О теме ценности архитектуры “советского модернизма” мы пишем не первый год. Повторим нашу позицию:
Комплекс памятников архитектуры Ульяновска 70-х годов – это культурное достояние российского и мирового уровня, к которому мы привыкли, но не осознаем как свое культурное достояние.
Целый пласт ценнейшего архитектурного наследия погребен под слоем обыденности и банальной неспособности поднять взгляд. Вся страна в 1970-м году вложила, без преувеличения, себя: настолько масштабного единого комплекса архитектуры нет больше нигде. Фактически половина центра города — памятник целой исторической и архитектурной эпохи, который сегодня окрестили «советским модерном». В последнее время он приковывает к себе все больше внимания. В сети появляются сайты и сообщества, посвященные этому стилю. Можно говорить о целой моде на «советский модернизм»
Хорошо, что это начинает понимать и власть.
На днях начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Ульяновской области Шарпудин Хаутиев сообщил, что здание ЦУМа 1970 года постройки включено в перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. В соответствии с законом через 90 дней (в марте 2018) объект включат в список выявленных ОКН, в последующем госэксперт проведет экспертизу, по результатам которой будет принято окончательное решение о включении с определением ценности, либо об отказе во включении.
Ульяновский архитектор и большой энтузиаст темы Михаил Капитонов в профильной группе предлагает обсудить значимость здания и ставит два риторических (на самом деле) вопроса на дискуссию: является ли здание ЦУМа достойным охраны и зачем его восстанавливать?
“Буду отвечать короткими тезисами, чтобы было удобно дискутировать. Если с каким-то тезисом вы не согласны или он не кажется убедительным, то можно будет обсудить подробнее:
Я увидел две темы, которые можно обсуждать:
1) Является ли здание ЦУМа достойным охраны?
2) Зачем восстанавливать ЦУМ?
1.1) Вопрос уникальности, эстетики, вторичности, ценности ЦУМа во многом опирается на эмоциональное восприятие. Проще говоря – людям которым нравится архитектура модернизма, нравится ЦУМ, они априори считают его шедевром. Люди которые с негативом относятся к советскому зачастую наооборот считают его коробкой и унылым … параллелепипедом. Спорить по этому поводу бесперспективен, потому что эти суждения опираются на непоколебимое нравится / не нравится. Так что и мы давайте примем тот факт, что люди разные одним нравится одно, другим – другое.
1.2) Немного профессиональный взгляд – на детали, композицию, оригинальность, вторичность. ЦУМ пример качественной современной архитектуры. То что элементы повторяются – один из принципов модернизма. (как детали лего – все одинаковые, а постройки из них – разные) Здание формирует ансамбль перекрестка и работает не только само по себе но и вместе с домом быта. Уникальным является «память места» – повторение в плане очертаний гостиного двора, сохранение галереи. В этом как раз сказывается мастерство архитекторов. Сделать современно (на момент 70-х), но со связью с прошлым. (На мой субъективный взгляд именно этот момент самый интересный в этом ансамбле. Это как раз то чего нет например на Арбате, или в Тольятти). Также хороша композиция объемов – два прямоугольника разных по массам находятся в гармонии. И плюс оформление фасадов с легким прозрачным первым этажом, и более материальным и ярким вторым. Поэтому при желании на объект охраны наберется легко)) Другой вопрос и самый интересный – зачем? И здесь в первую очередь экономический резон.
2.1) XXI век – век креативной экономики. (designed by apple in california assembled in china) Написано на каждом iPhone. И эта фраза лучше всего объясняет смысл. Самое успешное развитие, самые большие деньги в тех регионах – где производят идеи. Размещение заводов сейчас не так важно.
2.2) Самые успешные регионы те, где самый большой процент населения принадлежит к кредитивному классу.
2.3) Креативный класс – люди у которых орудие производства – их собственный мозг. Так же как завод обеспечивает отчисления в бюджет, рабочие места, развитие региона; так же и креативный человек создает денежный поток, обеспечивает рабочие места и тд.
