанасьев, симбирская землевладелица Е.М.Перси-Френч, редактор газеты «Симбирянин» А.П.Коваленко и некоторые другие. Поднявшись в 4 часа дня в воздух, М.Сципио дель Кампо пролетел на высоте 100 м. в сторону ближайшего леса, повернул к вокзалу и вернулся на ипподром. Заполнив бак бензином, он совершил еще один круг на высоте 80 м. в течение 10 минут. К моменту приземления с ближайших улиц сбежалась большая толпа народа. Этот полет и стал первым в истории Симбирска. С нетерпением ожидавшийся публикой показательный полет по погодным условиям не состоялся ни 22-го, ни 24 октября (город семи ветров!). Наконец, 26-го, несмотря на сильный ветер (15 м./сек. – недопустимая величина для самолетов тех лет), авиатор решил лететь во что бы то ни стало. Попытка оказалась неудачной. Газета «Симбирянин» в заметке «Шальной полет» описывала: «Моноплан рвануло ветром на забор ипподрома, но авиатор не растерялся, и обошлось без катастрофы. По пути в ангар моноплан задел его крылом». Авиатор увез поврежденный аэроплан по железной дороге. В дальнейшем М.Сципио дель Кампо выступал с показательными полетами во многих городах: Петербурге, Варшаве, Львове, Царском селе и др. Впоследствии жил в Польше, работал летчиком-инструктором, инженером, в 1945 г. организовал конструкторское бюро. Одним из первых награжден знаком заслуженного деятеля спортивной авиации, в 1981 году удостоен золотой медали Аэроклуба ПНР.
Через 2 года, в июне 1912 года, в Симбирск прибыл знаменитый авиатор Александр Алексеевич Васильев. Особенно он прославился после победы в известном перелете Петербург-Москва в июле 1911 года, который ныне именуют не иначе, как «Большой гонкой». В нем приняло участие 12 авиаторов, взлететь смогли только 9, а долетел до финиша один Васильев на моноплане «Блерио» («Bleriot-XI»), преодолев 725 км. за 24 часа 41 мин., из которых в воздухе провел 9 часов 30 мин. Это стал первый в истории перелет из Петербурга в Москву. Кстати, в состязании принимал участие и М.Сципио дель Кампо. Первый показательный полет А.Васильева в Симбирске на моноплане «Блерио» состоялся 29 июня 1912 года. Газета «Симбирянин» от 1 июля писала: «Позавчера с бегового ипподрома известный авиатор А.А.Васильев совершил очень удачный полёт. Поднявшись свободно и легко, А.А.Васильев сделал три грандиозных круга. Плавно паря в воздухе, отважный авиатор поднялся до 150 м. высоты и, продержавшись 9 мин. 34 сек., свободно спустился на землю на том же самом месте, где поднялся. Публики на ипподроме собралось много. За стенами же ипподрома и на площади был, как говорится, весь город. …Среди этой массы было немало публики, бесплатно получающей удовольствие на собственных выездах, лихачах и т.п. Это весьма характерная черта исключительно российских нравов. За границей, где, как справедливо сказал авиатор в беседе, публика не настолько беспринципна, каждый считает своим долгом отдать посильную лепту за удовольствие…, и пользоваться, как у нас, на «шармака», трудами другого для получения собственного удовольствия никто не позволит. У нас же, несмотря на полную доступность цены билетов для входа на ипподром (до 30 к.), площадь за ипподромом была усеяна любителями «шаромыжки» в модных шляпках, котелках и т.п.».
Через 2 дня происходил второй полет: «…ровно в 8 час. вечера опытный воздухоплаватель А.А.Васильев свободно и легко взвился в воздух. Поднявшись метров на 200 в высоту, отважный авиатор сделал несколько «восьмёрок», а затем «эволюционировал» в воздухе, плавно опускаясь и затем подымаясь до 300 метров высоты. Пройдя, таким образом, красиво и плавно несколько грандиозных кругов, А.А.Васильев свободно и легко опустился на ипподром, продержавшись 10 мин. 49 сек. в воздухе. Бурные аплодисменты и приветственные возгласы раздавались при взлёте авиатора и продолжались во время полётов его над публикой, когда авиатор благополучно прилетел на ипподром. Но симбирская публика осталась верна себе и на этот раз. На ипподроме было «меньшинство», но зато за стенами ипподрома «шаромыжничало» симбирское большинство, среди которого опять изобиловали собственные выезды, лихачи, модные шляпки, панамы, котелки и т д. …» («Симбирянин» от 3 июля 1912 г.). Дальнейшая судьба А.А.Васильева сложилась трагично. Он участвовал в первой мировой войне, был сбит в 1914 г. и через два года умер в германском плену.
Видимо, полеты Васильева были не единственными, проходившими в те годы в Симбирске. Во всяком случае, на фотографии 1912-1913 гг., опубликованной С.Л.Сытиным, запечатлен другой самолет – биплан, летящий над Ярмарочной площадью. Известно, что в начале 20 века в Симбирске были энтузиасты, изучавшие развитие авиации, изготовлявшие модели аэропланов и дирижаблей. Симбиряне приняли активное участие во всероссийском сборе пожертвований на развитие отечественного воздушного флота, объявленном в 1912 году. Жертвовали, кто сколько мог: от 3-х до 500 рублей. Накануне мировой войны это была очень важная акция.
И в первые годы после революции Симбирск-Ульяновск, еще не имевший собственной авиации, мог лишь ожидать нечастых прилетов аэропланов, каждый из которых становился праздником. 2 июня 1924 года у волжской пристани опустился гидроплан «Юнкерс», совершавший агитационный перелет по маршруту Москва – Н.Новгород – Казань – Ульяновск (Симбирск) – Самара – Саратов – Царицын и обратно. Этот перелет, в т.ч. посещение Ульяновска, был описан его участником Н.Бабаевым в очерке, опубликованном в ежегоднике «Кругосвет» за 1925 год (см. материал от 20 января 2017 года). В Симбирске, всего месяц назад ставшим Ульяновском, гидроплан «Добролета» осуществлял экскурсионные полеты, подняв над городом в общей сложности более 300 пассажиров; участники перелета читали лекции об устройстве самолета. Посмотреть на это чудо люди приходили за несколько десятков километров из окрестных деревень. Видимо, и это посещение не было единственным подобным мероприятием в те годы. Известна картина ульяновского художника И.П.Гурьева «Встреча гидроплана в Ульяновске 20 августа 1927 года» (есть в альбоме группы). Примерно тогда же, в 1925 году, в Ульяновске появился и первый собственный трехместный самолет.
Использованы материалы Т.А.Громовой («Деловое обозрение» 2007-6, «Мономах» 2011-1); книги «История ульяновской авиации: 100 дат и имен» (Ульяновск, 2014); публикаций, указанных в тексте, и др.

