24 ноября 2009 года был открыт новый мост через Волгу. Событие сравнительно недавнее, но с учетом как его значимости и масштабов, так и длившегося почти четверть века строительства, вполне заслуживающее рассмотрения на исторической странице.
Просмотрев довольно большое количество материалов, решил не «склеивать» по частям информацию из разных источников, а привести (с сокращениями) одну публикацию. Статья Геннадия Андреевича Ельцова наиболее полно и относительно кратко описывает историю грандиозной стройки. Интересно и то, что она была опубликована в журнале «Мономах», вышедшем в сентябре 2009 года – за 2 месяца до открытия моста. Несомненно, многие эту статью читали. Что ж, давайте еще раз вспомним историю, начавшуюся задолго до памятного события.
Тем, кого интересует более подробная информация, рекомендую книгу «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители С.А.Данилин, П.В.Ершов, Ульяновск, 2010). В ней описываются все факты и события, изложенные в предлагаемой статье, но гораздо более обстоятельно.
***
«Мономах», 2009, №3.
ЧТО НАМ СТОИТ МОСТ ПОСТРОИТЬ.
Еще в 1982 году, по заключению экспертов, автодорожная переправа, водружённая на опоры железнодорожного моста, полностью исчерпала свою пропускную способность. Более того, уже 50 лет в отношении старого моста специалистами используется термин «аварийный». В 1995 г. в письме ульяновскому губернатору Ю.Ф.Горячеву начальник Главгосэкспертизы России Ю.Б.Жуковский сообщал: «В 1954-57 гг. при подъёме моста на 10 м. и наращивании опор на эту высоту в связи с заполнением водохранилища русловые опоры 3, 4, 5 дали просадку и крен, что грозило обрушением моста. При обследовании профессором Московского института инженеров транспорта А.А.Петропавловским была вскрыта, по его выражению, «преступная халатность», допущенная при строительстве моста в 1913-1916 гг. На русловых опорах шахтные колодцы и кессонные камеры не были заполнены бетонной кладкой, а просто засыпаны щебнем, пустыми бочками и всяким хламом. Авария при реконструкции моста была предотвращена путём забивки металлического шпунта вокруг 5 русловых опор… Однако принятые тогда меры не обеспечивают несущую способность основания опор…».
А затем дореволюционная халатность была усугублена халатностью советской. Ю.Б.Жуковский писал далее: «Автопроезд на мосту был сооружён в 1957 г. без устройства оклеечной гидроизоляции на железобетонных плитах дорожного покрытия. Вместо нее в порядке эксперимента был уложен слой гидрофобного бетона. Впоследствии такой способ гидроизоляции был запрещён. Обследования, проведённые институтом СоюздорНИИ в 1984, 1985 и 1987 гг., выявили полное разрушение защитного слоя и гидрофобного бетона. 430 плит были оценены аварийными. Полный выход из строя плит ожидался через 5 лет…»…
Но, конечно, не только аварийное состояние старого моста было основанием возведения в Ульяновске новой переправы через Волгу. Коренная причина – намерение политического руководства СССР превратить Ульяновск, родину В.И.Ленина, в визитную карточку страны – устремленный в будущее образцовый социалистический город. Первым шагом стало постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по развитию г.Ульяновска в 1966-1970 гг.». За 3,5 года в Ульяновск были построены: Ленинский мемориал, 23-этажная гостиница «Венец», новые вокзалы; город украсили Дворец пионеров, областная детская библиотека и новое здание школы № 1. Одновременно стремительно росло население города – с 300 тыс. в 1967 году до 400 тыс. в 1973-м.
