Такими благородными и возвышенными были цели масонов XVIII-XIX веков, стремившихся сделать мир лучше.

«Вольные каменщики» Симбирской губернии
Интересно, что самая в истории человечества закрытая, обильно поросшая мифами и легендами тайная организация «вольных каменщиков», как называют себя масоны, имела свои ложи и в нашем городе. Более того, Симбирск 200 лет назад был одним из центров мирового масонства.

Завесу тайны над обществом приоткрывает выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии», которая разместилась в музее «Симбирское купечество» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Ее автор – Елена Беспалова, заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника. Она знает о масонах все или почти все, потому что занимается этой темой не один десяток лет.

Свой выставочный проект Елена Константиновна посвятила 300-летию масонства и 200-летию начала работы Симбирской масонской ложи «Ключ к Добродетели». Также выставка завершила этап программы Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «Симбирский разлом. Люди и судьбы», посвященной 100-летию Великой российской революции.

Ульяновцы впервые увидят уникальные документы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов и рукописного отдела Российской государственной библиотеки (Москва).

Партнером выставки стала и Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина, предоставившая переводную и отечественную литературу, раскрывающую «истинную мудрость» Братства вольных каменщиков, и книги, служившие руководством в масонских работах.

Посетители впервые смогут посмотреть подлинные предметы, предназначенные для проведения масонских обрядов и ритуалов. Это фартуки, мастерки, нагрудные ленты, печати. Украшают выставку подлинные редчайшие гравюры, портреты идеологов и наиболее известных деятелей этого общественного движения.

Они из коллекции москвича Андрея Кусакина, члена-учредителя Клуба коллекционеров изобразительного искусства, собирателя так называемой россики – произведений иностранных художников о России.

Но, пожалуй, самым интригующим разделом выставки являются награды и артефакты современных масонов, которые демонстрируются впервые. Эти экспонаты предоставил Георгий Дергачев из Москвы, доктор философских наук, профессор Славяно-греко-латинской академии, академик Общероссийской общественной организации «Российская академия естественных наук». Кстати, в недалеком будущем он планирует вместе с несколькими московскими писателями и общественными деятелями приехать в Ульяновск, чтобы провести «круглый стол», посвященный масонству.

Принцы крови, родовитые дворяне, именитые граждане…

В конце XVIII – первой трети XIX веков масонство было самым влиятельным и многочисленным движением в России. Кто же состоял в этой организации? Знаток русского масонства начала XX века Тира Соколовская дала следующее перечисление сословий русских «вольных каменщиков»: «.. .вот они, эти звенья масонской цепи, вот принцы крови, люди княжеского, графского и баронского родов, родовитые дворяне, именитые граждане, люди «подлого состояния», помещики, мещане, общественные деятели, люди науки и искусства, воспеватели ума и воспитатели духа, духовные лица, педагоги, блестящие храбрые воины».

По легенде, первым привез в Россию масонство Петр I. По одной из версий, он получил посвящение в Голландии. Якобы царь был вторым надзирателем у управляющего Мастера Лефорта. При царствовании дочери Петра Елизавете масонство в России стало распространяться более интенсивно. Несколько лож работали в Москве и Санкт-Петербурге.

Масонами были генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, генералиссимус Александр Суворов, книгоиздатель Николай Новиков, поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, философ Петр Чаадаев, писатель и дипломат Александр Грибоедов, архитекторы Василий Баженов и Андрей Воронихин, декабристы Николай Тургенев и Александр Бестужев-Марлинский, живописцы Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий и другие.

Посвящение в масоны прошли и самые известные из наших земляков. Среди них – первый российский историограф, литератор и журналист Николай Карамзин.

Как рассказывает Елена Беспалова, московские «вольные каменщики» обратили внимание на Карамзина как на подающего большие надежды молодого человека, когда он воспитывался в частном пансионе при Московском университете. Юноша прекрасно переводил с немецкого языка. Николаю Новикову, известному издателю и деятелю масонства, как раз нужны были такие люди, поскольку многие масонские книги приходили в Россию из Германии, и их нужно было переводить для русского читателя.

Будущий автор «Истории государства Российского» даже жил в доме главы масонства того времени Ивана Шварца. Когда в 1787 году Екатерина II, сначала поддерживавшая масонов, стала их гонительницей, они, чтобы обезопасить Карамзина, решили отправить его за границу. На Карамзина пытались добиться признаний, но сделать этого не удалось.

