…если старая свалка бытовых отходов на Тиинском шосссе продолжит эксплуатироваться в том же режиме, что и сейчас.

Кратко напомню историю этой свалки. В 50-е годы прошлого века в овраг, в 3-х километрах севернее Мелекесса, по дороге в сторону с.Тиинск, начали вывозить отходы. С развитием города отходов становилось все больше и на эту свалку  кроме бытовых начали вывозить и  отходы предприятий. В 1962 году юго-восточнее свалки начали осваивать подземный питьевой водозабор «Горка», до сих пор снабжающий водой население Центрального и Первомайского районов города, а в перспективе планируется снабжать и Западный. В 1996-м году свалка была закрыта (отходы начали вывозить на новый полигон ТБО около с.Русский Мелекесс). К тому времени, загрязняющие вещества, вымываемые из тела свалки грунтовыми водами начали «добираться» до питьевых подземных скважин. Некоторые пришлось закрывать из-за резкого ухудшения качества воды…

Между тем, в конце 90-х, начале 2000-х годов по инициативе администрации Димитровграда был разработан проект рекультивации старой свалки. Данными работами предполагалось надежно изолировать разлагающиеся отходы, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение подземных вод. Однако проект так и не был реализован. Вместо этого свалку перерыли «металлисты» (в советское время туда вывозили лом разных металлов с ДААЗа), а потом она неожиданно была передана властями Мелекесского района в аренду ульяновским предпринимателям  как… полигон ТБО.  Какие отходы начали возить туда предприниматели кроме шпал (на космоснимках Яндекс-карт шпалы видно до сих пор) – тайна покрытая мраком, но многие димитровградцы и жители с.Тиинск наверняка помнят какой четыре-пять лет назад был запах от горящих отходов… Предпринимателей тогда оштрафовали и они уступили право аренды другим людям. Новые хозяева свалки, (или уже полигона ТБО) – оказались людьми более ответственными. Фамилии не называю специально, чтобы не отвлекать внимание читателя от сути – цель статьи не разбирать, кто как деньги  зарабатывает, а заострить внимание на экологической проблеме. Тем более, я с ними немного сотрудничал, и впечатления остались самые положительные. Они организовали захоронение бытовых отходов в соответствии со всеми правилами и нормами, там сейчас работает квалифицированный персонал, отходы уже не горят, жалоб от населения нет, документы тоже вроде бы в полном порядке, но… Но работы там ведутся как на обычном полигоне ТБО:  выкопали ямку – свалили мусор –  утрамбовали – увлажнили,  пересыпали слоем грунта – еще насыпали мусора… Т.е. никто не заморачивается дополнительной защитой подземных вод от фильтрата, образующегося в результате разложения ТБО и ранее захороненных отходов. Но если на обычном полигоне это нормально, то на полигоне вблизи питьевого водозабора – нет.

Вдумчивый читатель может сказать – а не проще ли было довести до логического конца то, что планировалось в 2000-е годы – рекультивировать эту свалку и забыть про все проблемы, с ней связанные. Тем более, что сейчас есть федеральные программы по ликвидации накопленного экологического ущерба. Проще. И экологичнее.  Более того, Институт Урбанистики в своем документе «Положение о территориальном планировании Ульяновской области. Том 4, г.Санкт-Петербург, 2011 год» среди прочих мероприятий рекомендовал однозначно: «…ликвидация и рекультивация старой городской свалки в г.Димитровград, расположенной во втором поясе санитарно-защитной зоны подземного водозабора «Горка». Перенос автодороги на Курлан, проходящей по территории водозабора «Горка», за пределы границ водозабора», а также рекомендовал строить новый полигон ТБО в Димитровграде…

Но отходы городу надо вывозить каждый день, а проектный срок эксплуатации полигона ТБО около с.Русский Мелекесс (20 лет) закончился в прошлом году… Возможно, там еще можно работать несколько лет, насыпав небольшой курган из мусора, но потом все равно встанет необходимость в новом полигоне или в расширении существующего. Почему власти Ульяновской области и Димитровграда вовремя не озаботились «мусорными проблемами» и не построили новый, современный полигон ТБО, как им рекомендовали проектанты из Питера еще в 2011 году – не знаю. Судя по ситуации с кладбищем, с «мусорными» проблемами, с проложенным несколько лет назад, но так и не начавшим действовать питьевым водоводом «Горка-Соцгород», создается впечатление, что в администрации  работают некомпетентные люди, не умеющие планировать работу, либо саботажники, либо они выполняют чью-то чужую волю…