В 1975 г. руководством страны было принято решение о строительстве в левобережной части Ульяновска крупнейшего в Европе авиационно-промышленного комплекса. Численность его работников должна была составить 55 тыс. чел., что автоматически увеличивало население города сразу на 300 тысяч. Преобразовать правобережную часть Ульяновска планировалось за счёт создания крупнейшего в стране Центра микроэлектроники. По новому генеральному плану уже на рубеже 20-21 вв. Ульяновск должен был стать городом-миллионником, где 550 тыс. – население правобережья, еще 450 тыс. – живущие на левом берегу. И связать их между собой должен был двухъярусный мост, крупнейший в Европе. Почему 2-ярусный? Городам-миллионникам положено метро. Вот по нижнему ярусу поезда и помчатся…
Жизнь подтверждала демографические расчёты. В 1983 г. в Ульяновске жило уже 500 тыс. человек. При этом сооружение авиакомплекса едва перевалило экватор, а строительство Центра микроэлектроники только планировалось. Нагрузка на старый мост ежедневно возрастала. Медлить было нельзя. Это хорошо понимал новый 1-ый секретарь Ульяновского обкома КПСС Г.В.Колбин. Именно по его инициативе 2 октября 1984 года план проектирования и строительства нового моста получил высочайшее одобрение – вышло в свет Постановление Совета Министров СССР № 1028 «О мерах по комплексному развитию г.Ульяновска и Ульяновской области в 1985-1990 гг. и на период до 1995 г.». К 125-летию со дня рождения В.И.Ленина в городе должны были построить цирк, новое здание драмтеатра, театр музыкальной комедии, Дом знаний с планетарием и многое другое. Но центральное место в этом перечне занимал новый автодорожный мост через Волгу.
Ответственными за грандиозную стройку были назначены Совет Министров РСФСР и Министерство транспортного строительства СССР. Они должны были «обеспечить в 1985-1995 гг. проектирование и строительство в г.Ульяновске автодорожного моста через р.Волга». Предварительные геологические изыскания уже были проведены, и выбор трассы (створа) будущего моста состоялся. Рассматривались 3 варианта его размещения: «южный» – в 250 м. выше по течению от существующего моста; «центральный» – в 2-х км. от него в створе улиц Новая линия на правом берегу и Почтовая на левом; «северный» – в 6 км. от старого моста в створе улиц Юности и Врача Михайлова. Главгосэкспертизой Госстроя СССР был выбран вариант строительства мостового перехода по «северному» створу. Основные мотивы – вывод транспортного потока за пределы городской застройки и лучшие условия для выполнения противооползневых мероприятий.
Проблем перед проектировщиками и строителями стояло предостаточно. Новый ульяновский мост не вписывался в обычные рамки. Препятствовали его возведению, казалось, все материи природы – как воды, так и земли.
С Венца хорошо видно: старый и новый мосты замыкают единственную относительно узкую горловину. Ее ширина 4,5 км., а в обе стороны от нее водная ширь распахивается до 30-35 км. Горловина образована дамбой, защитившей от затопления Куйбышевским водохранилищем завод им.Володарского. Но за пределами горловины – просторы с морским характером. Волны – до 3-х и более метров высотой. Штормит по 30-45 раз за сезон – от 3 до 6 суток подряд. Значит, на это время нужно будет прекращать строительные работы.
Одновременно волны немилосердно «пожирают» волжские берега. За последние 30 лет линия правого берега отодвинута ими в окрестностях Ульяновска на 40-90 м., средняя скорость продвижения составила 1,8 м. в год, и это серьёзная угроза, как для моста, так и города.
Глубины здесь также далеки от речных: в русловой части они достигают 35 м., в пойменной – 15-20. А под водой разные по плотности глины, изрезанные многочисленными водонесущими горизонтами.
Но наибольшую опасность представляли печально знаменитые оползни, питаемые осадками, грунтовыми водами и фильтрацией воды из текущей рядом с Волгой, но выше нее над уровнем моря Свияги. По результатам изысканий, фактически вся поверхность 700-метрового правого волжского склона покрыта оползневыми накоплениями, восседающими на водоносных «плоскостях скольжения» и только ожидающих своего часа двинуться вниз. Разве мост мог опереться на такое?.. А ведь ему надлежало не только стоять самому, но и выдерживать колоссальную транспортную нагрузку, пропуская в час «пик» до 5 тыс. автомобилей по верхнему ярусу и поезда метро – в перспективе – по нижнему.
