Виталий Ахмеров
Госслужащие ПФО пересаживаются со служебного транспорта на такси.
Ульяновский губернатор Сергей Морозов предложил областному правительству отказаться от служебного транспорта в пользу коммерческого. Эксперты считают, что это позволит снизить расходы бюджета на перевозку чиновников.

— Я попросил Общественную палату помочь мне разобраться, насколько эффективно региональное правительство использует свой автотранспорт. У нас есть предложение отказаться от содержания лишних машин. Это позволит повысить контроль и эффективность расходования бюджетных средств, — заявил Морозов.

Руководитель Общественной палаты Ульяновской области Александр Чепухин пояснил «РГ», что речь идет о двух возможных вариантах: передаче функций перевозки чиновников на аутсорсинг частному гаражу либо договоре с одним из агрегаторов такси.

— Предварительно я склоняюсь именно к такси, поскольку при аутсорсинге машины закрепляются за конкретными служащими и большую часть времени простаивают. Разумеется, оплата простоя ляжет на плечи клиента — правительства, — рассуждает Чепухин. — Такси же, обслужив чиновника, отправится к другим клиентам и простаивать не будет. Но окончательное решение, какую из моделей выбрать, мы примем после того, как тщательно все посчитаем.

По мнению руководителя Ульяновского областного общественного объединения операторов такси и диспетчерских служб Михаила Фролова, экономия бюджета при пересадке чиновников с ведомственного транспорта на такси составит примерно 30 процентов.

— Если компания содержит собственный автопарк, она оплачивает не только бензин, запчасти, но и зарплату водителям, врачам, диспетчерам, коммунальные расходы, — говорит Фролов. — И даже если час работы такси обойдется дороже, чем час работы ведомственной машины, экономия образуется за счет отказа от затрат на круглосуточное содержания правительственного гаража. Многие коммерческие компании уже перешли с собственных авто на такси и получили экономию.

Имеющиеся в распоряжении правительства автомобили (их точное количество в пресс-службе губернатора назвать отказались) Чепухин предлагает продать. Агрегатора такси, который будет обслуживать чиновников, планируется определить в ходе торгов, прописав в требованиях к поставщику услуги все условия — от тарифа до класса автомобилей и даже возможности, при необходимости, предоставить для перевозки госслужащих микроавтобусы.

Впрочем, у инициативы нашлись и противники. Одни сокрушаются, что тарифы такси на междугородные поездки на совещания в отдаленные сельские районы, а также плата за ожидание клиентов с таких совещаний «съедят» всю возможную экономию. Другие не могут представить, чтобы, например, губернатор поехал на важную встречу на машине с «шашечками», а третьим жаль водителей правительственного гаража, которые лишатся работы. Впрочем, по словам Чепухина, речи о том, чтобы отказаться от всех ведомственных автомобилей, не идет: примерно 10—15 единиц техники придется оставить именно для перевозки высших должностных лиц региона, обслуживания официальных делегаций, а также на случай форс-мажорных ситуаций.

Михаил Фролов призывает не бояться больших счетов за ожидание клиентов.

— Клиент, который поехал на такси в отдаленный район, сможет отпустить машину, а когда она понадобится снова—вызвать ее. Такси есть во всех районах региона, и подключить их к выбранному в ходе конкурса агрегатору труда не составит, — говорит эксперт.

Еще одним преимуществом пересаживания служащих на такси может стать возможность проконтролировать, не используют ли они оплаченный из казны транспорт в личных целях.

А КАК У СОСЕДЕЙ?
Осенью эксперимент с заменой собственного автопарка на такси уже состоялся в правительстве Удмуртии. Первыми со служебных авто пересели сотрудники министерства промышленности и торговли, министерства экономики, агентства информатизации и связи, а также инвестиционного развития. Восемь автомобилей, закрепленных за ведомствами, высвободили. Во время эксперимента они просто стояли в гараже, а водителей задействовали в поездках других министерств. На такси чиновники могли ездить как по Ижевску, так и по районам республики, но исключительно по служебным делам.

В рамках госзакупок власти Удмуртии заключили договор с таксомоторной компанией. На поездки из бюджета выделили чуть менее 100 тысяч рублей (в этом случае проведение конкурса не требуется). Как рассказал «РГ» и. о. первого зампреда правительства Удмуртии Александр Свинин, этих денег четырем ведомствам хватило на шесть недель. Чиновники ездили по обычному корпоративному тарифу: стоимость минимальной поездки — 99 рублей до пяти километров пути, далее 12 рублей за километр по городу и 14 рублей за городом.

— Сейчас мы эксперимент закончили и готовим документы на следующий год. За шесть недель удалось сэкономить 130 тысяч рублей. Продолжение эксперимента в том или ином виде будет, но о подробностях говорить рано. Сейчас министерства ездят на прежних служебных машинах, — пояснил Свинин.

Тем временем «подопытные» чиновники говорят, что принципиальной разницы между такси и служебным авто не видят, поэтому решающим фактором в выборе, по их мнению, должна стать экономическая целесообразность.

— Если выгодно, то, конечно, стоит переходить на такси, при этом не должно падать качество услуги. В целом обслуживание было на высоком уровне. Машины приезжали хорошие, срабатывали оперативно. Никаких вопросов не возникало, — поделилась своим впечатлением замминистра промышленности и торговли Удмуртии Галина Трегубова.

Однако вопросы по этому поводу появились у замруководителя агентства информатизации и связи Михаила Фоминова.

— Для меня, например, очень важна была пунктуальность при подаче автомобилей. Иногда, к сожалению, автомобили опаздывали. Может быть, и ненамного, но когда речь идет о важной встрече, пусть даже один раз в месяц, — это неприемлемо. Кроме того, в некоторых случаях, к сожалению, водители плохо знали город, —рассказал чиновник.
Подготовила Яна Шамаева, Ижевск