В день своего 70-летия, 26 ноября, заслуженный артист России Евгений Александрович Федоров возьмет в руки свою дирижерскую палочку, чтобы отметить этот юбилей на сцене Большого зала Ленинского мемориала вместе с музыкантами Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов и поклонниками своего таланта.

Отдал оркестру более 30 лет
Не все знают, что оркестр русских народных инструментов появился в Ульяновске благодаря Евгению Александровичу.
В наш город он приехал в далеком 1974 году и как выпускник Казанской государственной консерватории имени Н.Г Жиганова стал преподавать в музыкальном училище. Кроме него, в городе оказалось немало таких же молодых педагогов-«народников», недавно окончивших консерватории и институты культуры. Их, увлеченных народной музыкой, и объединил вокруг себя Федоров. Вместе они создали ансамбль народных инструментов, но мечтали о большем.

Дальше, как рассказывает Евгений Александрович, события развивались следующим образом:

– Меня назначили замначальника Управления культуры, и я, «используя» свое служебное положение в те несколько месяцев, что там работал, сумел доказать высшему начальству необходимость создания любительского городского коллектива. И он был открыт на базе Дома народного творчества.

Это событие произошло в 1984 году. Но понадобились еще почти десять лет упорного труда, чтобы коллектив получил статус государственного профессионального. А в 1996 году оркестр вошел в состав Ульяновской областной филармонии.

Энтузиаст
Евгений Александрович вспоминает, что первые годы оркестранты работали бесплатно:

– Мы могли только морально поддерживать наших музыкантов. Поощряли грамотами, дарили книги. Самым приятным вознаграждением являлось плавание на теплоходе «Иван Крылов». Мы не только отдыхали, но и давали концерты с заходом в каждый волжский город. У нас не было своего помещения для репетиций, не хватало кадров, инструментов и нот, но мы не унывали. Это было время созидания. То, что мы создавали программы, было гораздо важнее трудностей. В Ульяновске с успехом проходили наши вечера русского романса с участием солистов, которых приглашали из музучилища. С нами работали певицы Тамара Шишканова, Нина Зоточева. В это время появился тенор Николай Лямаев, сейчас он заслуженный работник культуры. Оркестр имел тогда возможность ездить на фестивали и конкурсы. В 1991 году наш коллектив занял первое место на Всероссийском конкурсе самодеятельных оркестров, потом были и другие такого же рода успехи.

Концертмейстер оркестра Светлана Крашенинникова, которая в коллективе с самого начала, убеждена, что никто в Ульяновске, кроме Федорова, не мог бы в то время взять на себя миссию его создания:

– Евгений Александрович – настоящий лидер, который сумел не только собрать вокруг себя музыкантов, но и удержать их. Он заражал нас своей любовью к народной музыке. Мы приходили на репетиции, выступали на концертах, и вопрос об оплате нас не интересовал. Я – его ученица по классу дирижирования, и получила эту квалификацию благодаря тому, что он меня к этому подталкивал.

Потомственный дирижер
Его отец в годы Великой Отечественной войны командовал танковым взводом. В 1945 году он участвовал в войне с Японией, а после ее окончания поступил в Благовещенске в школу военных дирижеров. Семья часто переезжала из части в часть, жили даже в Китае.

– Отец умер рано, в 37 лет – из-за последствий ранения, – рассказывает Евгений Александрович. – Но он успел меня многому научить. Хотя у папы было много работы как у дирижера, он организовал в военной части женский хор, а для детей вел музыкальный кружок. Я у него учился баяну и теории музыки.

Когда отца не стало, Евгений с мамой и сестрой уехал в Коломну. Там экстерном он сдал экзамены за музыкальную школу и поступил в Первое Московское областное училище. Потом была Казанская консерватория. После службы в армии Федоров с женой решили жить на ее родине, в Ульяновске.

Дирижером Евгений Александрович стал не без внутренней борьбы:

– Когда учился в консерватории по классу баяна и по классу дирижирования, оба предмета у меня шли хорошо. Каждый из педагогов даже пытался переманить меня к себе. С 1974 года я выступал сольно. Но когда мне исполнилось 35 лет, дирижирование все-таки перевесило.

