Первые поселения на территории Ульяновской области появились около двух с половиной тысяч лет назад – к такому выводу пришли археологи после ряда раскопок, проведенных в 2017 году.
17 ноября ульяновские археологи подвели предварительные результаты археологических исследований текущего года и рассказали о раскопках двух наиболее интересных памятников – останец «Гранное ухо» и городище «Красное Сюндюково». Исследовательские работы проводились в сотрудничестве Ульяновского областного краеведческого музея, педагогического университета и НИИ истории, экономики и культуры Ульяновской области.

Отопление и стекло достижение немногих
Городище «Красное Сюндюково» упоминается в археологических картах с конца XIX века. Но масштабные раскопки здесь начались лишь с 1991 года. Долгое время памятник был подвержен разрушению антропогенными и природными факторами.

– Территория городища в 1991 году попала в зону строительства поселка для немцев Поволжья. Земляные работы начались без согласования с археологами. В результате чего был нарушен культурный слой, и все бы сошло с рук, если бы экскаватор не полуразрушил кирпичную постройку – баню домонгольского времени, – отметил археолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории УлГПУ Юрий Семыкин.

На сегодняшний период эта постройка является наиболее ранней из всех ныне известных объектов, а также единственной такого типа на территории области. В 2014 году раскопки возобновились по инициативе Института археологии Татарстана.

Баня представляет собой настоящее культурное достижение, которое могло сравниться по технике строительства с западными и среднеазиатскими конструкциями. Постройка имела подпольную систему отопления и застекленные окна. Значимость данного достижения легко сравнить, если учесть, что даже в XIX веке многие закрывали окна бычьими пузырями.

– Несколько сезонов раскопок дали уникальные материалы. Раньше мы думали, что на территории этого памятника залегает только домонгольский слой. Оказалось, что там находятся материалы V-VI веков, – поделился Юрий Семыкин.

На территории корпуса бани найден объект, связанный с металлургическим производством, – горновая печь. Получены уникальные материалы, ведающие о торговых контактах, а именно – одиннадцать гирек для взвешивания драгоценных материалов, импортные предметы. Через территорию городища, вероятно, проходил Волжский торговый путь. Также был найден пробирный камень, который для невооруженного взгляда покажется обычным булыжником. Он представляет собой округленную пластинку, и использовался ювелирами для определения состава драгоценных камней. Как отметили археологи, возможно, где-то рядом находилась мастерская ювелира.

«Во времена героев Гомера здесь уже жили…»
Останец «Гранное ухо» – всем известный и популярный памятник природы Сенгилеевского района, который особо охраняется. Как выяснилось, именно эта территория была заселена примерно две с половиной тысячи лет назад.

– Раньше на территории Ульяновской области находились отдельные материалы, связанные с эпохой раннего железного века, но мы думали, что это единичные случаи, которые мало о чем говорят. А здесь было оседлое население – ананьевская культура. При этом территория не входит в зону распространения данной культуры, – прокомментировал Юрий Семыкин.

Этот археологический памятник был найден совершенно случайно. В начале 2000 года студент педагогического университета, сейчас кандидат наук, палеонтолог и заведующий палеонтологической галерей краеведческого музея Илья Стеньшин во время своей экспедиции обнаружил образец керамики. Спустя долгое время, начав работать в музее, он показал ее археологам. Керамика заинтересовала ученых своим необычным видом. В 2015 году группа археологов выехала на Гранное ухо, и находка нашла подтверждение. На склоне были найдены образцы керамики. Как отметили археологи, масштабных работ здесь не проводилось по причине того, что это памятник природы.

– На склонах встречается большое количество керамики и костей животных. Было найдено более двухсот фрагментов керамики. Среди костей животных определены кости домашних и диких. Кости медведя были найдены вместе с керамикой и углями. Остатки предметов быта относятся ко второй половине IX-VI веков до н.э., – рассказал старший научный сотрудник отдела истории Ульяновского областного краеведческого музея Марат Гисматулин.

Именно это поселение является первым, кто был знаком с железом на территории области.

Проблемы и будущее раскопок
Значимыми находками для истории может похвастаться не только область, но и город Ульяновск. Так, Юрий Семыкин обратил внимание на необходимость придания им статуса объектов культурного наследия.

– Автозаводской могильник был исследован в 2001 году. Здесь перед старой проходной Ульяновского автозавода в VIII-IX веках булгарские кочевники хоронили своих умерших сородичей. А на береговой полосе улицы Северный Венец – практически конечная остановка трамвая №2 – располагаются остатки поселения именьковской культуры, – поделился Юрий Семыкин.

Как предположили археологи, именно с этого поселения началась продолжительная стационарная жизнь на территории нашего города.

Доктор исторических наук, руководитель Центра развития истории и культуры Ульяновской области Сергей Прокопенко отметил и ряд насущных проблем, с которыми приходиться сталкиваться археологам систематически.

– Так сложилось, что после хорошего старта конца 19 – начала 20-х годов мы потихоньку оказались на обочине археологических исследований. У нас мало научных кадров, поэтому мы вынуждены обращаться к нашим коллегам из Татарстана, Самарской области. Но размах работ настолько велик, что за счет бюджетного финансирования нам не удастся восполнить.

Большой проблемой остается распространение археологического браконьерства.

– Люди ради каких-то металлических бусинок нарушают культурные слои археологических памятников. Для того чтобы опередить их, нам нужно все время увеличивать размах раскопок и исследований. Благодаря аспирантуре Юрия Семыкина подбирается перспективная молодежь, которую нужно оставить в нашем регионе, потому что спрос на них достаточно большой, – прокомментировал Сергей Прокопенко.

В планах археологов развивать исследования. Так, они сообщили, что в ближайшее время создадут лабораторию, которая поможет поднять на новый уровень методы работы, а значит, и научные достижения.

Алла Русланова