Аэроплан над Ярмарочной площадью. Один из первых полетов над Симбирском, 1912-1913 гг. (С.Л.Сытин «Таким был Симбирск», альманах «Прометей», М., «Молодая гвардия», 1971).

Авиатор граф Михаил Сципио дель Кампо (де-Кампо Сципио), совершивший первый полет на аэроплане в Симбирске 21 октября 1910 года (samolotypolskie.pl).

М.Ф.Сципио дель Кампо у самолета «Анрио» («Hanriot»), 1910 год (авиару.рф).

Моноплан «Анрио» («Hanriot»).

Авиатор А.А.Васильев, совершивший показательные полеты над Симбирском 29 июня и 1 июля 1912 года. Фото на обложке журнала «Искры» от 17 июля 1911 года (после победы в перелете Петербург – Москва).

А.А.Васильев на моноплане «Блерио», 1910 год.

Моноплан «Блерио» («Bleriot-XI»), на таком летал Александр Васильев.

Встреча гидросамолета «Юнкерс» на пристани в Ульяновске в июне 1924 года (Н.Бабаев «По Волге на гидросамолете. Агитперелет Москва – Н.Новгород – Казань – Ульяновск (Симбирск) – Самара – Саратов – Царицын и обратно», сборник «Кругосвет», ГИЗ, 1925 г.).