Поднять родной автопром и наладить конкурентоспособное производство – задача не из легких. Но что бы там ни говорили злые языки, положительная динамика «на лицо». Как лизинг помогает развивать автомобильную промышленность России и почему его реформирование на данном этапе грозит отечественному машиностроению большими проблемами? Попробуем разобраться. Автомобильная промышленность для России – стратегически значимая отрасль, продукция которой является необходимой для нормального функционирования экономики. Однако результаты работы национального автопрома не спешат радовать хорошими результатами. О причинах этого можно спорить долго. Что и говорить, проблем у отечественных производителей хватает. Одна из них – низкий спрос. Возьмем, к примеру, Ульяновский автомобильный завод. Предприятие входит в ТОП-10 российских производителей легковых и легких коммерческих авто (LCV), а в сегменте LCV так вообще занимает 2 место с долей рынка 22,7%. В прошлом году продажи УАЗа выросли на 1%, планы на 2017 год – плюс 5% к результату 2016 года. По факту же позитивная тенденция закончилась еще в феврале, когда завод входил в десятку лучших по продажам в своем сегменте. Не за горами – конец года, однако по данным Автостата за 10 месяцев 2017 г. было реализовано всего 33 109 автомобилей, что на 14% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом сам рынок LCV растет, ситуация в экономике стабильная, волатильность национальной валюты низкая. Напрашивается очевидный вывод: УАЗу стоит проработать политику сбыта. Но каким образом? Сегодня в нашей стране в сегменте LCV каждая третья машина реализуется посредством лизинга. По данным одной из лизинговых компаний – монолайнера в сегменте «автолизинг» – в 2016 г. из всех сделок льготного лизинга 30% договоров пришлись на ГАЗели, и только 14% – на УАЗики. Получается, что у последних есть, как минимум нереализованный потенциал, а 30% – реально достижимый показатель. Другой пример. Компания Ford Sollers (входит в тот же автомобильный холдинг, что и УАЗ, во главе которого стоит Вадим Швецов) с апреля 2017 г. запустила собственную программу поддержки российских предпринимателей и фермеров, по которой Ford Transit можно было купить в лизинг со скидкой до 200 тыс. руб. За три месяца действия специального предложения компания реализовала более 650 автомобилей, что обеспечило треть в объеме продаж модели. Почему бы столь успешный опыт не спроецировать на УАЗ, подумало руководство и разработало сразу несколько лизинговых программ. Среди них – УАЗ в лизинг с авансом 0%, лизинг для стартапов, лизинг для физлиц, УАЗ в лизинг со скидкой до 19%. Основные покупатели легких коммерческих авто – малый и средний бизнес, занимающийся логистическими услугами, торговлей, сельским хозяйством, производством, монтажом и строительством. Для них лизинг – единственный доступный источник долгосрочных инвестиций. Поэтому вполне понятно, что запущенный в продажу 16 октября УАЗ Профи уже через 3 дня нашел своего первого владельца. И это не преувеличение: 19 октября ключи от новенького автомобиля были переданы представителю МСБ – компании, специализирующейся на оптовой торговле и заготовке промысловой пушнины. А состоялась стартовая продажа по лизинговой программе «Свое дело». Сейчас на официальном сайте UAZ представлены 4 лизинговых спецпредложения и только одно кредитная. Ведь с кредитом все гораздо сложнее. Кредит дорогой и недоступный, в то время как лизинговые заявки одобряют быстрее и охотнее. Чтобы не быть голословными, обратимся к статистике РА Эксперт по выдачам кредитов МСБ в 2016 г. Рынок кредитования МСБ сокращается третий год подряд. Объем выданных кредитов за прошедший год упал на 3%, в 2015 г. показатель был еще выше – минус 28%. Требования банков к залоговому обеспечению также остаются довольно высокими и являются одним из ключевых препятствий для бизнеса при получении кредита. К слову, в I полугодии 2016 г. процент одобрения заявок на кредит для МСБ в среднем составлял 23%. Условно, из четырех представителей МСБ деньги на развитие получал только один, остальные уходили ни с чем. В то же время инвестиции необходимы для стартапов и актуальны для малого и среднего бизнеса в целом. Если малым действующим компаниям получить кредит нелегко, то для начинающих предпринимателей – это что-то из разряда фантастики. Вариантов у банка два – отказ или жесткие условия, с учетом высоких рисков. Но жесткие условия не на пользу начинающему бизнесу, от них его финансовое состояние не улучшается, для многих кредиты становятся непосильной ношей и приводят к банкротству. В структуре преобладают короткие кредиты, до 1 года – 59% от всех выданных кредитов МСБ банками, входящими в ТОП-30, у остальных этот показатель составляет 72%. «Мы видим большие проблемы с инвестиционными кредитами … Банки не могут выдавать длинные деньги из-за регулятивных рисков, а предпринимателям не всегда хватает квалификации распланировать в пяти – семилетней перспективе свою деятельность…», – комментирует ситуацию исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов. На фоне проблем и сложностей, связанных с получением кредита, лизинг выступает «спасательным кругом», реально работающим на практике инструментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в стране. Важно, что в лизинг можно получить имущество быстро и на длительный период (3-5 лет), залоговое обеспечение не требуется, поскольку сам предмет лизинга выступает гарантией. С учетом дополнительных выгод в части налогового бремени лизинг в итоге часто обходится дешевле кредита. Очевидные преимущества делают лизинг более привлекательным инструментом привлечения инвестиций, чем кредит. По данным за I полугодие 2017 г., в общей структуре лизинга доля малого бизнеса составляет 42,8%, среднего – 11,7%. У МСБ в свою очередь пользуются спросом легковой и легкий коммерческий транспорт. Это самый большой сегмент, который в структуре по предметам лизинга занимает 35%. И это именно те сегменты, которые в последнее время демонстрировали наиболее динамичный рост. Статистика вселяет веру в то, что с лизингом дела у отечественных автопроизводителей наконец-то пойдут в гору. Эксперты даже поговаривают, что УАЗ с новым Профи может потеснить с первого места главного конкурента – группу ГАЗ. И для того есть все предпосылки: цена на 100 тыс. руб. дешевле, достойные технические характеристики. Но для уверенного развития важны эффективные каналы и инструменты сбыта – в том числе, лизинг, который способен обеспечить устойчивый рост продаж. А для этого лизинговая отрасль должна себя «чувствовать» хорошо. Еще одна надежда – флагман УАЗ Патриот, который входит по данным октября в десятку самых продаваемых внедорожников. Спрос на модель стимулировала программа льготного лизинга, благодаря которой представители МСБ и фермеры могли приобрести машину с 12,5%-ной скидкой. При этом сегмент SUV, к которому относится Патриот, эксперты считают наиболее перспективным для дальнейшего развития. У отечественного автопрома наконец-то появился неплохой шанс. Аналитики строят позитивные прогнозы по рынку. Благодаря господдержке и лизингу, общей ситуации в стране, снижению ставок, стабилизации курса рубля началось обновление парка коммерческих авто, и эта тенденция продолжится в 2018 г. Причем спрос смещается в сегмент доступных отечественных машин. Ситуация на редкость благоприятная. Но создается впечатление, что Центральный банк не ищет легких путей, предлагая реформу, которая в результате приравняет лизинг к кредиту. Издержки, которые лизинговые компании будут вынуждены нести, «благодаря» реформе, неизбежно отразятся на стоимости лизинга. В итоге платить за реформу придется бизнесу. Но что-то подсказывает, что дорогой лизинг нашим предпринимателям не нужен ровно так же, как и дорогой кредит. В итоге компании лишатся единственного хорошего источника инвестиций и не смогут обновлять парк устаревших автомобилей. Для многих из них машина – основной источник заработка, остальным нужна для выполнения сопутствующих операций. Стоит ли объяснять, что для