В ночь с 13 на 14 января у россиян принято отмечать старый Новый год.

Этот неофициальный праздник нам невольно подарила Русская православная церковь из-за своей консервативности. Когда в 1918 году в России ввели новый григорианский календарь, по которому другие страны жили с 1582 года, РПЦ новацию не признала и продолжала чтить праздники по юлианскому календарю, или по «старому стилю». Это и породило казусы: два Рождества и два Новых года, один из которых (с 31 декабря на 1 января) выпадает на время поста.

Одновременно с Россией старый Новый год отмечают в Белоруссии, Украине, Сербии, Македонии, Черногории, Грузии, а также христианское население в Казахстане и немецкоязычных кантонах Швейцарии. Это происходит потому, что либо местные церкви по-прежнему живут по юлианскому календарю, либо народ не принял переход со старого летоисчисления на новое.

В народе ночь с 13 на 14 января называют встречей Василия с Меланкой. По православному календарю 13 января – день памяти преподобной Мелании (Меланки), а 14 января -день святителя Василия Великого.
В старину в праздник Меланки парни могли получить второй шанс завоевать понравившуюся девушку, заслав сватов повторно. А девушкам на Меланку полагалось гадать. В народе говорили: «Загадает девица на Василия – не минуется». По традиции во время девичьих гаданий парни снимали с заборов гадальщиц калитки, и вернуть украденное отцы девушек могли только через магарыч.

В староновогоднюю ночь отмечался Васильев вечер – он же Щедрый. В этот день принято было накрывать богатый стол. Хозяйки пекли пироги, жарили блины и лепили вареники. Особенно актуальными были блюда из свинины, потому что святой Василий – покровитель свиноводов. Как и на Рождество, на Василия готовят кутью, которую заправляли салом и мясом.

За стол на старый Новый год принято было садиться, как и на Рождество, всей семьей. Надевали чистую одежду. А после ужина просили прощение, в том числе у соседей, за возможные обиды, чтобы встретить Новый год в согласии.

Если на Рождество колядуют, то на старый Новый год щедруют – поют обрядовые песни – щедровки, в которых желают хозяевам дома достатка в новом году и всяческих благ.

Когда-то щедровки были веснянками, потому что до XV века славяне праздновали Новый год в марте. Это была пора возвращения птиц с теплых краев, поэтому многие древние щедровки содержат упоминания о весенних птицах.

Одна из древнейших народных мистерий на Василия и Меланку – вождение козы. В дохристианские времена коза считалась тотемным животным. Ее образ, связанный с чествованием предков, символизирует богатство и плодородие. Ключевыми этапами мистерии являются танец козы, ее условное умирание и воскресение. Все это олицетворяет возрождение природы после зимы.

Группа парней в масках с шутками-прибаутками разыгрывала действо, переодевшись в Меланку, бабу с дедом, казака, цыгана и прочих. Девушки изображали невесту Меланку и ее жениха Василия. В такой развеселой компании молодежь ходила по дворам щедровать.

После завершения обхода ряженые на перекрестке сжигали обрядовые снопы соломы – «Деда», или «Дидуха». При этом полагалось прыгать через костер, чтобы очиститься от общения с нечистой силой.

А на рассвете следующего дня с зерном в рукавицах и сумках ходили посевальщики. Зайдя в дом, посева-ющий сыпал зерном и поздравлял домочадцев с Новым годом. Выбрасывать разбросанное зерно было нельзя – его собирали и хранили до посева.

Ирина Печеркина