Прозрачность начисления коммунальных платежей и ситуация с устранением строительных недостатков в доме-новостройке стали темой заседания комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, которое состоялось 21 ноября под председательством Геннадия Антонцева. В работе приняли участие депутаты – заместитель председателя парламентского комитета Владимир Камеко и Александр Букин, министр промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Дмитрий Вавилин, заместитель Главы администрации Ульяновска Сергей Гигирев, руководитель Агентства регионального госстройнадзора и госэкспертизы Марина Симунова, директор ООО «РИЦ-Ульяновск» Виктор Сакун, руководители управляющих компаний, жители многоквартирных домов, представители общественности.

Обращение жителей многоквартирного дома № 4 по улице Ипподромная в Ульяновске уже не раз становилось предметом обсуждения депутатов. Компания-застройщик (ООО «Керамзит») сдала в эксплуатацию многоквартирный дом с множеством недостатков. По этой причине жильцам не представляется возможным оказание качественных коммунальных услуг. В начале ноября профильный комитет парламента направил запросы в надзорные органы, чтобы проанализировать причины возникшей ситуации.

– Мы наглядно убедились – дом сдан с недочетами и нарушениями, – отметил Геннадий Антонцев. – При заявленной в проекте дома крышной котельной жильцы получили централизованное теплоснабжение, лифты не функционируют, пожарная сигнализация отсутствует. Как могло случиться, что дом был принят в эксплуатацию в таком состоянии?

Главный инженер управляющей организации (ООО «УК ЦЭТ»), которая выиграла конкурс на обслуживание дома, Денис Николашин, проинформировал, что в настоящий момент в помещения подается отопление, налажена подача ГВС И ХВС. По состоянию на начало ноября застройщик не передал управляющей компании техдокументацию на строительные конструкции и инженерные сети, поэтому ЦЭТ не мог заключить договор на поставку электроэнергии с «Ульяновскэнерго», без введения в эксплуатацию автоматический пожарной сигнализации нельзя эксплуатировать лифты. Управляющая организация намерена добиваться решения проблем обращением в суд.

Руководитель Агентства регионального госстройнадзора и госэкспертизы отметила, что в ее ведомстве, выдавшем разрешение на ввод дома в эксплуатацию, продолжается внутренняя проверка, результаты которой будут озвучены позже. При этом Марина Симунова подчеркнула, что обо всех изменениях в проектной декларации (в частности, замене крышной котельной) застройщик уведомлял надзорный орган. Кроме того, руководитель посетовала на то, что госстройнадзор лишен многих полномочий, а часть контрольных мероприятий инспектора проводят лишь визуально.

– Почему система контроля такова, что дом можно признать соответствующим проекту при очевидном отсутствии инженерных сетей и конструкций? – задал вопрос Геннадий Антонцев. – Почему так долго идет служебная проверка по жалобе и почему управляющая компания вынуждена устранять недоделки застройщика? Кто виноват в случившемся и что предпринять, чтобы аналогичная ситуация не повторилась на других домах-новостройках?

– Есть факт нарушения, есть организация, которая выдала разрешение и которая не может определить виновника, таким образом, налицо коррупционная схема, – высказал мнение Владимир Камеко.

Министр промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Дмитрий Вавилин проинформировал, что по поручению Губернатора сейчас разрабатывается проект постановления Правительства, которым вводится так называемая советская система государственной приемки новостроек. В состав комиссии, дающей разрешение на ввод дома в эксплуатацию, обязательно войдут представители региональных министерств строительства, здравоохранения, проектной организации, застройщика и его подрядчиков. Измененная процедура приемки помещений, по мнению министра, позволит в перспективе избежать строительных недоработок в новых домах.

Вторым вопросом на совещании было рассмотрение обращения жителей дома № 5 по улице Отрадной.

– Претензии к начислению платы за коммуналку традиционно занимают первое место в списке коммунальных претензий, – отметил Геннадий Антонцев, разбирая обращение жителей дома № 5 по улице Отрадной, которые попросили депутатов разобраться с выставленными к оплате суммами в платежках.

На протяжении нескольких месяцев жильцам этого дома начислялась плата за ГВС при содержании общего имущества в сумме, которую проверить оказалось невозможно. При попытке самостоятельного расчета собственники столкнулись с проблемой – в платежном документе необходимая для проверки расчета информация отсутствовала. На запросы в управляющую компанию (ООО «УК «Солидарность») были получены ответы с перечнем приказов и постановлений Правительства РФ, а региональный государственный жилищный надзор прислал жителям лишь информацию, что в адрес коммунальщиков направлено предостережение.

Приглашенный на заседание комитета финансовый директор «УК «Солидарность» Виктор Борисов пояснил, что привлеченный платежный агент – ООО «Форвард-Инфо» – рассчитывал плату за ГВС без учета действующих нормативов, поскольку такие расчеты в адрес УК предъявил поставщик ресурса «Т-Плюс». По словам заместителя областного министра строительства Александра Черепана, было выявлены порядка трех десятков подобных нарушении в деятельности ульяновских управляющих компаний, все они в настоящее время пресечены.

Директор ООО «РИЦ-Ульяновск» Виктор Сакун подчеркнул, что федеральным законодательством закреплена лишь примерная форма платежного документа, поэтому у всех платежных агентов она разная. По словам заместитель Главы администрации Ульяновска Сергея Гигирева, сегодня существует множество вариантов платежек, поэтому одним из решений может стать принятие на федеральном уровне закона, предусматривающего единого платежного агента на территории региона.

– В любом случае документ для оплаты ЖКУ должен содержать исчерпывающую информацию, прозрачный расчет и обязательно быть понятным для граждан, – отметил Геннадий Антонцев.

По итогам заседания профильный комитет рекомендовал региональному Минстрою и жилнадзору обратить внимание на соответствие выставляемых гражданам платежных документов федеральным требованиям, а управляющим компаниям – предоставлять максимально полные и точные данные платежным агентам для корректного расчета коммунальных платежей.