Прокуратура Ульяновской области озаботилась соблюдением законности и прав граждан в сфере ЖКХ.

НЕ ПУЩАТЬ!
Главный надзорный орган региона утверждает, что в ходе проверки деятельности министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта, а также Фонда модернизации ЖКК региона выявлены многочисленные нарушения. Установлено, в частности, что полномочия по региональному государственному жилищному надзору реализовывались ненадлежащим образом. Сошлемся на конкретные примеры.

По словам представителей прокуратуры, в нынешнем году в министерство неоднократно поступали обращения граждан и юридических лиц об отказе в передаче технической документации многоквартирных домов в связи со сменой собственниками помещений управляющих организаций. И что вы думаете? Даже при наличии данных, которые свидетельствовали о нарушениях закона, должностными лицами ведомства не проведены проверки по 12 заявлениям. Они, эти лица, ограничились разъяснением правовых норм. Им словно неведомо, что пострадавшие сегодня в большинстве своем знают эти нормы назубок: изучили их, обивая пороги присутственных мест, а в суды ходят как в дом родной. Как тут не освоить нормы права?

Ярким образчиком волокиты служит история с конторой «УО Жилстройсервис» и ее руководителем. Она на протяжении длительного времени откровенно плевала на закон, который устанавливает сроки предоставления документов. Явно под надуманными предлогами волокитчик тянул, сколько мог, с передачей документов на многоквартирный дом выбранной еще летом прошлого года «изменившими» ему жильцами управляющей организации «Народная компания комплекс сервис».

Но и это, как выясняется, цветочки. Даже при наличии на то веских оснований не были проведены проверки соблюдения лицензионных требований обществами с ограниченной ответственностью «Перспектива», «ЖЭУ», «КПД 2 – ЖИЛСЕРВИС». Они как один уклонялись от передачи технической документации на дома.

Кроме того, прокуратура заверяет, что ведомством допускались грубые нарушения административного законодательства в сфере жилищного надзора. Взять хотя бы «Домострой Сервис». Эта фирма более года вытирала ноги о право жильцов на выбор способа управления МКД. Когда же дело все-таки дошло до рассмотрения тяжбы в административном порядке, руководство департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора министерства выкинуло финт. В отсутствие каких-либо оснований им был сделан вывод о малозначительности совершенного правонарушения. При этом виновная коммерческая структура незаконно освобождена от ответственности. Напрашивается вопрос: что должно было произойти, чтобы чиновники сделали правильный и объективный вывод из этой истории? Вопрос далеко не праздный, если учесть, что в течение всего года к административной ответственности точно по таким же основаниям не было привлечено ни одного должностного или юридического лица.

И если бы только по таким. Выявлены нарушения законодательства при принятии и оформлении решений о включении МКД в реестр лицензий Ульяновской области. Вернемся к ООО «Народная компания Комплекс Сервис». Прокуратура полагает, что министерство незаконно отказало ему во включении в реестр лицензий дома № 19 по проспекту Ульяновскому в областном центре. Того самого дома, жильцы которого выбрали для управления новую УК. Основанием для отказа явилась копия протокола (а где подлинник?) собственников помещений дома, согласно которому управляющей организацией вновь было выбрано ОО «РЭС», от которого жильцы только что с большим трудом отбились. Дурдом, да и только! Впрочем, ничего удивительного. Прокуратура установила, что обозначенный протокол не более чем липа. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

А ВАСЬКА СЛУШАЕТ, ДА ЕСТ
В ходе прокурорских проверок на белый свет всплыла подноготная деятельности регионального Фонда модернизации ЖКК. Он, по мнению надзорного органа, ненадлежащим образом реализовывал полномочия по контролю над организацией и проведением капремонта МКД.

Сразу же вспомнилось, что не далее как в прошлом году деятельности фонда было посвящено отдельное заседание комитета ЗСО по жилищной политике, ЖКХ и энергетике. По мнению председателя комитета Геннадия Антонцева, информация о техническом состоянии большинства МКД неполная или неточная. Процедура отбора подрядчиков имеет изъяны. Критерии подбора подрядчиков недостаточно объективны. В результате манипуляций в процедуре отборов возникает риск некачественного ремонта, срыва сроков выполнения ремонтных работ. Не напрасно Управление ФАС по Ульяновской области выдало фонду предписание о прекращении нарушений федерального закона «О конкуренции».

Тогда же зампредседателя комитета Владимир Камеко заявил, что в деятельности фонда отсутствует система взаимодействия с муниципалитетами, УК, ТСЖ, председателями советов МКД и собственниками жилья по формированию лотов, определению объемов, а значит, определению реальной стоимости работ по ремонту. Все вместе взятое ставит под сомнение прозрачность деятельности фонда. «Вы, – говорил тогда депутат, – отстраняете от формирования лотов жителей, которые капитализируют ваш фонд и которые заинтересованы в ремонте своего жилища. В лотах – народные деньги. И вы должны выстроить плановую работу по проведению капремонта таким образом, чтобы к вам у людей претензий не было».

Куда там! Меньше чем через год читаем в материалах прокурорских проверок: «Деятельность фонда связана с высокими коррупционными рисками, обусловленными отбором подрядных организаций и оплатой выполненных работ. Тем не менее ряд должностных лиц фонда не сообщили своему руководству о том, что они параллельно являются сотрудниками коммерческих организаций, что может повлечь за собой возникновение конфликта интересов».

Возникал он или нет, доподлинно неизвестно. А вот список нарушений не убывает. Судя по документам, не проверялись протоколы общих собраний собственников помещений, принятые на которых решения являются основанием для расходования соответствующих денежных средств. Тут же черным по белому записано, что без внимания фонда оставлены факты подделки протокола общего собрания собственников помещений и использования заведомо подложного документа для увеличения на 1,3 миллиона рублей стоимости выполненных ООО «Атлант» работ по капремонту крыши МКД №4 по улице Гагарина. Не контролируются сроки проведения капремонта.

В протоколах общих собраний собственников помещений пяти МКД Ульяновска было сказано о переносе сроков проведения работ по капремонту, которые не соответствовали требованиям закона. Дело в том, что такая пролонгация сроков создавала для коммерческих структур-нарушителей все условия для уклонения от выплаты штрафов. Но в фонде и ухом не повели. Протоколы попросту не стали проверять.

Перечень можно продолжать. Вместе с тем не хотелось бы верить, что фонд, а в него стекаются многомиллионные платежи собственников жилья, может стать сытной кормушкой для чиновников и дельцов от коррупции.

Что касается областной прокуратуры, то она внесла в министерство представление с требованием незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений и привлечь виновных должностных лиц к строгой ответственности. Говоря иначе, высечь самих себя. Поможет? Почему-то слышится в ответ пренебрежительное: «Щас!».