Сегодня одним из самых популярных жанров современной музыки можно по праву считать рэп. Им чаще стали интересоваться после размещённых в интернете рэп-баттлов. Что это такое – выясняла “Молодежка”.
СИЛА БАТТЛОВ
В августе 2017 года российские рэп-исполнители, под псевдонимами Ок-симирон (32-летний Мирон Фёдоров) и Гнойный (27-летний Вячеслав Маш-нов), провели рэп-битву. В интернете видео их выступления посмотрели 25 миллионов человек. После этого о рэпе заговорили даже самые далекие от него.
Рэп-баттл, или рэп-битва, – это словесный поединок между исполнителями. Он длится три раунда, в нем участвуют двое. Видео с рифмованными состязаниями собирают по 20-30 миллионов просмотров в сети.
В октябре этого года шум в интернете поднял еще один баттл. На этот раз Ок-симирон выступал против американского рэпера Дизастера. Битва проходила в Лос-Анджелесе. Текст зачитывался на английском языке с вкрапленияни русских, немецких и арабских слов. Российский рэпер вызвал овации, когда ответил сопернику цитатой из культового фильма “Брат-2”: “Вот скажи мне, американец, в чём сила?”.
ИСКУССТВО ИЛИ ИМИТАЦИЯ?
Кстати, за августовским баттлом внимательно наблюдали журналисты. В итоге некоторые СМИ получили от Роскомнадзора административные протоколы. Всему виной мат, содержащийся в видеороликах, которые были прикреплены к материалам. Анализируя выступления, федеральные СМИ заявили, что русский рэп пришёл на смену русскому року. Ведь такие баттлы затрагивают острые социальные и политические темы. Поэтому некоторые журналисты предположили, что эти выступления напоминают политические дебаты.
Рэп-битвы стали очень популярными, или, выражаясь молодежным модным словом, хайповыми. Кстати, в текстах рэперов очень много иностранных слов. Например: панч – это удар, дисс – неуважение, мс – участник баттла.
В связи с шумом вокруг видеоролика, на тему рэп-поединков стали высказываться медийные личности. Музыкальный продюсер Иосиф Пригожин остался недоволен баттлом из-за наличия нецензурной брани. Певец Иосиф Кобзон выразился против рэп-битв и провёл параллель с 1980-ми годами. Политик Геннадий Онищенко раскритиковал государственные СМИ за освещение словесного поединка, содержащего нецензурную лексику.
Актер Сергей Безруков, который недавно встречался с участниками XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, сказал следующее: “Не знаю, насколько рэп-баттл можно назвать искусством. Сложно провести границу: где искусство, а где имитация. Я на себя это не беру”.
ГОЛОС УЛИЦ
Для того чтобы помочь молодому поколению пробиться в шоу-бизнес, ка-нал “Пятница” создал проект “Голос улиц”. Трое ульяновцев подали заявки на участие, это Роман Лазарев, Максим Кочка-рев, Антон Патронов. Отборочную часть прошел Роман Лазарев, теперь он поедет в Москву для участия в проекте. Хотя все ребята сняли потрясающие видеоролики.
А корреспондент “МГ” поговорил с Антоном Патро-новым о популярном музыкальном жанре.
– Сложно ли снять клип в Ульяновске?
– Музыку и текст пишу для себя сам. Студия “.Ivy Records”, на которой я работаю, позволяет делать это качественно. Клип в Ульяновске снять несложно. Основная сложность съемок клипа состоит в его бюджете. Как правило, он сильно ограничен. Съемки клипа для проекта “Голос улиц” длились около 15 минут. Мы отсняли 2 дубля и выбрали лучший. Звук писали с микшера. Рассчитывал, что неплохая живая запись даст преимущество. На видео ставку не делал. Хотелось создать что-то неординарное, непохожее на основную массу исполнителей рэп-жанра.
– Чего не хватает современному русскому рэпу?
– По моему мнению, не хватает признания со стороны топовых массмедиа. В данный момент эта культура доминирует среди молодежи. Стоит использовать это на всю, а не подбираться с осторожностью. Есть много конкурентоспособных артистов, которые могут дать жару на более широкую публику. Хотя сейчас телевидение и радио начинают ротировать хип-хоп, но всё же его мало по сравнению с Западом.
– Почему возрос интерес к рэпу?
– Интерес к этому стилю очень сильно возрос, и я думаю, слушателя подкупает отсутствие рамок. Можно позволить себе послушать всё что угодно, начиная с классического бум бэпа (90-е и нулевые годы), заканчивая future r’n’b и cloud rap. Огромный выбор совершенно разных исполнителей дает свободу выбора контента на любой вкус.
– Как вам нашумевшие рэп-баттлы?
– Я наблюдал за самыми громкими событиями в этой ветке, но без особого энтузиазма, хотя малая доля заинтересованности во мне присутствовала. Не по мне такое движение, и себя я в нем не вижу. Оксимирон довольно весомая фигура в русском хип-хопе, но меня не впечатляет его творчество как музыканта. Стоит признать, что в баттле он, несомненно, крут. Это движение неново, просто приобрело форму, в которой ранее не развивалось в России. На Западе такой формат очень давно, насколько мне известно. Думаю, что продержится это долго. Последние слова в 3-м раунде баттла Окси против Диза-стера, на мой взгляд, пролили свет на центральную мораль баттл-рэпа как жанра: “Я, конечно, не думаю, что баттл-рэп изменит мир, но он может стать чем-то большим, чем просто панч-лайны и рифмы”.
Анна СОКОЛОВА