Елена Беспалова убеждена, что масоном был и писатель Иван Гончаров. В юности они оказали на него свое влияние. Точно известно, что в масонах состоял морской офицер, крестный отец и воспитатель Ивана Александровича Николай Трегубов. По утверждению Елены Константиновны, в начале 2000-х годов на научную конференцию в Ульяновск приезжал исследователь, который говорил о том, что он нашел документ, подтверждающий, что Гончаров принадлежал к «вольным каменщикам».

Другой наш земляк Александр Керенский, председатель Временного правительства, сам писал в своих воспоминаниях, что вступить в масонство ему предложили в 1912 году после избрания в IV Думу. Есть версия, правда, не подтвержденная документально, что и Владимир Ульянов-Ленин также состоял в «вольных каменщиках».

«Златой Венец» и «Ключ к Добродетели»
Симбирск был одним из немногих городов России, где были основаны и вели работу целых две масонские ложи. «Златой Венец» в 1784 году создал один из активнейших деятелей московского масонства царствования Екатерины Великой, друг и сподвижник Новикова Иван Тургенев, а «Ключ к Добродетели» в декабре 1817 года – чрезвычайно деятельный представитель российского масонства александровского времени князь Михаил Баратаев.

– Масоны того времени были милые, наивные, добрые люди, – убеждена Беспалова. – Они искренне верили, что можно усовершенствовать самого себя и переустроить мир в лучшую сторону. Они проповедовали любовь к ближнему своему и, соответственно, помощь всем нуждающимся. Человеколюбие было одним из пунктов из деятельности. В этом смысле меня поражает судьба князя Баратаева. У него было девять детей, никакого солидного дохода он не имел, но при этом возглавлял в губернии симбирское дворянство и всю жизнь помогал нуждающимся. Я читала речи Баратаева. И каждый раз там слова – «человеколюбие», «милосердие»… В этих высоких категориях Баратаев воспитывал своих братьев-масонов. К сожалению, от его имения в Баратаевке ничего не сохранилось. А когда-то был масонский сад, посаженный самим князем…

Нельзя не вспомнить еще одного деятеля масонства, оказавшегося, по превратности судьбы, в Симбирске. Это последователь Новикова Александр Лабзин, кстати, ровесник Карамзина.

Он издавал «Сионский вестник», был вице-президентом Академии художеств, поэтом и переводчиком. За острый язык Лабзина сослали в Симбирскую губернию в 1822 году. Он тогда был уже пожилым человеком. Жил на Московской улице. Сохранились его письма. Так получилось, что Симбирск стал не только местом последних двух с небольшим лет его жизни, но и городом, в земле которого и доныне покоится его прах. Он скончался 26 января 1825 года и был похоронен на кладбище Покровского монастыря, на котором хоронили наиболее именитых и знатных жителей Симбирска. На могиле поставили масонский крест из дикого камня, как бы из неотесанных бревен. На нем поместили бронзовую табличку с эпитафией, написанной поэтом Михаилом Дмитриевым по просьбе вдовы Лабзина:

«Всю жизнь он верен был учению Христову,

Как веровал, так жил,

И братьям путь открыв к Спаси-телеву слову,

Он запад дней своих страданьем освятил».

«Мировая закулиса»?
К масонам в России, да и в других государствах, всегда было, мягко говоря, настороженное отношение. Их подозревали в государственных заговорах, свержениях правителей. До сих пор некоторые люди убеждены, что они закулисно правят миром. Неслучайно деятельность организации на протяжении истории не единожды запрещали. Последний раз в нашей стране это произошло в 1917 году, когда к власти пришли большевики. В современной России масонство разрешено. По свидетельству «Википедии», Великая ложа России в настоящее время насчитывает около тысячи членов.

Многочисленные мифы и легенды вокруг масонства порождены не только закрытостью организации, но и достаточно мрачными церемониалами и символикой. Например, в клятве масонов есть предупреждение о страшных последствиях в случае отступничества: «голова будет отсечена, сердце, язык и внутренности вырваны и выброшены в бездну морскую, тело сожжено, а прах развеян.».

– Но таких ужасов в Симбирской губернии не случалось ни разу, – говорит Елена Беспалова. – Был случай, когда однажды один из братьев пренебрег обязанностью посетить собрание ложи, поскольку посчитал более важным для себя быть на светском мероприятии. Его вызвали, буквально в нежных выражениях расспрашивали об обстоятельствах, наставляли на путь истинный. Но он упорствовал, стоял на своем, и только тогда его исключили из масонов.

Составить собственное мнение о «вольных каменщиках», понять, что в суждениях о них есть вымысел, а что истина, каждый сможет на выставке в музее «Симбирское купечество», которая впервые в нашем городе полно и объемно рассказывает о самой таинственном в истории человечества общественном движении.

Ирина Морозова