успешного функционирования бизнеса, автомобили должны быть всегда «на ходу» и обновляться раз в 5 лет… Похоже, что реформа угрожает благополучию малого и среднего предпринимательского дела в России. А вместе с тем, и автомобильному производству в целом. Ведь если у главных покупателей легких коммерческих авто – МСБ – не будет финансовой возможности приобретать новый транспорт, в глубокий кризис окунется вся автомобильная отрасль. Парадоксально то, что последствия коснутся кого угодно, только не главного реформатора. Действительно, Центральный банк не несет ответственности за экономический рост в стране, поэтому о будущем отечественного автопрома не задумывается. Пока же свободный от регулирования рынок лизинга стремительно растет. Так, в I полугодии 2017 г. объем нового бизнеса составил 427 млрд руб., что на 55% больше аналогичного периода прошлого года. Аналитики уверены, что по итогам 2017 года рынок и вовсе достигнет рекордных 850 млрд рублей. Очевидно, что реформа выведет лизинговую отрасль из равновесия. С учетом того, что инициатива Банка России воплотиться в реальность, Эксперт РА прогнозирует замедление темпов роста лизингового рынка, полагая, что в будущем году новый бизнес прибавит около 5% (50 млрд руб.). Но кажется, что этот прогноз весьма оптимистичен. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Вито 1917
Оснлвной задачей внешнего воздействия на экономику любой беднеющей страны, попавшей в зону интереса определенных групп является разрушение внутри страны собственного производства автомобилей. Вся восточная Европа прошла этот этап: Венгрия, Югославия, Румыния…теперь очередь России.
Следующим этапом является перехват управления экономикой страны.
Учитывая, что сам ЦБ взялся за дело, перспектива нарисовывается печальная…
Автодром
Если за дело возьмется госпожа Эльвира , в народе Нае -лина , а лизинг возглавит по предыдущему опыту ее муж . Дело пойдет !
Юрий
Я как человек, который имеет непосредственное отношение к реформе, могу заявить, что статья эта является заказной. Заказчиком является крупная лизинговая компания, название которой я не называю из этических соображений. Сути реформы статья совершенно не отражает. Ничего ни автопрому, ни малым предприятия не угрожает. Сейчас в России более 700 компаний, который называются лизинговыми, при этом примерно 1/3 из них работает либо ради одной сделки, либо на одну организацию, либо уже несколько лет не заключали никаких сделок (провернули одну операцию и бросили компанию). Суть этих “лизинговых” компаний заключается в том, чтобы получать от государства налоговые льготы и субсидии под конкретные проекты. Цель государства – убрать с рынка фирмы-однодневки и карманные компании, для чего вводятся требования к минимальному капиталу и необходимость вхождения в реестр лизинговых компаний, также вводятся более совершенные стандарты финансовой отчетности лизинговых компаний, чтобы инвесторам, клиентам, рейтинговым агентствам и государству было видно, чем они занимаются. В целом, суть реформы в том, чтобы вывести рынок из тени и сделать его более цивилизованным. Кроме того, сейчас ситуация такова, что большие суммы бюджетных денег распиливаются через государственные лизинговые компании. Отсутствие прозрачности контроля также не позволяет оценить эффективность расходов бюджетных средств. Рынок лизинга действительно растет, но рост обеспечивает небольшая группа государственных лизинговых компаний и компаний при банках, то есть рост имеет не рыночный характер а обеспечивается за счет бюджетных вливаний. Это в перспективе может привести к образованию “пузырей” и дефолтов. Главным держателем рисков является государство (вспомните историю с дефолтом ВЭБ-лизинг и необходимостью до капитализации Внешэкономбанка на многие десятки миллиарды рублей)На рынке предполагается введение саморегулирования, речи о надзоре со стороны ЦБ не идет. В общем, уважаемые читатели, не нужно так легкомысленно относиться ко всему, что вы читаете в прессе и огульно ругать государство и Центральный Банк.