За дирижерским пультом он отнюдь не диктатор:

– Я лоялен к музыкантам, потому что они прекрасные профессионалы и очень талантливы. Их не нужно заставлять играть. Мы находим общий язык. Получается коллективное творчество.

Боль за судьбу народной музыки
Федоров очень переживает; что она уходит:

– Боюсь, что скоро и народные оркестры, и народные инструменты станут этнографическими. Центральные каналы не дают и симфоническую музыку, а по «Культуре» наш жанр можно услышать только глубокой ночью. Вспоминаю, была когда-то передача «Играй, мой баян!», где выступали мастера и молодые исполнители, знакомили слушателей с музыкальными новинками. Или помните передачу Геннадия Заволо-кина «Играй, гармонь!», создатели которой устраивали настоящие праздники для городов, районов, областей. А сейчас это происходит эпизодически. Надо сказать, мы тоже пытаемся возродить и русскую музыку, и песню через свои концерты, чтобы слушатели оценили их за красоту и удаль и полюбили.

Чтобы дать это новое дыхание народной культуре, Федоров помогает молодым музыкантам в профессии, продвигает их.

– С музыкантами в Ульяновске сейчас сложно: кадровый голод, мы не можем найти замену тем, кто по некоторым причинам покидает оркестр, – говорит он. – Талантливых юношей и девушек немало, но они часто отказываются от профессии музыканта, потому что она сейчас не востребована и по оплате скромная. И это притом, что требуется много времени и терпения для освоения мастерства. Мне, к примеру, до сих пор приходится работать дома над нотами до глубокой ночи. И так – каждый день! Даже на внучку времени не хватает…

Впрочем, кажется, дела с народной музыкой постепенно налаживаются. Евгений Александрович замечает, что в последние годы интерес публики к ней возрос. На концерты не только поодиночке, но и коллективно приходят слушатели с предприятий и организаций. По их просьбам иной раз приходится повторять те или иные программы.

Такое, например, случилось с концертом из песен Александры Пахмутовой. Не было, вспоминает маэстро, ни одного свободного места. И когда оркестр исполнял песню «Поклонимся великим тем годам», многие люди встали. А на концертах из цикла «Поющий зал» публика с удовольствием подпевает исполнителям, становясь активными их участниками.

– Интерес у публики вызывает разнообразие наших программ и солистов. И потом -само звучание оркестра, тонкость, мягкость звука, задушевность пленяют. И это все вживую! От попсы, по моим наблюдениям, люди давно устали, – считает Федоров.

В этом году Евгений Александрович, который был главным дирижером и художественным руководителем оркестра с момента его основания, передал бразды правления молодому музыканту Ивану Крайнику. Это символично, что эстафету служения народной музыке из рук маэстро принял такой же увлеченный ею энтузиаст. Впрочем, совсем уходить из профессии Федоров не собирается. Он еще не раз порадует слушателей своим появлением за дирижерским пультом.

PS. 26 ноября в 17.00 в Большом зале Ленинского мемориала состоится юбилейный концерт Евгения Александровича Федорова. С 70-летием дирижера поздравят со сцены его друзья. Это вокальный ансамбль «Элегия», хор русской песни ДК им. 1 Мая, хоры «Солнечный ветер» и «Вереск» ДШИ №10, димитровградский ансамбль «Гармоника», дирижер из Казани Рахим Ильясов, дуэт Инны и Виталия Гуниных «Формула любви» из Ханты-Мансийска, известный ульяновский тенор Николай Лямаев, артист Московской оперетты Владимир Нефедов, а также солисты Ульяновской филармонии Мария Сахнова (домра) и Иван Крайник (баян).

Каждый из них вместе с оркестром исполнит концертный номер – подарок юбиляру. Прозвучат русские народные песни и песни советских композиторов, оригинальные сочинения для оркестра русских народных инструментов, популярная классика.