26 ноября Россия отметит День матери. В нашей области предваряет этот праздник декада «Материнская слава», инициированная Губернатором Сергеем Морозовым.
В эти дни мы не только поздравляем мам и бабушек, но и имеем возможность оценить их ежедневный, не такой уж легкий труд. Мы рассказываем о трех героинях, которые стали не только заботливыми женами и матерями, но и смогли самореализоваться в профессии, сделав ее по-настоящему семейным делом.
Закопались в книги до третьего колена
Начинаются наши истории неоднозначно. Например, директор областной библиотеки для слепых Анастасия Егорова и не планировала связать свою судьбу с книжным делом. В библиотеку, которой тогда руководила ее мама, молодой девушкой она попала только потому, что устроиться куда-то еще не удалось.
И сразу оказалась на самом тяжелом месте. 16-летней Анастасии пришлось развозить книги читателям. Книги толстые, написанные шрифтом Брайля. Их надо было загрузить в машину, донести домой к читателям, а вернуться с еще одной стопкой – уже прочитанной.
Но трудности дали неожиданный результат. Общаясь каждый день с незрячими читателями, молодой библиотекарь поняла, что это и есть дело ее жизни. Так она осталась в библиотеке, прошла все ступени работы и в конце концов стала ее руководителем.
При этом состоялась и как мама. Правда, воспитание дочери нередко шло в стенах библиотеки, ведь работать в ней продолжила и бабушка, даже уже после выхода на пенсию. В результате работа с книгами стала призванием для трех поколений ее семьи. «Нас много, – улыбаясь, говорит Анастасия Егорова. – Моя мама, у нее три дочери. Две из нас работают в библиотеке. Есть еще двоюродные сестры, которые работают в библиотеках. Моя дочь работает в Централизованной библиотечной системе Ульяновска, дочь сестры – во Дворце книги».
Вся семейная жизнь – на сцене
Актриса драматического театра Дарья Долматова тоже не сразу приняла свою профессию. Театр она любила с детства, ходила туда часто с дедушкой. Но после школы поступать решила на культуролога в УлГУ. И завалила экзамены. Остался лишь один вариант – попытаться пройти на актерское отделение, экзамены на которое проводились позже, чем на другие.
И во время учебы, и на работе семья для начинающей актрисы конкурировала с профессией. В университете она познакомилась с будущим мужем, ныне актером драматического театра, доцентом кафедры актерского искусства УлГУ и руководителем Молодежного театра Алексеем Храбсковым. И уже играя в театре, признается сейчас Дарья Долматова, она не принимала этого пути до конца: «До определенного момента я ощущала себя случайной в театре, потому что это был мой последний шанс. Я поступила случайно, для меня это была шутка судьбы, ирония. И работая в театре, я ощущала, что это временно». Как это ни удивительно, помогло погружение в семью. Молодая актриса родила сына, занялась им, на пару лет декрета выключилась из работы. И поняла, что хочет вернуться в театр навсегда.
Появившийся тогда на свет Петр Храбсков не просто помог Дарье расставить все по местам. Спустя несколько лет он и сам оказался участником семейного дела. Сейчас мальчику 12 лет, и он уже успел стать участником нескольких спектаклей, в том числе постановки драматического рассказа Андрея Платонова «Возвращение».
Как сложится профессиональная судьба Храбскова-младшего, пока загадывать рано. Но сейчас вместе с родителями он на наших глазах меняет ульяновское театральное искусство.
«Появилось много талантливых людей, которые решили связать свою судьбу с театром, и очень хорошая возникла среда для развития этого искусства. Открываются новые сценические площадки – Молодежный театр, «Enfant terrible», другие. Они предлагают альтернативу тем театрам, которые давно и громко произносят свое художественное слово. Зачастую такие театры не предполагают каких-то экспериментов. А небольшие площадки могут и должны рисковать. И они это делают, и делают успешно», – оценивает происходящее сама Дарья Долматова.
400 детей разом
А вот Ольга Карнилова, худрук известнейшего ульяновского ансамбля «Счастливое детство», всегда хотела заниматься танцами. Но отец был военным, семья постоянно переезжала. Ольга, в Ульяновске ходившая с бабушкой на выступления приезжих артистов, сама придумывала свои танцы и выступала с ними на конкурсах самодеятельности в военных частях. Когда, наконец, ее семья осела в нашем городе, родители потребовали, чтобы дочь училась музыке, а не хореографии.
Пришлось проявить характер. Девушка специально провалила экзамены в музыкальное училище и поступила в училище культуры, где только открылось хореографическое отделение. И не ошиблась. Пока родители скрывали от родственников место ее учебы, она встретила в училище будущего мужа, Евгения Карнилова, и получила красный диплом.
Потом Ольга и ее будущий супруг поехали получать образование в Москве. И чуть не остались в столице, ведь предложений поработать у перспективных молодых специалистов было немало. Но они выбрали семью и Ульяновск.
«Я ночами на кухне придумывала танцы, разводила их, а днем мы их ставили. Это было счастье», -вспоминает первые годы своей работы во Дворце пионеров Ольга Карнилова. Муж ее тем временем ушел в армию, а она родила дочь.
Главной игрой для девочки, как потом и для ее младшей сестры, стали танцы. Обе играли в ансамбль -строили игрушки и придумывали для них хореографию. Когда подросли, стали заниматься у родителей, а потом и работать в их коллективах -«Счастливом детстве» и театре танца «XXI» век, которые прописались в ДК «Профсоюзов». Одновременно в них занимаются 400 детей, за годы работы через коллективы прошла не одна тысяча ульяновцев. Среди молодых артистов – и старшая внучка Карниловых. Любимая ее игра как самой младшей представительницы семьи хореографов – все те же танцевальные ансамбли для игрушек.
Лидия ПЕХТЕРЁВА