О теме ценности архитектуры “советского модернизма” мы пишем не первый год. Повторим нашу позицию:

Комплекс памятников архитектуры Ульяновска 70-х годовэто культурное достояние российского и мирового уровня, к которому мы привыкли, но не осознаем как свое культурное достояние. 

Целый пласт ценнейшего архитектурного наследия погребен под слоем обыденности и банальной неспособности поднять взгляд. Вся страна в 1970-м году вложила, без преувеличения, себя: настолько масштабного единого комплекса архитектуры нет больше нигде. Фактически половина центра города — памятник целой исторической и архитектурной эпохи, который сегодня окрестили «советским модерном». В последнее время он приковывает к себе все больше внимания. В сети появляются сайты  и сообщества, посвященные этому стилю. Можно говорить о целой моде на «советский модернизм»

Хорошо, что это начинает понимать и власть.
На днях  начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Ульяновской области Шарпудин Хаутиев сообщил, что здание ЦУМа 1970 года постройки включено в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. В соответствии с законом через 90 дней (в марте 2018) объект включат в список выявленных ОКН, в последующем госэксперт проведет экспертизу, по результатам которой будет принято окончательное решение о включении с определением ценности, либо об отказе во включении.

Ульяновский архитектор и большой энтузиаст темы Михаил Капитонов в профильной группе предлагает обсудить значимость здания и ставит два риторических (на самом деле) вопроса на дискуссию: является ли здание ЦУМа достойным охраны и зачем его восстанавливать?

“Буду отвечать короткими тезисами, чтобы было удобно дискутировать. Если с каким-то тезисом вы не согласны или он не кажется убедительным, то можно будет обсудить подробнее:
Я увидел две темы, которые можно обсуждать:
1) Является ли здание ЦУМа достойным охраны?
2) Зачем восстанавливать ЦУМ?

1.1) Вопрос уникальности, эстетики, вторичности, ценности ЦУМа во многом опирается на эмоциональное восприятие. Проще говоря – людям которым нравится архитектура модернизма, нравится ЦУМ, они априори считают его шедевром. Люди которые с негативом относятся к советскому зачастую наооборот считают его коробкой и унылым … параллелепипедом. Спорить по этому поводу бесперспективен, потому что эти суждения опираются на непоколебимое нравится / не нравится. Так что и мы давайте примем тот факт, что люди разные одним нравится одно, другим – другое.
1.2) Немного профессиональный взгляд – на детали, композицию, оригинальность, вторичность. ЦУМ пример качественной современной архитектуры. То что элементы повторяются – один из принципов модернизма. (как детали лего – все одинаковые, а постройки из них – разные) Здание формирует ансамбль перекрестка и работает не только само по себе но и вместе с домом быта. Уникальным является «память места» – повторение в плане очертаний гостиного двора, сохранение галереи. В этом как раз сказывается мастерство архитекторов. Сделать современно (на момент 70-х), но со связью с прошлым. (На мой субъективный взгляд именно этот момент самый интересный в этом ансамбле. Это как раз то чего нет например на Арбате, или в Тольятти). Также хороша композиция объемов – два прямоугольника разных по массам находятся в гармонии. И плюс оформление фасадов с легким прозрачным первым этажом, и более материальным и ярким вторым. Поэтому при желании на объект охраны наберется легко)) Другой вопрос и самый интересный – зачем? И здесь в первую очередь экономический резон.
2.1) XXI век – век креативной экономики. (designed by apple in california assembled in china) Написано на каждом iPhone. И эта фраза лучше всего объясняет смысл. Самое успешное развитие, самые большие деньги в тех регионах – где производят идеи. Размещение заводов сейчас не так важно.
2.2) Самые успешные регионы те, где самый большой процент населения принадлежит к кредитивному классу.
2.3) Креативный класс – люди у которых орудие производства – их собственный мозг. Так же как завод обеспечивает отчисления в бюджет, рабочие места, развитие региона; так же и креативный человек создает денежный поток, обеспечивает рабочие места и тд.
2.4) В современных условиях городам логичней всего делать ставку на привлечение в регион таких людей. Соответственно нужно знать что им нужно, чего они хотят, и усиливать это.
2.5) Одна из мощных потребностей креативного класса – потребность идентичности того города, который они выбирают. Проще говоря, чтобы город был уникальным, интересным, чтобы у него были свои смыслы.
2.6) Городам логично вкладываться в свою идентичность. Это в первую очередь увеличивает долю креативного класса, также напрямую увеличивает туризм, и в целом активизирует всех жителей города.
2.7) Идентичность нельзя «придумать». Попытка спустить идентичность сверху ведет просто к расходу средств без результата: (вспомним: Ульяновск – родина Колобка; Ульяновск – на взлет; и тд) Идентичность можно только нащупать – то что уже есть в городе – и усилить / упаковать.
2.8) Какие идентичность есть в Ульяновске? Гуманитарная культура (Карамзин, Гончаров, Любищев…); Две реки; УАЗ; Авиастар; Дореволюционная застройка кварталов по ленина; Симбирский модерн (Ливчак, Шодэ, Курочкин); Венец (я имею в виду место где мы гуляем); Ну и конечно, Ленин, и весь пласт советского наследия.
2.9) Сохранять здания советского модернизма нужно именно пластом, ансамблем. Параллельно с другими городскими смыслами. Так как это то, что делает город уникальным.
2.10) ЦУМ конечно нужно восстанавливать, так как это нужно городу.
2.11) Это будет стоить каких-то денег. У нас частная собственность – и нужно как-то компенсировать деньги владельцам. Но это не так уж сложно. – под банкирами сохранился оригинальный фасад, несущие конструкции все целые. Передвинуть стеклянную перегородку на место.

На этом все. Я обозначил свою точку зрения. Приглашаю делиться вашим мнением. Подключайтесь к обсуждению!”