2.4) В современных условиях городам логичней всего делать ставку на привлечение в регион таких людей. Соответственно нужно знать что им нужно, чего они хотят, и усиливать это.
2.5) Одна из мощных потребностей креативного класса – потребность идентичности того города, который они выбирают. Проще говоря, чтобы город был уникальным, интересным, чтобы у него были свои смыслы.
2.6) Городам логично вкладываться в свою идентичность. Это в первую очередь увеличивает долю креативного класса, также напрямую увеличивает туризм, и в целом активизирует всех жителей города.
2.7) Идентичность нельзя «придумать». Попытка спустить идентичность сверху ведет просто к расходу средств без результата: (вспомним: Ульяновск – родина Колобка; Ульяновск – на взлет; и тд) Идентичность можно только нащупать – то что уже есть в городе – и усилить / упаковать.
2.8) Какие идентичность есть в Ульяновске? Гуманитарная культура (Карамзин, Гончаров, Любищев…); Две реки; УАЗ; Авиастар; Дореволюционная застройка кварталов по ленина; Симбирский модерн (Ливчак, Шодэ, Курочкин); Венец (я имею в виду место где мы гуляем); Ну и конечно, Ленин, и весь пласт советского наследия.
2.9) Сохранять здания советского модернизма нужно именно пластом, ансамблем. Параллельно с другими городскими смыслами. Так как это то, что делает город уникальным.
2.10) ЦУМ конечно нужно восстанавливать, так как это нужно городу.
2.11) Это будет стоить каких-то денег. У нас частная собственность – и нужно как-то компенсировать деньги владельцам. Но это не так уж сложно. – под банкирами сохранился оригинальный фасад, несущие конструкции все целые. Передвинуть стеклянную перегородку на место.
На этом все. Я обозначил свою точку зрения. Приглашаю делиться вашим мнением. Подключайтесь к обсуждению!”
GrammarNazi
Аллегория в первом абзаце просто п***ц.
С ЦУМом вы уже ничего не сделаете – поздно опомнились.
!!!
Автор прав, но в Ульяновске сейчас правее бизнес.
Вообще-то
Оценивать ЦУМ что в первоначальном виде, что в нынешнем, как уникальность и шедевр, можно только покуривая травку.
Антон
какое здание не достойно охраны? Если брать отношение УК к домам то видимо никакое.
Что восстанавливать? он не развалился вроде бы.
Жан Миндубаев
Да, здание ЦУМа ,как архитектурную ценность Советской эпохи, надо оберегать . Но обязательно очистить его от сегодняшних идиотских наслоений. Вернуть зданию сирогость и функциональность .
Электорахнутый
Восстановление ЦУМа выполнить за счёт торгашни. И продолжить этот почин на ул. Камышинской, РЯбикова, Минаева и т.д.
Капитонов, вам самому не противно ?
господин Капитонов,
уж кому кому, а не вам объяснять что красиво и правильно, вы город испоганили так, что теперь бульдозером не исправить,
сколько задний вы посадили выше тротуара в угоду заказчику ? сколько по вашей вине теперь залито тротуаров и с колясками и на колясках невозможно проехать ?
Вы, господин Капитонов, слишком падки на деньги, ради которых пойдете на любое нарушение закона и нормы морали.
Вам предложили получить долю в случае, если налоги собственнику ЦУМа будут снижены как ОКН, вы и кричите на всех углах
Капитонов, вам самому не противно ?
ошибка : не “задний”, а “зданий”
Горожанин
В чём его ценность? Это типовое здание той эпохи, коих в Москве и иных городах построено немало. И жалеть его не стоит, если архитекторы предложат нечто лучшее.
собака
Ерунда, конечно. Сейчас будут ходить по улицам и любую хрущебу вписывать под свою лапу, чтоб хозяев стричь. Пусть признают любой муниципальный дом историческим и морочаться с ним. А грести себе под брюхо чужую собственность это неправильно.
Собственник купил, облагородил, причем согласовав с городом, а тут – опа! все вертай как было.
