Похоже, мечты о создании у нас Мекки для туристов понемногу воплощаются в жизнь: в число победителей недавнего конкурса Всероссийской туристической премии «Маршрут года» вошли пять (!) проектов из нашего города.

В Казани, где проходил конкурс, сразу три Гран-при в разных номинациях взяли сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Это маршруты «Детектив в Симбирском квартале», «Честное купеческое» и «Изнанка» (создан в партнерстве с Ленинским мемориалом). Еще один совместный проект Музея-заповедника с Ленинским мемориалом – «Ульяновск. Красный маршрут» – стал первым в номинации «Лучший культурно-познавательный маршрут». Что удивительно, Ульяновск по числу высших наград оставил позади себя более развитые в плане туризма города и не уступил даже российской столице.

Но это еще не все! Второе место в номинации «Лучший маршрут в городе» занял проект «Симбирская россыпь талантов» туроператора «Альянс-тур». А Цильнинский сахарный завод за маршрут «Сладкое путешествие» получил специальный приз: он сможет бесплатно участвовать в туристической выставке «Интермаркет-2018».

На пресс-конференции по поводу столь блестящего выступления наших земляков руководитель Агентства по развитию туризма в Ульяновской области Юлия Скоромолова отметила, что на сей раз на конкурс Всероссийской туристической премии, который проводится с 2014 года, было подано 446 проектов. В финал прошли 205 проектов из 56 регионов страны. Ульяновск на этом состязании превзошел свои результаты прошлого года. Тогда маршруты Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» завоевали два первых и одно третье место.

– Новые победы, – сказала Скоромолова, – говорят о том, что у нас есть огромный потенциал: великолепные кадры, идеи и огромное желание их реализовать.

По итогам Всероссийского туристического конкурса «Маршрут года» Ульяновск в 2018 году проведет его финал на своей территории.

На пресс-конференции музейщики – победители конкурса продемонстрировали фрагменты из своих туристических маршрутов. Они показали себя не только как талантливые авторы текстов с занимательной информацией об истории Симбирска-Ульяновска, но и как недюжинные актеры, которые разыгрывают на своих экскурсиях театрализованные представления.

Желающему погрузиться в прошлое любознательному туристу непросто будет отказаться, например, от автобусно-пешеходной экскурсии «Честное купеческое» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Особенно если тебя приглашают на нее две очаровательные купчихи в исполнении Елены Садовник и Натальи Лукашкиной, пародирующие Анфиску и Раиску из фильма «Женитьба Бальзаминова». Этот проект, между прочим, конкурировал за Гран-при в номинации «Лучшая идея маршрута» с заманчивыми турами на Куликово поле и в горный Крым. Но прогулка по Симбирску XIX века, ремесленному и торговому городу на Волге показалась членам жюри конкурса более увлекательной.

Участникам экскурсии предстоит побывать в музеях «Симбирское купечество» и «Мелочная лавка», где им расскажут о деятельности крупных симбирских купцов, сыгравших исключительную роль в развитии промышленности, транспорта, строительства, торговли, банковского дела и системы страхования, в организации городского самоуправления, в благотворительном содействии народному образованию Симбирской губернии. Однако для авторов проекта было важно создать для экскурсантов еще и атмосферу старинного провинциального города. Им представляется возможность поторговаться с любезным приказчиком в лавке, узнать об особенностях купеческого быта и «откушать чаю» в купеческих традициях в «Чайной на Московской».

Глядя на презентации наших лучших экскурсионных маршрутов, невольно задумываешься: почему ульяновские музейщики с большим отрывом опережают чиновников, занимающихся развитием туризма? Последние и разрабатывают стратегические программы, и реорганизовывают свои учреждения, и генерируют идеи, и стараются привлекать финансы и так далее. Однако, несмотря на все эти усилия, не только приблизиться к тому потоку туристов, что был во времена СССР, но и сравниться с соседями по Волге сейчас нашему городу не удается. Цифры пока не в нашу пользу: Ульяновск в 2016 году посетило 435 тысяч туристов, а только Казань, не считая другие объекты Татарстана, уже с начала этого года – 2,2 миллиона человек.

Ирина Морозова