Буря и натиск – так можно охарактеризовать 1-ые годы строительства моста. С завидной методичностью Г.В.Колбин собирал совещания по вопросам реализации Постановления Совмина СССР: проектировщиков, строителей, областные и городские власти. И дело спорилось. Оперативно решались вопросы выделения земли под строительство и размещения прибывающих. В 1985-86 гг. создано мощное Управление «Ульяновскмостострой» в главе с Н.Д.Сентюриным и впервые в практике отечественного мостостроения проведён конкурс «по выбору наиболее рациональных конструктивных решений мостового перехода через р.Волга в г.Ульяновске». В конкурсе приняли участие проектные организации «Гипротрансмост» (Москва), «Ленгипротрансмост» (Ленинград) и Киевский филиал института «Союздорпроект».
«Гипротрансмост» представил на конкурс однопилонный вариант 2-ярусного моста с вантовыми пролётными строениями длиной 407 м. и «рядовыми» пролётами длиной 220 м. Ленинградцы видели мост подпружно-арочным с ездой только по верху и с эстакадой на оползневом склоне. Киевляне тоже представили вантовый вариант, но с двумя пилонами, пролётами по 200 м. и короткой криволинейной эстакадой по правому косогору.
Победителем конкурса стал проект «Гипротрансмоста», как наиболее экономичный и наименее трудоёмкий за счёт большой величины пролётов. Это заметно сокращало количество опор. «Изюминкой» проекта был 212-метровый пилон, удерживающий на вантах (стальных канатах) два пролёта длиной 407 м. каждый. Тем самым «одним шагом» перекрывалась самая глубокая судоходная часть реки, а обращенный в другую сторону пролёт тоже одним махом перешагивал через наиболее неустойчивую нижнюю часть оползневого косогора.
Опыт возведения как вантовых, так и 2-ярусных мостов в СССР в то время был невелик. Поэтому на помощь привлекли «большую науку». По свидетельству главного инженера проекта Е.Гапонцева, при проектировании и строительстве выполнен «значительный объём научно-исследовательских работ с участием таких институтов как ЦНИИС, НИОСп, НИИЖб, ЦАГИ и других». Впервые в отечественной практике производилось моделирование наиболее сложных проектно-конструкторских решений на ЭВМ. Вообще, проект моста и используемые при его сооружении технологии были сплошным новаторством
Никто в мире при устройстве фундаментов мостовых опор ранее не бетонировал бурообсадные столбы диаметром почти 3 м., а размер их пяточного уширения был еще больше – 5 метров. И все это на глубинах до 60 метров! Никто в мире не поднимал и не монтировал на высоте 50-60 м. гигантские пролётные строения длиной 221 м. и массой 4200 т. Так что ульяновский мост с полным правом можно назвать исследовательским полигоном.
Кроме того, проектировщикам и строителям удалось лишить силы оползни на правобережном косогоре. Решено было действовать по всем направлениям. Во-первых, срезать грунт в верхней части склона на глубину до 42 м., одновременно уменьшая крутизну подъёма автомобилей с моста. Вторая мера – террасирование склонов образовавшейся выемки и самого косогора. Третья – сбор поверхностных вод системой железобетонных лотков. Четвёртая – перехват подземных вод с помощью пластового дренажа средней глубиной 1,6 м. А для отвода собранных вод сооружён мощный коллектор пропускной способностью 6 кубометров воды в секунду.
Величина только выемки в верхней части косогора составила 7,5 млн. кубометров снятого и вывезенного грунта. Общий же объём земляных работ на строительстве моста – 12 млн. кубометров!
Не были забыты и «поедаемые» Волгой берега. На протяжении 600 м. у моста они защищены тремя ярусами 7,8-тонных железобетонных тетраподов с каменной засыпкой между ними.
А теперь о самом главном – почему новый мост строился так бесконечно долго? Ведь то, что вводится в строй в 2009 году – автопроезд по верхнему ярусу, – Ульяновск должен был получить еще в 1993 году, а к 1995-му по его нижнему ярусу должен был побежать как минимум скоростной трамвай. «Не дай нам Бог жить в эпоху перемен», – говорили древние. В этом все дело. В 1993 году на стройку обрушилось недофинансирование, а в 1995-м федеральное финансирование вообще превратилось в насмешку.
