По случаю юбилейной годовщины Великой Октябрьской революции решил тряхнуть стариной и провести в блоге ещё одну историческую экскурсию. В конце 2014 года благодаря набиравшему популярность проекту по сбору свидетельств прошлого ПастВью у меня получилось собрать две шикарные виртуальные прогулки по дореволюционнуму Симбирску и советскому Ульяновску. На тот момент ульяновских фотографий на сайте насчитывалось всего пара сотен, но и этого хватило, чтобы увидеть город глазами предшествующих поколений. К настоящему времени количество исторических снимков Ульяновска в проекте увеличилось в разы, одних только кадров центральной части городской застройки больше тысячи.

Ретрофотографии всегда вызывали большой интерес у местной интернет-аудитории. Это видно по всплеску эмоций в комментариях под каждым “новым старым” снимком, быстрому тиражированию черно-белых открыток из прошлого по региональным пабликам, росту количества аккаунтов, накапливающих свидетельства ушедшей эпохи. Но мне самому в этом плане ближе формат не единичных публикаций, а длинного подробного поста с погружением в историю и передвижением по знакомым координатам. В стиле прошлых фотоприключений я собрал новое, которое с предыдущими хоть и будет пересекаться, но не повторять их, а дополнять. Поэтому перед отправлением в новое историческое путешествие рекомендую ознакомиться с предыдущими: Прогулка по дореволюционному Симбирску и Прогулка по советскому Ульяновску.

И, конечно, призываю участвовать в развитии проекта. Уже сейчас pastvu.com представляет собой крупнейшую в интернете базу ретроснимков Москвы и Петербурга, Ульяновску надо бы и тут не отставать – потрошите собственные фотоархивы, просите бабушку показать в толстенных альбомах любимые места её молодости, сканируйте старые фотокарточки и заполняйте пробелы на фотокарте города!

Новую прогулку я хочу начать с берега Волги, той Волги, которую мы никогда не видели, Волги без моста.

Вид на правый берег Волги. 1890 г.

Если вам показалась Волга слишком узкой, вот взгляд с противоположной стороны.

Вид на Волгу и пристани (предполагаемое время снимка 1900~1904 г.)

Надпись на открытке: “Прибыли в 8 ½ утра. Кончили писать письма и помчались в город. До центра пришлось подниматься по 50 лестницам. Вот мы вошли в улицу. Большинство строений, простор русской постройки времен И. Гончарова. Около каждого домика сад. Узорчатые ставни домов и ворот, около которых крытые узорчатые калитки.”

Смоленский спуск. 1909 г.

Смоленская церковь. 1902 г.

В 1913 г. церковь сильно пострадала от оползня. Пострадали и деревянные дома причта (служителей церкви), расположенные вокруг. В 1914 г. было принято решение о строительстве новой Смоленской церкви и дома причта выше прежних по склону, через дорогу. В 1915 г. тщанием Строительного комитета и прихожан была построена деревянная церковь. В 1927-1929 гг. церковь в связи с ее аварийным состоянием (трещины в стенах) периодически закрывалась. В апреле 1930 г. церковь еще функционировала, относилась к ВВЦС (Временный Высший Церковный Совет). В июне 1930 г. были сняты и изъяты колокола общим весом 144 пуда 17 фунтов. 15 февраля 1932 г. Смоленская церковь была закрыта, а ее здание передано администрации Захарьевских рудников под школу для детей горняков. После 1932 г. Смоленская церковь была полностью разобрана.

Пристани на Волге. 1904~1917 г.

Если присмотреться, в правом углу можно увидеть трубу идущего паровоза. О первом паровозе в Симбирске и строительстве железной дороги я уже рассказывал.

Пристань Волго-Бугульминской железной дороги. 1900~1909 г.

Пароходная пристань “Кавказ и Меркурий”. 1904~1910 г.

Вид с Волги. 1905~1912 г.

Кстати, с такого же ракурса за 70 лет до этого Симбирск увидел А.С. Пушкин, странствующий по европейской части России в поисках сведений о Емельяне Пугачёве. Во время паромной переправы на левый берег “наше всё” даже успел сделать схематичный рисунок одного из склонов Волжского косогора, который сохранился до наших дней.

Рукою поэта помечено: “Смоленская гора Церковь Смол. и домъ Карамзина. 15 сент {1833 г.}. Волга”. Зарисованный дом на горе принадлежал не историку Николаю Карамзину, а его родному брату Василию Михайловичу. Дом, согласно исследованиям Бориса Аржанцева, находился на углу нынешних бульвара Пластова и улицы Пролетарской, сейчас там незастроенная территория общежитий педуниверситета.

Вид с бульвара Новый Венец. Или, как писали тогда, Новый Вѣнецъ. 1900~1904 г.

Но кроме Нового Венца в те времена имелся и Старый. 1908~1910 г. Сейчас здесь улица Пролетарская.