Горожанка (И.)
Ответить хочется ленинским лозунгом: “Учиться, учиться и учиться”, чтобы не нести такую пургу.
Наталия Лазарева
1-может ли редакция Улпрессы или Улград, например, достать копию разрешения, почитать, какого именно архитектора подпись стоит на разрешении, выданному ДАРСу на переделку фасада ЦУМа?
2- вот кто дал разрешение+ сам ДАРС = те и обязаны привести к исходному состоянию, бюджет тут ни при чем. Учитывая, сколько Рябов возвращает и получает разными путями из бюджета, тем более.
3- может, кому-то из близких к архитектуре петицию на чендж.орг открыть по ЦУМу и прочим остаткам нашего старого центра? Степень поддержки темы -явно высокая, хотя тема и не “зеленая”
Антон
что это за разрешение такое интересное? что придумываете вообще?
Горожанка (И.)
Несомненно, необходимо сохранить архитектурный ансамбль созданный в городе к 1970 году. Этот город уже терял свое лицо, разрушив когда-то все свои храмы, а образ, обретенный к 100-летию Ленина интересен не только сконцентрированным отражением архитектурного стиля, но и как память уникальной эпохи, ставшей историей. Я приехала в Ульяновск в 1974 году, и среди первых впечатлений от облика города было удивление отсутствием над русским городом куполов, обратили на себя внимание постройки Шоде, Ливчака и восхитила стильность ансамбля нового центра. Очень сожалею об испохабленном Дворце пионеров.
Вообще-то
У параллелепипедов стильность? Странные у вас вкусы. Еще скажите , что эти параллелепипеды сочетаются с Шоде.
дмитрий
надо снести цум и восстановить купеческие столбы.
Горожанка (И.)
Глупо лепить новоделы.
гость
Ошибок много в тексте. Неграмотная писанина
Дмитрию Ежову
Сделайте рубрику, где ваши журналисты будут советовать фильмы/сериалы/книги на выходные;) Как по мне,хорошая идея)
ольга
ЦУМ в Ульяновске был центральным местом города.Все гости города посещали его,это было место встреч и свиданий на эсстокаде ЦУМа.Коллектив бывшего Цума до сих встречается каждый год на день торговли у фонтана .который тоже не работает а это тоже символ города.Убирать стеклянные витрины сейчас не вижу смысла смотрится неплохо.а вот РЕКЛАМУ с фасада 2 этажа снять однозначно!!!
За рекламой скрыта архитектурная особенность ЦУМа.
Владимир Воронин”
Экстерьер комплекса ЦУМ -“Симбирка” восстановить в прежнем виде. Причём обратить особое внимание на детали, например, автоматы с газированной водой под лестницей.
А вот качество отделки башни Дома быта нужно привести в соответствие с проектной, чтоб она гармонировала с первоначальной отделкой экстерьера “Симбирки”.
Панели ограждения металлического каркаса Дома быта навешивали позже – ближе к середине 70-х. Похоже, проектный вариант заменили на местные материалы, уровень качества которых на порядок ниже уровня качества аналогичных объектов мемориального комплекса, например, гостиницы “Венец”.
Artem
Что бы иметь мнение по архитектуре, как минимум нужно закончить ВУЗ и поработать лет пять.
гость
Вы о чём,что у Капитонова нет диплома архитектора или о том, что все комментаторы-лохи :)
Вот те на
Согласен с Artem. Госпожа Колесова – типа глав.архитектор УлОбл.
Образование – Тюмень. Экономфак (финансисты, экономисты, бухгалтера)
Опыт – Министерство финансов. Тюмень. 8лет. Москва в след за Собяниным. 5лет. Самара. Переселение из аварийного жилья. 4года.
Итого: тетке 40 лет, она ни дня не работала архитектором (даже дизайнером интерьеров). И тут, о боги, Ульяновск главный арх.
С таким же успехом я пошел бы работать хирургом – резать людей!
гость
ЦУМ и Колесова. Какая взаимосвязь?