Почти весь год в регионе бушевали кладбищенские страсти, говорили о том, что на городских погостах нет мест для захоронений. И к концу года власти пообещали в Ульяновске построить крематорий. Так удалось ли решить проблемы и как идет стройка огненного дома для усопших, — разбиралась «Молодежка».

Где же крематорий?
Корреспонденты «МГ» побывали на заволжском кладбище в Ульяновске, где должно было начаться строительство крематория. Оказалось, что никакой стройки нет, как и прежде людей хоронят в земле. Под это отвели новую территорию, но и она стремительно покрывается могилами.

— В месяц по 130-140 человек хороним, — сказали нам в администрации кладбища. — Проблема с местами под захоронения осталась.

Директор МБУ «Городская специализированная похоронная служба г. Ульяновска» Владислав Горничнов сообщил нам, что крематорий строит частная фирма и к его конторе это не имеет никакого отношения.

— Я и тогда сомневался, что к концу года хотят его построить, — сказал он. — Знаю, что сейчас идут проектные работы. Планируется, что крематорий будет рядом с заволжским кладбищем.

Но вот когда это будет, видать, одному Богу известно. У нас как всегда власти любят пустить пыль в глаза. А потом выясняется: то денег нет, то нужного участка земли…

Страсти в Димитровграде
Не решена проблема и с димитровградским городским кладбищем. Там также уже негде хоронить. Весной и летом народ даже бунтовал, мол, приходится рыть могилы чуть ли не за территорией погоста.

Димитровградским властям пришлось срочно искать выход. В итоге нашли резервный квартал и сейчас хоронят там. Но проблема осталась.

— В сентябре мы провели проверку и установили, что ресурсы на кладбище исчерпаны, — сказал нам зампрокурора Димитровграда Дмитрий Фомичев. — Мы направили соответствующее предостережение на имя и. о. главы администрации города. Нужно срочно искать новое место под захоронения.

Кстати, власти подыскали новый участок возле поселка Дачный. Но «дачники» взбунтовались: «Не хотим жить рядом с погостом». Якобы в их дома и огороды потекут трупные, талые воды. К квинтэссенции так и не пришли.

Проверка прокуратуры
Выясняется, что и в самом похоронном деле есть немало проблем. Это вскрылось во время прокурорской проверки.

Так, в этом году больницы Карсунского и Старомайнского районов более 50 справок о смерти выдали с нарушением установленных сроков. Из-за этого люди не смогли вовремя похоронить близких и получить социальные пособия на погребение.

В Вешкаймском, Николаевском, Новоспасском, Сурском и Старокулаткинском районах не было документов, регулирующих стоимость гарантированных услуг по погребению, а также порядка в местах захоронения.

В Барышском, Павловском, Кузоватовском и Радищевском районах нет специализированных служб по вопросам похоронного дела. Эту сферу, похоже, там накрыл теневой бизнес, и власти даже не знали, какие ритуальные фирмы занимаются этим делом.

В Инзенском и Майнском районах похоронный бизнес жил по своим правилам. Расценки на погребение даже не были согласованы ни с региональным отделением Пенсионного фонда РФ, ни с областным Фондом соцстрахования, ни с местными властями.

Не проехать, ни пройти
Больной вопрос — это благоустройство кладбищ. Мы побывали на заволжском и ишеевском. В принципе, порядок есть, мусор убирают.

— Но нет нормальных дорог к свежим захоронениям, — рассказывает пенсионер Владимир Пивоваров. — После дождей там никакая машина не проедет. А идти пешком далековато. А как нести гроб?

Такая же ситуация и на Северном кладбище. Как только заканчивается асфальт и начинается грунтовка, ни проехать, ни пройти. Эту проблему как-то надо решать.
Хуже обстоят дела на сельских кладбищах. Некоторые из них без ограждений. Много разрушенных памятников, заброшенных могил. Хотя все погосты находятся в ведении местных администраций.

В Барышском, Инзенском, Майнском, Чердаклинском, Ульяновском, Сенгилеевском, Старомайнском и Сурском районах территории общественных кладбищ фактически не убирались, нет ни контейнеров, ни урн для сбора мусора.

Вытягивают деньги?
Есть претензии прокуратуры и к Городской специализированной похоронной службе г. Ульяновска. Там рассматривали заявления граждан о выдаче разрешений на захоронение с нарушением установленных сроков. Или по ним не принимались решения.

В прокуратуре считают, что это не что иное, как завуалированный способ вытянуть деньги с убитых горем родственников. Якобы нет хорошего места под захоронение, но мы можем поискать…

Напомним, что место под могилу у нас предоставляется бесплатно.

— Сложившаяся ситуация способствует не только ущемлению социально значимых прав граждан, но и развитию теневого рынка ритуальных услуг, а также подрывает авторитет государственной власти и негативно сказывается на социально-политической ситуации в регионе, — сказал старший помощник облпрокурора Василий Зима.

В связи с этим областной прокурор потребовал от председателя регионального правительства Смекалина «незамедлительно принять меры в соответствии с предоставленными органам власти полномочиями».

Вывод напрашивается один: сколько бы чиновники ни били себя кулаком в грудь и ни говорили о том, что заботятся о людях, за этот год по кладбищенским проблемам практически ничего не сделано. Одна болтовня и показуха. Мест под захоронения на центральных погостах фактически нет, крематорий не построен. Да и сами кладбища в плачевном состоянии.
А кто в ответе за тех, кого похоронили?

Арсений КОРОЛЕВ