Так или иначе, мы (граждане, предприниматели, надзорные органы, органы государственной и муниципальной власти) сейчас своим бездействием можем создать проблему, которая по масштабу переплюнет мулловскую катастрофу с отравлением бардой пруда. Загубить питьевой водозабор стотысячного города (да даже несколько подземных скважин этого водозабора) – сродни вражеской диверсии… Можно ли ее предотвратить? Да. Если уж решили эксплуатировать «тиинскую свалку», необходимо провести всеобъемлющие инженерно-экологические изыскания с оценкой воздействия на окружающую среду (особенно уделить внимание качеству подземных вод на различных глубинах – от 5 до 100 метров вокруг свалки, в том числе – в сторону питьевого водозабора) и разработать проект полигона ТБО, предусматривающий надежную гидроизоляцию отходов от грунтовых вод. Причем, наличие и качество этой гидроизоляции в каждом котловане перед засыпкой должна оценивать комиссия из представителей надзорных органов, органов местного самоуправления и общественности с составлением специального акта, а сколько должно быть наблюдательных скважин между полигоном и водозабором определят специалисты. Мероприятия эти, мягко скажем, не дешёвые, так что вполне реально увеличение тарифа на захоронение отходов… Не исключаю, что расширение полигона ТБО ООО «СЭТ» около с.Русский Мелекесс или строительство нового, обошлось бы дешевле, чем реанимация заброшенной свалки рядом с питьевым водозабором. Да и тарифы, помнится, на этом полигоне были самыми низкими в Ульяновской области… Но я не экономист, чтобы подсказывать властям, как надо экономить деньги налогоплательщиков. Я – эколог. Поэтому считаю своим долгом сообщить о надвигающейся проблеме, тем более, что ее еще, может быть, можно предотвратить. Почему «может быть»? Потому-что нет оценки воздействия на окружающую среду данного объекта. И если даже сегодня анализы грунтовых вод будут хорошими, нет ни какой гарантии, что завтра все не изменится в худшую сторону…

Кстати, на водозаборе «Горка» должны быть свои наблюдательные скважины в зоне санитарной охраны. По крайней мере, в 90-х годах их было 14 штук. Не знаю, правда или нет, но слышал версию, что сейчас их нет вовсе…  Планируемое расширение данного водозабора (увеличение числа рабочих скважин) неминуемо приведет к увеличению депрессионной воронки. Следствие – она будет более интенсивно «втягивать» грунтовые воды, в том числе идущие со стороны старой свалки и вода в некоторых скважинах может начать загрязняться веществами, которые до сих пор находились «вне зоны доступа»… Т.е. даже построив суперсовременный полигон ТБО с мощной гидроизоляцией и системой отвода метана на месте старой свалки, мы можем столкнуться с проблемой загрязнения подземных вод веществами, уже проникшими в водоносные слои с фильтратом от старых отходов… И тревожные статьи, по большому счету, не я должен писать, а Российские Коммунальные Системы, чьи фирмы эксплуатируют водозабор и муниципальные экологи Димитровграда и Мелекесского района.

P.S.Мне кажется, нельзя коммунальные предприятия, отвечающие за жизнеобеспечение города, отдавать «частникам». В маленьких городках, таких как Димитровград, коммунальные предприятия – основа экономики. Они должны быть в добрых, заботливых «муниципальных руках». Работники МУПов должны получать самую высокую зарплату в городе, на эти должности должен быть жесткий конкурс. И тогда на вопрос жителей, почему у нас поднялись тарифы на воду, вывоз мусора или тепло, глава города будет не стыдливо оправдываться, а гордо говорить: ваши родственники из этих денег получают хорошую зарплату, в городе стало чище и уютнее, заменили старые трубы, в квартирах тепло, а чистая вода из крана теперь идет без перебоев круглый год…

Автор — димитровградский эколог, председатель правления УРОО «ЭКОСОВЕТ».