Выставочный зал музея «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» засиял лаком расписных шкатулок, чайных сервизов, полочек, миниатюр и других предметов декоративно-прикладного творчества.

– Наша выставка продолжает проект «Прошедшие через огонь», – говорит Ирина Телегина, старший научный сотрудник музея.

– Мы поставили цель – показать огонь как стихию не только уничтожающую, но и созидающую. У нас уже была выставка с предметами из стекла: первоначально, будучи песком, испытав воздействие огня, они благодаря рукам мастера становятся произведениями искусства. Точно так же и с лаковыми предметами. Изделия из бумаги или дерева, иногда металла, чтобы стать вызывающими восхищение арт-объектами, проживают жизнь в несколько месяцев. Им предстоит испытать немало превращений, в том числе просушку в несколько этапов при определенной температуре в печах. И только в конце технологического цикла предмет попадает в руки художника. Сами лаки имеют сложный состав, и русские мастера научились готовить их не хуже китайских или японских.

География представленных на выставке экспонатов простирается от России до Китая и Японии. А временные границы охватывают сто лет – от конца XIX до конца ХХ веков. Использованы предметы не только из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», но и частных коллекций. Интересно, что после открытия выставки ее экспозиция пополнилась новыми экспонатами, которые принесли посетители – неравнодушные жители нашего города.

Пожалуй, самый яркий и необычный экспонат из частной коллекции – черный лаковый чайный сервиз из дерева с множеством предметов, включая ложечки. В 50-е годы ХХ века он был привезен из Китая. Это дипломатический подарок китайского правительства советскому дипломату. Сервиз впечатляет не только обилием предметов, но и тем, что изображенные на каждом из них пейзажи не повторяются. Китайский мастер запечатлел традиционные для своей страны композиции с горами, деревьями цветущих слив, водой…

Кажется, что шкатулки русских мастеров конца ХIХ – начала ХХ веков светятся.

– Это потому, – объясняет Екатерина Овчаренко, сотрудник музея, – что они написаны в особой технике – на фольге. Когда мы изучали эти шкатулки из наших фондов, выяснилось, что они служили упаковкой для чая. В дореволюционной России было много компаний, которые занимались чайным бизнесом.

Чтобы исключить подделки, правительство выпустило указ о том, что все торговцы чая должные его упаковывать в пакетах с указанием производителей и фирм, занимающихся их продажей. Одна из российских фирм выпускала в качестве упаковки такие, как на нашей выставке, шкатулки. Для рисунков на крышках художники нередко выбирали сюжеты из русской жизни или из русских сказок.

Приветом из СССР можно назвать шкатулки мастеров старинных русских промыслов Палеха, Федоскино, Мстеры. Одна из них с портретом полководца Суворова относится к временам Великой Отечественной войны. Она была создана художниками Федоскино, которые не могли не отозваться на призыв Сталина, когда он произнес речь о том, что нужно обратиться к полководцам в русской истории, не проигрывавшим ни одной битвы.

Интересна история «путешествия» шкатулки мастера Тонкова из Мстеры. Она из домашней коллекции одного из сотрудников музея. В 40-х годах ХХ века шкатулка была куплена на Сахалине, а затем доехала до Ульяновска. Изображенный на крышке сюжет представляет пейзаж южного курортного парка с дорожками, пальмами и другими экзотическими растениями.

Хороши шкатулки с инкрустацией из перламутра. На китайской изогнулись в кольцо драконы, а на японской – щебечут птицы и колышется бамбук. Тонкость работы необыкновенная, и она не может не вызывать восхищение.

Выставка «Сияние лака» одних посетителей привлечет красотой и изысканностью предметов, других заинтересует технологией их изготовления, третьих подвигнет к изучению истории. Увидеть ее экспонаты можно будет до 31 марта.

Ирина Морозова