Таким видом любовался маленький Владимир Ильич, дом Ульяновых располагался неподалёку.

Ещё один ракурс на непривычную Волгу. 1909~1913 г.

И совсем невероятный вид с водонапорной башни на Владимирский общественный сад и волжские архипелаги. 1907 г.

Над Венцом. 1909~1912 г.

Спуск к Волге. 1900~1917 г. На этом месте сейчас парк Дружбы народов.

3 марта 1913 года в Симбирске было начато строительство железнодорожной переправы через Волгу. Автором проекта выступил всемирно известный инженер и учёный Н.А. Белелюбский, под чьим руководством в России было построено более 100 больших мостов общей протяжённостью в 17 километров. Так же над проектом работали талантливые инженеры А.П. Пшеницкий и О.А. Маддисон (авторы Дворцового моста в Санкт-Петербурге).


Фото с сайта ucrazy.ru


Фото с сайта ucrazy.ru

На строительстве было задействовано 4 тысячи человек, съехавшихся в Симбирск из ближних и дальних сел Симбирской и соседних губерний. Баржами и подводами свозили на стройку местный жерновой камень, по железной дороге из Донецка с Юзовского завода доставлялись железные конструкции, гранит для облицовки опор везли с Урала.

Как известно, строительство переправы задержали два крупных происшествия.

Сначала 7 июля 1914 г. на стройке произошёл грандиозный пожар, из-за которого обрушилась третья ферма (пролёт) моста, были повреждены первая и вторая. Ущерб составил около двух миллионов рублей (более 2 миллиардов рублей на современные деньги).

Несколько зрелищных снимков вы уже могли видеть на прошлой дореволюционной прогулке, но если вам очень интересна именно эта тема, для полноты картины советую побродить по карте сайта ПастВью, там размещено очень много детальных снимков последствий пожара.

Год спустя случилось второе ЧП – оползень Симбирской горы в 29-31 мая 1915 г.

Подгорная часть Симбирска.

3-я полицейская часть.

Дом архитектора С.Н. Огонь-Догановского. Ныне здесь пролегает легковая “восьмёрка”.

Оползнем были разрушены или повреждены 8 быков (опор) моста, железнодорожные пути, вокзал. Впоследствии часть опор была заменена насыпью.

Опоры строящегося моста.

5 октября 1916 года железнодорожный мост через Волгу был торжественно открыт.


Фото с сайта ucrazy.ru

Старший курьер Управления по сооружению новых железнодорожных линий и моста через Волгу в Симбирске Иван Якушин так описал это событие: “С самого утра оба волжских берега заполнились народом. На пересечении Петропавловского спуска и Успенской улицы был сооружен павильон, у которого собралось губернское и городское начальство, духовенство, почетные гости. Из разных городов съехались представители Общества Волго-Бугульминской железной дороги. Преосвященным Назарием, епископом Симбирским и Сызранским был совершен торжественный молебен, а затем освящен мост. Выступили губернатор А.С.Ключарев и городской голова Л.И.Афанасьев, поблагодарив всех, кто принимал участие в строительстве моста и поздравив горожан с тем, что сбылась давняя мечта Симбирска. «Первая его мечта, — сказал Леонид Иванович, — быть соединенным с остальным миром железнодорожной магистралью, осуществилась 18 лет назад. Вторая мечта – перестать быть тупиком двух дорог – исполнилась сегодня с открытием моста через Волгу. Остается третья мечта, чтобы город стал крупным железнодорожным узлом, связавшим Симбирск не только с Москвой и Петербургом, но и с Калькуттой и Парижем». Потом паровоз с несколькими вагонами повез по мосту руководителей и почетных гостей на станцию Верхняя Часовня, где был устроен праздничный завтрак. После их возвращения в 3 часа дня на поезде через мост ехали его строители и рабочие железной дороги. Для горожан было устроено праздничное бесплатное катание на пароходе под пролетами моста, продолжавшееся до вечера.”


Фото с сайта uokm.ru

Больше на pastvu.com, к сожалению, нет вековых снимков моста. Следующие по времени фотографии датированы 50-60-ми годами, когда к мосту уже была достроена автомобильная часть (есть основания считать, что в указанный промежуток времени существовал запрет на съёмку моста как важного стратегического объекта). Поэтому пока мы запомним Императорский мост таким, сделаем паузу и в следующую прогулку поднимемся в гору и увидим, как выглядел в эту эпоху сам Симбирск.

Кстати, если вам посчастливилось бывать в Ульяновске до 2008 года, а ещё лучше – проезжать по мосту на поезде, то вы успели увидеть те самые дореволюционные пролёты с красивыми округлыми арками, которые с 2003 по 2008 были заменены на скучные угловатые новые.


Фото с сайта ucrazy.ru

Продолжение следует.