«До 1993 г. мы работали хорошо, – говорит А.А.Авакимов, в прошлом зам. управляющего «Ульяновскмостостроя», – В зимы 1989-1990 гг. сооружали одновременно по 8 опор. Не успевали на опоры бетон подавать!»
Не стал для стройки бедой даже первый целиком рыночный 1992 год. Б.Н.Ельцин 1-ую свою поездку по стране в роли Президента начал почему-то с Ульяновска. И здесь до высокого гостя сумел достучаться 3-тысячный коллектив мостостроителей. В их обращении говорилось: «Уважаемый Борис Николаевич! Мы обращаемся к Вам за помощью… Очень нужная стране и городу стройка находится на грани срыва… Такое большое и сложное дело… невозможно обеспечить материальными ресурсами и техникой с «рынка» по стихийно растущим коммерческим ценам»! И 23 июня 1992 года вышло в свет постановление Правительства РФ №424, включившее мост в число важнейших строек страны, с вводом его в строй теперь уже в 1996 году.
Но хватило ельцинского запала ненадолго. В обращении к Президенту губернатора Ю.Ф.Горячева от 16.01.1995 г. говорилось: «…Правительство России изыскало в 1993-1994 гг. денежные ресурсы из федерального бюджета, что позволило вывести стройку из критического положения… На финансирование строительства в 1995 г. требуется 305.000 млн. руб. Однако Министерство экономики запланировало только 50.000 млн. руб.». А в действительности стройка получила еще меньше, несмотря на положительную резолюцию Президента на письме ульяновского губернатора: «Прошу поддержать (обещал, будучи на месте)». Говорит генеральный директор ОАО «Ульяновский мостовой переход» В.И.Васильев: «У нас стратегический объект, имеющий значение для всей страны. Но в 1995 г. вложено 25 вместо 300 млрд. руб., в 1996 г. – 30 вместо 405 млрд. руб., в 1997 году нашего моста вообще нет в бюджете страны». И в 1995 году стройка встала. Как рассказывал Ю.Ф.Горячев, в федеральных министерствах даже сложился стереотип ответа на все просьбы по мосту: «Пусть его достраивают те, кто начинал…».
Такое отношение к мосту продолжалось вплоть до дефолта 1998 года. Лишь возобновление стройки собственными силами по принципу «всем миром» смогло переломить ситуацию. В ход пошло все: работы на мосту в зачёт долгов Дорожному фонду, сбор металлолома, освобождение участников строительства от уплаты региональных налогов и т.д. Это был прямой вызов федеральной власти, показывающий насколько нужен Ульяновску новый мост. И это поняли. Сначала ульяновцам начал помогать руководитель Федеральной дорожной службы В.Артюхов, затем премьер-министр Е.Примаков, а спустя несколько лет и Президент В.Путин распорядился в кратчайший срок ввести в строй все отечественные мосты-долгострои.
Завершение строительства 1-ой очереди нашего моста впервые в своей истории финансируется авансом, и стройка катит на финишную прямую вполне могучим «советским» темпом.
Г.Ельцов (2009 г.).
___________________

Из книги «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Варианты расположения створа моста. «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Проекты ульяновского моста: с одним пилоном («Гипротрансмост», Москва), с двумя пилонами («Союздорпроект», Киев) и мост арочного типа (Ленгипротрансмост», Ленинград).
«Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Поперечный разрез пролетного строения моста длиной 221 м.
Саблина Ю.А., «История одного моста» (М., «Железнодорожное дело», 2007).

Из книги «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Сооружение опор.
«Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Из книги «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).

Из буклета «Ключ к Уралу», Ульяновск, 2003.

1) Перевозка пролетного строения на плавучих опорах. «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).
2) Пролетное строение нового моста. Саблина Ю.А., «История одного моста» (М., «Железнодорожное дело», 2007).

Из книги «Мост, соединяющий эпохи» (авторы-составители Данилин С.А., Ершов П.В., Ульяновск, 2010).