Вера Петрова
Знаете ли вы, почему в музеях так много старинных портретов, о которых неизвестно, кто автор и кто изображен? Сотрудница Художественного музея Наталья Рудакова рассказала о коллекциях живописи дворян Симбирской губернии.
Прежде всего в каждом дворянском доме хотели иметь семейные портреты. Писали их чаще всего свои же крепостные художники. А разве они могли поставить автограф на выполненной работе? Нет, конечно. И имена людей, изображенных на полотнах, тоже не фиксировались, потому что все в доме и без того знали кто это. Это был как бы фамильный альбом. Но время шло, поколения сменяли друг друга, картины могли уходить в чужие руки. Вот тогда наиболее ценные из них получали отметку «Портрет неизвестного такого-то века».
Кроме портретов родственников, дворяне украшали стены своих дворцов портретами императоров, чтобы показать свою значительность. Только живописцы не всегда видели в яви своих героев. Например, в зале Художественного музея висит портрет императрицы Анны Иоанновны, на табличке имя автора Каравакк стоит со знаком вопроса. Оказывается, портрет написан неизвестным живописцем по заказу помещика. Художник написал его по гравюре Каравакка.
После революции 1917 года помещичьи усадьбы были разграблены. И хорошо, если предметы искусства попадали в музеи. Наталья Рудакова рассказала о произведениях, поступивших из Вешкаймы, из Сенгилея. Местный музей в те годы пополнился значительным количеством экспонатов. Особенно большие коллекции были в поместьях Киндяковых и Владимира Поливанова, который открыл общедоступный музей в Акшуате. В 20-е годы Москва распределяла предметы искусства по провинциальным музеям. Так в наш город попал огромный парадный портрет императрицы Екатерины II из дворца князей Барятинских. Знаменитый художник Левицкий изобразил императрицу, когда к России был присоединен Крым. Она одета в костюм Афродиты и указывает рукой на полуостров, кругом ветки лавра, говорящие о победе.
Один интересный портрет преподнесен музею в дар. Это портрет Марфы Собакиной, третьей жены Ивана Грозного. Это даже не портрет, а парсуна, то есть переходный жанр от иконы к портрету. Художник никогда не видел девушку, а написал ее так, как представлял себе. В черной иноческой одежде, с тонким лицом и изящной рукой.
Когда началась Первая мировая война, в Симбирск эвакуировался с семьей из Вильно Александр Жиркевич, обладавший огромной коллекций, в которую входили картины, документы, автографы известных людей. После революционных событий семья застряла в нашем городе, они голодали, жена Жиркевича умерла. Он мог бы продать свою коллекцию за границу и получить большие деньги, но не захотел этого сделать. Жиркевич пришел к местным властям и попросил за художественные ценности билет до Вильно и мешок муки. Часть его коллекции была передана в музей Льва Толстого, а картины остались в Ульяновске. Некоторые выставлены в экспозиции, но большая часть находится в запасниках музея. Как сказала Наталья Рудакова, в начале декабря в музее откроется выставка этих произведений.