Система государственно-частного партнерства работает в России с 2008 года. Объем рынка за это время достиг 2 трлн рублей, а число реализованных проектов достигло цифры в 2 000. Но преуспели здесь лишь несколько регионов, в том числе Татарстан

Главная проблема проектов государственно-частного партнерства заключается в том, что сегодня нет системного подхода, а федеральный центр не предпринимает никаких мер, чтобы привлекать к работе инвесторов.

«У нас деньги есть, но мы все время боимся их потерять»

Частное финансирование – это способ создавать инфраструктуру, когда у бюджета есть некоторые сложности. Доступ компаний в государственный сектор позволяет экономить и эффективно расходовать госсредства. За счет вложений инвесторов модернизируется федеральная, региональная и муниципальная инфраструктуры, повышается качество услуг в различных сферах. Однако реализовать государственно-частное партнерство в России на данный момент не представляется возможным. О проблемах на примере своего региона на форуме в Казани рассказал председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

– Для нас, как не для самого богатого региона, механизм ГЧП – это не только что-то новое, но и реальный инструмент развития субъекта. Есть ряд моментов, которые удерживают вхождение частных инвестиций в государственный сектор. Если мы берем социальные объекты, практически 100% из них не являются окупаемыми. Соответственно, инвестору неинтересно, – поделился спикер и призвал правительство страны рассмотреть возможность использования федеральных средств в ГЧП через выделение грантов.

Нужно привлекать к работе не только глав регионов, которые заинтересованы в развитии государственно-частного партнерства на своих территориях, но и федеральный центр. В частности, генеральный директор ГСК «ВИС» Игорь Снегуров отметил, что начать можно с так называемых спящих денег.

– Это 5,5 трлн пенсионных денег, которые уже практически пять лет находятся без движения и никуда не вкладываются, и примерно 3,5 трлн остатка на банковских счетах. То есть мы имеем порядка 9 трлн спящих денег, – рассказал спикер. По его мнению, эти средства могли бы быть вложены в обновление инфраструктуры – в дороги, ЖКХ, детсады, больницы.