Ян Гуров
На прошлой неделе с помпой открыли Центральный ульяновский железнодорожный вокзал, который ремонтировали больше года. Заявлено, что проведена модернизация на 350 миллионов рублей, но жители увидели только косметический ремонт, а не модернизацию: все главные недостатки железнодорожных ворот города остались на месте.

Вокзал действительно обновили – осветили по-новому, исправили огрехи обивки, восстановили напольное покрытие, заменили входные группы и залатали, наконец-то, текущую крышу. Обустроена также привокзальная площадь.

Все это громко названо «модернизацией». Теперь модернизированный вокзал светится по ночам, в нем есть книжная полка и тесная комната для детей, а на входе почему-то пропала багажная лента, через которую сотрудники охраны просвечивали сумки на предмет неположенных вещей.

Все остальное как было, так и осталось. В первую очередь это касается самого важного – выхода к поездам.

Так, появилась касса для людей с ограниченными возможностями – немного опущенная относительно остальных, чтобы человек в инвалидной коляске мог разговаривать с кассиром. При этом на лестнице, ведущей к платформам, никаких пандусов или подъемников не появилось. Это, говорят, исправимо – подъемники обещают сделать. Но инвалидам легче от этого не станет. Над ними вообще строители немного поиздевались, видимо, в очередной раз выполнив работы по формированию доступной среды, не посоветовавшись с самими инвалидами.

В частности, на вокзале появилась комната для отдыха инвалидов, в которой есть отдельный туалет с душевой комнатой. Попасть в душ можно, судя по фотографиям, лишь переступив через внушительный порожек. Рядом с унитазом – два положенных поручня, но, чтобы взять туалетную бумагу, инвалиду придется вывихнуть руку. Раковина почему-то совершенно обычная, а не опущенная чуть ниже для удобства людей на колясках. А сушилка для рук вообще находится над раковиной на уровне груди рослого человека. Достать до нее можно, лишь поднявшись с инвалидного кресла.

Конечно, инвалид может вообще не пользоваться этой комнатой. Подъемники ему, допустим, организуют. Но, чтобы попасть в поезд, все равно нужно пережить унижения. Как, впрочем, и любому другому человеку, потому что платформы не изменились, оставшись такими низкими, что после Москвы кажется, как будто выходишь из поезда в какую-то бездну. Модернизация, как считают жители, должна была касаться в первую очередь платформ: понятно, что их сложно поднимать, но подсветке здания многие бы предпочли именно эти работы. Тем более что это не только в Москве так – многие стараются модернизировать платформы, чтобы люди могли просто шагнуть в поезд, а не взбираться в него, как в гору. В Казани так устроены даже платформы на трамвайных остановках.

Кроме того, не удосужились в РЖД хотя бы продлить платформы, поэтому в какие-то вагоны по-прежнему можно попасть только со щебенки или из сугробов, по которым непонятно как тащить тяжелые дорожные сумки. Да и к четвертой платформе, от которой идут пригородные поезда, подземного перехода пока нет. Только обещают – в следующем году.

Жалуются люди и на холод на вокзале, который усугубляется железными сиденьями в зале ожидания. Лучше – стоять, тем более что и мест на вокзале мало: стулья в полном объеме пока не довезли.

Больше всего людей возмутило именно это слово – «модернизация»: освещение и новый кафель – это косметический ремонт, и никак иначе его не назовешь. Отремонтированная крыша и замененные трубы – это тоже не модернизация. Вывести вокзал на какой-то новый уровень не получилось, хотя чиновники изо всех сил представляют ситуацию именно так.