День 23 октября 1956 года, когда был изготовлен первый станок модели 656, стал днем рождения Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков. Эту дату называл Игнатий Константинович Юноша-Шанявский, первый руководитель СКБ-11. Нередко называют и 30 октября; возможно, это дата приемки изделия. В дополнение к прошлогоднему материалу (https://vk.com/brandergofer?w=wall-107791040_287/all) – публикации тех дней и еще несколько снимков, относящихся к истории завода. Много исторических заводских фотографий размещено в альбомах группы ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», несколько из них включено в эту подборку.
«Ульяновская правда» 30 октября 1956 года опубликовала целую подборку статей, посвященных УЗТС и его первенцу. Вот выдержки из некоторых заметок.
***
«СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДА.
Сейчас Ульяновский завод тяжелых станков пока сосредоточен в одном механо-сборочном корпусе. Здесь разместились три цеха: механо-сборочный, инструментальный и ремонтно-механический. Явление это, конечно, временное. Рядом с этим корпусом уже возвышается громада инструментального корпуса, в котором заканчиваются отделочные работы, и куда в ближайшее время переместятся инструментальщики и ремонтники. Воздвигается здание литейного корпуса…
Л.Рушкин, начальник механо-сборочного цеха».
***
«РАСТЕМ ВМЕСТЕ С ПРЕДПРИЯТИЕМ.
Ульяновский завод тяжелых станков недавно вступил в строй действующих. Но завод развивается, у него большое будущее. В следующем году предполагается сдать в эксплуатацию крупный литейный корпус, оснащенный новейшей техникой… В будущем также войдет в строй оснащенный по последнему слову техники кузнечный цех. Завод начнет выпускать разнообразные уникальные фрезерные станки…
Н.Носов, расточник».
***
«НОВЫЙ СТАНОК.
Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков изготовил первый опытный образец вертикального бесконсольно-фрезерного станка модели 656. Новый станок значительно отличается от ранее выпускавшихся в нашей стране станков аналогичного назначения, и по своим технико-экономическим показателям стоит на уровне лучших образцов зарубежной техники. … Одновременно с высокой технической характеристикой в станке предусмотрено максимальное упрощение и удобство его обслуживания. … В настоящее время коллектив СКБ-11 уже приступил к подготовке конструкции станка к серийному выпуску на Ульяновском заводе тяжелых станков. Одновременно закончено проектирование ряда специализированных модификаций станков, которые предстоит освоить заводу в 1957-1958 годах.
Н.Анкудимов, ведущий конструктор станка».
***
«ТРУДНОСТИ СБОРКИ ПРЕОДОЛЕНЫ.
Месяца два с половиной назад в механо-сборочном цехе нашего завода была организована бригада слесарей-сборщиков, которой предстояло собрать первый образец вертикального бесконсольно-фрезерного станка модели 656. … Перед нами стояла трудная задача: дать жизнь станку, который является высшим достижением инженерной мысли и во многом отличается от выпускавшихся ранее станков. От сборщиков требовалась высокая квалификация, богатый опыт и мастерство. Но этого-то как раз у нас и не было. Для членов бригады предстоящее дело было совершенно незнакомым: до этого они работали на различных предприятиях обычными слесарями-ремонтниками. Да и бригада наша в первое время состояла всего из пяти человек. Но мы не растерялись. … Слесари Малешин, Устимов и другие учились читать сложные чертежи, знакомились с технологией сборки и, главное, – трудились самоотверженно, не считаясь со временем, не жалея сил. Люди были горды доверием заводского коллектива, поручившего нам собрать первый станок.
Так как завод только недавно вступил в строй действующих, то многого, предусмотренного технологией сборки, у нас не хватало. … Поэтому нам приходилось самим делать необходимые для сборки инструменты и приспособления. Детали для станка поступали не только из нашего механического цеха, но и от других заводов (из Ленинграда, Горького, Коломны). Часто эти детали не сопрягались. Поэтому мы их подгоняли сами. … Очень тормозила сборку неотработанная технология. В ней было много ошибок. В ходе сборки мы часто становились в тупик из-за этого. Конечно, работники СКБ-11 постоянно находились вместе с нами, оперативно вносили изменения в технологию, в чертежи. Но хотя сейчас мы заканчиваем сборку второго станка, и близится завершение сборки третьего, а технология все еще не отработана как следует…
Благодаря дружным усилиям сборщиков, рабочих и инженерно-технических работников, контролеров и технологов СКБ-11 все препятствия преодолены, трудности остались позади. 11 октября станок приняла заводская комиссия. Результаты испытаний удовлетворительные. А сейчас его принимает государственная комиссия. … Мы взяли социалистическое обязательство собрать до конца года еще несколько станков, в т.ч. три стана сверх плана. Приложим все силы, чтобы с честью сдержать взятое слово.
А.Раков, мастер сборочного цеха».
***
А через несколько лет, в книге «Волга впадает в Каспийское море» (М., Госполитиздат, 1960), в главе посвященной Ульяновску, Л.Лиходеев так описывал завод:
«Переехав по мосту Свиягу, можно попасть на УЗТС. … Этот завод в Ульяновске называют «Заводом между двух съездов». Он строился после ХХ съезда КПСС, а первая очередь его дала продукцию к ХХI съезду нашей партии. Что можно сказать об этой продукции? В строящемся литейном цехе можно будет отливать детали весом до 100 тонн. Из таких деталей и собираются станки УЗТС. Это станки для изготовления станков. Сорок вагонов нужно, чтобы перевезти один такой станок.
Но первое, что бросается в глаза в районе завода, это поселок на семь тысяч человек населения. Это асфальтный город с городскими огнями, с городским транспортом, с городским озеленением. В этом городе и живут рабочие УЗТС…».
1) Панорама строительства УЗТС. 1954 год. 2) Строительство механо-сборочного корпуса-2. 1954 год.
Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1., кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
1) Вид на поселок УЗТС.
2) Субботник.
Источник: ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Марина Шутова.
Аллея к главной проходной УЗТС. Источник: ok.ru/group/53233331732682 – «Фотографии Советского Ульяновска», Олег Иванов.
Аллея к главной проходной УЗТС.
1) 1969 год. Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
2) ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Юрий Золотов.
Панорама УЗТС до реконструкции 1970-х гг. (рисунок). Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
Панорама УЗТС. Проект реконструкции 1970 года. Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
1) Начало сборки станков модели 656. 1956 год.
2) 1-ый станок, собранный на УЗТС. Модель 656.
Из книги «История УЗТС и СКБ-11 в лицах», ч.1, кн.1 «Истоки» (И.К.Юноша-Шанявский «Очерки истории тяжелого машиностроения»), Ульяновск, 2011.
В сборочном цехе УЗТС. Из книги «Край Ильича за 50 советских лет», Приволжское книжное изд-во, 1967.
Из фотоальбома «Ульяновск», Приволжское книжное издательство, 1986, фото В.Гаспарянца.
Рекламное фото. Источник: ok.ru/group/51942001737947 – «УЗТС», Ирина Гаранина (Матвеева).
umka
Да уж. Это вам не DMG MORI. Морозову покажите. Может не знает…
ГОСТЬ
СЛАВНОЕ ТРУДОВОЕ ПРОШЛОЕ НАШЕЙ РОДИНЫ!!! ДО СЛЕЗ ЖАЛЬ ЧТО ВСЕ ПОХЕРИЛИ БЕЗВОЗВРАТНО…
ежову
ты забыл современные фотки завода
ежову
2
ежову
3