Поднять родной автопром и наладить конкурентоспособное производство – задача не из легких. Но что бы там ни говорили злые языки, положительная динамика «на лицо». Как лизинг помогает развивать автомобильную промышленность России и почему его реформирование на данном этапе грозит отечественному машиностроению большими проблемами? Попробуем разобраться.

Автомобильная промышленность для России – стратегически значимая отрасль, продукция которой является необходимой для нормального функционирования экономики. Однако результаты работы национального автопрома не спешат радовать хорошими результатами. О причинах этого можно спорить долго. Что и говорить, проблем у отечественных производителей хватает. Одна из них – низкий спрос.

Возьмем, к примеру, Ульяновский автомобильный завод. Предприятие входит в ТОП-10 российских производителей легковых и легких коммерческих авто (LCV), а в сегменте LCV так вообще занимает 2 место с долей рынка 22,7%. В прошлом году продажи УАЗа выросли на 1%, планы на 2017 год – плюс 5% к результату 2016 года. По факту же позитивная тенденция закончилась еще в феврале, когда завод входил в десятку лучших по продажам в своем сегменте. Не за горами – конец года, однако по данным Автостата за 10 месяцев 2017 г. было реализовано всего 33 109 автомобилей, что на 14% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом сам рынок LCV растет, ситуация в экономике стабильная, волатильность национальной валюты низкая. Напрашивается очевидный вывод: УАЗу стоит проработать политику сбыта. Но каким образом?

Сегодня в нашей стране в сегменте LCV каждая третья машина реализуется посредством лизинга. По данным одной из лизинговых компаний – монолайнера в сегменте «автолизинг» – в 2016 г. из всех сделок льготного лизинга 30% договоров пришлись на ГАЗели, и только 14% – на УАЗики. Получается, что у последних есть, как минимум нереализованный потенциал, а 30% – реально достижимый показатель.

Другой пример. Компания Ford Sollers (входит в тот же автомобильный холдинг, что и УАЗ, во главе которого стоит Вадим Швецов) с апреля 2017 г. запустила собственную программу поддержки российских предпринимателей и фермеров, по которой Ford Transit можно было купить в лизинг со скидкой до 200 тыс. руб. За три месяца действия специального предложения компания реализовала более 650 автомобилей, что обеспечило треть в объеме продаж модели.

Почему бы столь успешный опыт не спроецировать на УАЗ, подумало руководство и разработало сразу несколько лизинговых программ. Среди них – УАЗ в лизинг с  авансом 0%, лизинг для стартапов, лизинг для физлиц, УАЗ в лизинг со скидкой до 19%.

Основные покупатели легких коммерческих авто – малый и средний бизнес, занимающийся логистическими услугами, торговлей, сельским хозяйством, производством, монтажом и строительством. Для них лизинг – единственный доступный источник долгосрочных инвестиций. Поэтому вполне понятно, что запущенный в продажу 16 октября УАЗ Профи уже через 3 дня нашел своего первого владельца. И это не преувеличение: 19 октября ключи от новенького автомобиля были переданы представителю МСБ – компании, специализирующейся на оптовой торговле и заготовке промысловой пушнины. А состоялась стартовая продажа по лизинговой программе «Свое дело».

Сейчас на официальном сайте UAZ представлены 4 лизинговых спецпредложения и только одно кредитная. Ведь с кредитом все гораздо сложнее. Кредит дорогой и недоступный, в то время как лизинговые заявки одобряют быстрее и охотнее. Чтобы не быть голословными, обратимся к статистике РА Эксперт по выдачам кредитов МСБ в 2016 г. Рынок кредитования МСБ сокращается третий год подряд. Объем выданных кредитов за прошедший год упал на 3%, в 2015 г. показатель был еще выше – минус 28%. Требования банков к залоговому обеспечению также остаются довольно высокими и являются одним из ключевых препятствий для бизнеса при получении кредита. К слову, в I полугодии 2016 г. процент одобрения заявок на кредит для МСБ в среднем составлял 23%. Условно, из четырех представителей МСБ деньги на развитие получал только один, остальные уходили ни с чем.

В то же время инвестиции необходимы для стартапов и актуальны для малого и среднего бизнеса в целом. Если малым действующим компаниям получить кредит нелегко, то для начинающих предпринимателей – это что-то из разряда фантастики. Вариантов у банка два – отказ или жесткие условия, с учетом высоких рисков. Но жесткие условия не на пользу начинающему бизнесу, от них его финансовое состояние не улучшается, для многих кредиты становятся непосильной ношей и приводят к банкротству.

