Больше месяца назад в Ульяновске стартовал проект «Масштаб истории». Программа должна обновить школьные музеи с помощью стендового моделизма — обычные школьники собирают миниатюрные танки и самолеты, которые станут музейными экспонатами. Руководит проектом молодежный министр искусств и культурной политики Сергей Скрыгин, который сам собирает модели с пяти лет. Сергей на занятиях помогает школьникам собрать, например, легендарный Т-34. «Улпресса» посетила такое занятие в школе №15.

«Проект «Масштаб истории» помогает школьникам, в прямом смысле слова, прикоснуться к истории, создавая небольшие «памятники» на столе, – рассказывает Сергей Скрыгин, – Ребята самостоятельно уже собрали несколько моделей танков для планируемой экспозиции школьного музея 15-й школы. Из работ мы сформируем и подарим музею диораму – модель подвига Героя Советского Союза, танкиста Дмитрия Яковлевича Старостина, отличавшегося в боях за железнодорожную станцию Фастов»

«Я жду, что проект вызовет интерес к стендовому моделизму и военной истории России не только у учеников, но и у их родителей, учителей и руководства школ. На мой взгляд, это одна из самых захватывающих форм патриотически-воспитательной работы. Школьникам нравится самостоятельная работа. Приятно наблюдать над дискуссиями, возникающими на мастер-классах: какой именно танк воевал на Курской дуге, а каких там не было? Такой пример показывает, что мы работаем не зря»

«Проект «Масштаб истории» выиграл грант в июне на молодёжном форуме «Иволга» в Самарской области, а в августе дополнительные средства удалось выиграть уже на всероссийском форуме «Таврида» в Крыму. На эти средства мы приобрели необходимые инструменты, клей, краски, сами сборные модели. Огромную поддержку оказал отечественный производитель сборных моделей и настольных игр «Звезда».

«На занятиях рассказываем ребятам о боевом пути образцов военной техники, истории их создания, характеристиках. Конечно же, проводим инструктаж по технике безопасности. Модели отличаются по сложности – если что-то можно собрать от одного до трех дней, то некоторые модели требуют большей усидчивости и времени. Ребята хорошо справляются. Модели, как уже сказал, различные по сложности, поэтому некоторые танки ребята делают в парами или по трое. Проект ограничен во времени, поэтому на каждую школу выделяем чуть больше четырех недель»

«На занятия приходят парни из 5-8 классов. Кто-то из них уже сам собирал модели. Девочки тоже приходят на занятия. Моделизм считают мальчишеским увлечением, однако нам удаётся этот стереотип ломать. Ребята на занятиях и дома собирают не просто танки, а экспонаты для музея – наглядный материал для изучения истории»

– Сергей Сергеевич, а мы немецкие танки будем собирать? – спрашивает светловолосый мальчик в резаком в руках.
– Нет, немецкие не будем.
– Ну, ладно, – особо не расстраивается парень и дальше продолжает работать над моделью танка. Наша танка.
Работа с мелкими деталями не мешает ребятам одновременно что-то вырезать, клеить, рассматривать в инструкции, но ещё и обсуждать новости класса, какие танки и где воевали и ещё кучу всего. Видно, что школьники на занятиях в рамках проекта «Масштаб истории» увлечены и не просто убивают время.

«Моделизмом я начал заниматься в 5 лет. Моя семья переехала в новую квартиру, и по лестничной клетке нашим соседом был узбек дядя Володя. Безработный, немного выпивал, иногда приходил в гости попить чай с родителями. Они как-то красили дома окна, а дядя Володя попросил немножко отлить белой краски. Ушёл с краской, вернулся спустя два часа, держа в руках модель истребителя Су-27. Я удивился, начал его расспрашивать, интересоваться. Сосед и подарил мне первую модель: английский самолет- разведчик времён Второй Мировой войны»

«Самый кайф доставляет процесс сборки. Ещё большее нравится красить модель, доводить её до аутентичного вида разработки. Интересно строить трёхмерные картины с этими моделями – диорамы. В отличие от многих моделистов, у меня нет своей постоянной коллекции, так как я делал в основном в подарок или на заказ»

«Молодёжным министром культуры я стал в сентябре. Наше объединение молодых работников культуры проводит собственные мероприятий. Например, в августе мы помогали организовывать уже традиционный ретрофестиваль, в сентябре приняли участие в проведении Международного культурного форума»

На занятиях в школе №15 Сергею помогает учитель технологии Олег Дементьев. Уже третий год под его руководством ребята на уроках труда собирают модели кораблей, самолетов, танков и автомобилей. Их работы представлены в отдельной экспозиции, которая занимает видно место на первом этаже школы.

Школьный музей