Битва за Москву признается одним из крупнейших сражений в истории Второй мировой войны. В боях за столицу участвовало более 7 миллионов человек. Именно здесь немцы впервые понесли большие потери – 615 тысяч человек. Благодаря самоотверженности Красной армии немцы были отброшены от Москвы. Сражение стало переломным и в психологии врага, ведь план молниеносной войны вермахта был сорван. С начала битвы прошло ровно 75 лет. Но воспоминания о ней живы и передаются благодаря рассказам ветеранов – участников событий. О своей битве за Москву и боевом пути рассказал житель Ульяновска Игорь Фомич Федьчук.
Игорю Фомичу сегодня 96 лет, родился он в Гомеле, до поступления в военное авиационное училище жил в Ростове-на-Дону. В марте 1940 года он окончил училище и прибыл на службу на аэродром «Вазиани» поблизости города Тбилиси. Войну Федьчук встретил в 20 лет техником самолета.
– 10 октября 1941 года мы перебазировались с «Вазиани» на аэродром «Исанино» около города Рыбинска. Уже 12-го начали боевые действия против немецких войск, наступающих на Калинин со стороны Старой Руссы, – вспоминает участник событий.
Ветеран рассказывает, что самые тяжелые бои шли с 12 октября по декабрь 1941 года, т.е. до начала контрнаступления Красной армии.
– К марту 1942 года в полку осталось три самолета из 32. Потери среди людей составили приблизительно 50-60%. Но частыми были случаи, что даже после крушения самолета многие выживали: прыгали с парашютом, иногда попадали и во вражескую зону, но выбирались и приходили обратно в полк.
Как рассказывает Игорь Фомич, подчас большие трудности возникали из-за погодных условий. Когда была низкая облачность, советские войска бомбили с высоты 500 метров, таким образом, были случаи, когда осколками повреждали свои же самолеты. При полете на такой малой высоте подвергались сильному обстрелу и зенитки.
– Случалась и гибель техников при бомбежках. Войну мы начинали так – экипаж самолета составляли три человека: летчик, штурман и стрелок-радист. Боевые действия показали, что хвост плохо обороняется, и поэтому был введен еще и стрелок. Но их долгое время не было. Так вот, роль стрелков выполняли и оружейники, и эксплуатационники. Поэтому были случаи гибели в боевом вылете.
По воспоминаниям ветерана, приближение успеха битвы чувствовалось всеми:
– Мы это понимали по целям, по которым бомбили: если в начале мы крушили наступающие немецкие войска, то уже потом огонь вели по отступающим.
После окончания контрнаступления под Москвой Игорь Фомич участвовал в обороне Ленинграда, в битве на Курской дуге. После снятия блокады Ленинграда освобождал город Нарву.
Подготовка к штурму Берлина для полка Игоря Фомича началась на аэродроме «Крейзинг» у Познани (Польша). После взятия столицы Германии здесь же праздновали День Победы. Но и на этом военный путь нашего героя не закончился – затем его полк перелетел в Монголию, где началась война против японцев. С 1940 года за девять лет Игорь Фомич дослужился до старшего инженера полка, прошел боевой путь от лейтенанта до майора.
После войны Федьчук служил еще до 1964 года. Закончил службу на Крайнем Севере, в Арктике.
Ульяна Волкова