В структуре преобладают короткие кредиты, до 1 года – 59% от всех выданных кредитов МСБ банками, входящими в ТОП-30, у остальных этот показатель составляет 72%. «Мы видим большие проблемы с инвестиционными кредитами … Банки не могут выдавать длинные деньги из-за регулятивных рисков, а предпринимателям не всегда хватает квалификации распланировать в пяти – семилетней перспективе свою деятельность…», – комментирует ситуацию исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов.

На фоне проблем и сложностей, связанных с получением кредита, лизинг выступает «спасательным кругом», реально работающим на практике инструментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в стране. Важно, что в лизинг можно получить имущество быстро и на длительный период (3-5 лет), залоговое обеспечение не требуется, поскольку сам предмет лизинга выступает гарантией. С учетом дополнительных выгод в части налогового бремени лизинг в итоге часто обходится дешевле кредита. Очевидные преимущества делают лизинг более привлекательным инструментом привлечения инвестиций, чем кредит.

По данным за I полугодие 2017 г., в общей структуре лизинга доля малого бизнеса составляет 42,8%, среднего – 11,7%. У МСБ в свою очередь пользуются спросом легковой и легкий коммерческий транспорт. Это самый большой сегмент, который в структуре по предметам лизинга занимает 35%. И это именно те сегменты, которые в последнее время демонстрировали наиболее динамичный рост.

Статистика вселяет веру в то, что с лизингом дела у отечественных автопроизводителей наконец-то пойдут в гору. Эксперты даже поговаривают, что УАЗ с новым Профи может потеснить с первого места главного конкурента – группу ГАЗ. И для того есть все предпосылки: цена на 100 тыс. руб. дешевле, достойные технические характеристики. Но для уверенного развития важны эффективные каналы и инструменты сбыта – в том числе, лизинг, который способен обеспечить устойчивый рост продаж. А для этого лизинговая отрасль должна себя «чувствовать» хорошо.

Еще одна надежда – флагман УАЗ Патриот, который входит по данным октября в десятку самых продаваемых внедорожников. Спрос на модель стимулировала программа льготного лизинга, благодаря которой представители МСБ и фермеры могли приобрести машину с 12,5%-ной скидкой. При этом сегмент SUV, к которому относится Патриот, эксперты считают наиболее перспективным для дальнейшего развития.

У отечественного автопрома наконец-то появился неплохой шанс. Аналитики строят позитивные прогнозы по рынку. Благодаря господдержке и лизингу, общей ситуации в стране, снижению ставок, стабилизации курса рубля началось обновление парка коммерческих авто, и эта тенденция продолжится в 2018 г. Причем спрос смещается в сегмент доступных отечественных машин.

Ситуация на редкость благоприятная. Но создается впечатление, что Центральный банк не ищет легких путей, предлагая реформу, которая в результате приравняет лизинг к кредиту. Издержки, которые лизинговые компании будут вынуждены нести, «благодаря» реформе, неизбежно отразятся на стоимости лизинга. В итоге платить за реформу придется бизнесу. Но что-то подсказывает, что дорогой лизинг нашим предпринимателям не нужен ровно так же, как и дорогой кредит. В итоге компании лишатся единственного хорошего источника инвестиций и не смогут обновлять парк устаревших автомобилей. Для многих из них машина – основной источник заработка, остальным нужна для выполнения сопутствующих операций. Стоит ли объяснять, что для успешного функционирования бизнеса, автомобили должны быть всегда «на ходу» и обновляться раз в 5 лет…

Похоже, что реформа угрожает благополучию малого и среднего предпринимательского дела в России. А вместе с тем, и автомобильному производству в целом. Ведь если у главных покупателей легких коммерческих авто – МСБ – не будет финансовой возможности приобретать новый транспорт, в глубокий кризис окунется вся автомобильная отрасль.

Парадоксально то, что последствия коснутся кого угодно, только не главного реформатора. Действительно, Центральный банк не несет ответственности за экономический рост в стране, поэтому о будущем отечественного автопрома не задумывается.

Пока же свободный от регулирования рынок лизинга стремительно растет. Так, в I полугодии 2017 г. объем нового бизнеса составил 427 млрд руб., что на 55% больше аналогичного периода прошлого года. Аналитики уверены, что по итогам 2017 года рынок и вовсе достигнет рекордных 850 млрд рублей. Очевидно, что реформа выведет лизинговую отрасль из равновесия. С учетом того, что инициатива Банка России воплотиться в реальность, Эксперт РА прогнозирует замедление темпов роста лизингового рынка, полагая, что в будущем году новый бизнес прибавит около 5% (50 млрд руб.). Но кажется, что этот прогноз весьма оптимистичен.