14 января исполнилось 96 лет со дня рождения Николая Николаевича Медведева (1922-2002). Значимость этого имени, занимающего достойное место в ряду ульяновских зодчих, еще более подчеркивается тем фактом, что Медведеву довелось работать и руководить архитектурой города и области в сложное время бурного преобразования Ульяновска. Нелегкое испытание, в котором, кроме чисто градостроительных, были густо замешаны и политические, и административные, и (что греха таить) конъюнктурные и личностно-амбициозные составляющие, главный архитектор выдержал с честью.
Н.Н.Медведев родился 14 января 1922 года в д.Березняки Ивановской области. Год окончания им средней школы – 1941-ый – совпал с началом войны. В том же году был призван в армию. Долгие фронтовые дороги Великой Отечественной, а затем война с Японией. Тяжелые ранения в обе ноги. Демобилизован в 1946-м.
Потом – учеба на архитектурном факультете Новосибирского инженерно-строительного института. Николай Медведев окончил институт с отличием в 1951 году и был направлен в Ульяновск.
Свою трудовую деятельность Н.Н.Медведев начал в качестве преподавателя областной школы строительных мастеров. Затем перешел на работу в институт «Облпроект», ставший позже «Ульяновскгражданпроектом». Дважды – с 1965 по 1971 и с 1978 по 1985 гг. – был главным архитектором области (начальником областного отдела по делам архитектуры и строительства); в 1971-1978 гг. – главным архитектором города. Подсчет, впрочем, не вполне корректный. И до этого Николай Николаевич являлся главным инженером «Облпроекта», а должности главного областного архитектора тогда просто не существовало.
Он, представитель «старой» школы, встал во главе коллектива молодых, амбициозных архитекторов, выпускников МАРХИ, жаждущих немедленного коренного переустройства всего города, фонтанирующих грандиозными, но трудновыполнимыми идеями. Наверное, это было непросто: и направлять их энергию в «приземленную» реальность, и самому перестраиваться, ломать сложившиеся представления в соответствии с новыми требованиями.
В 1956-1965 гг. Н.Н.Медведев возглавлял Ульяновскую областную организацию Союза архитекторов СССР, а в 1965 году, на 4-м Всесоюзном съезде, был избран в состав правления Союза архитекторов СССР.
В его послужном списке – 15 правительственных наград. Удостоен звания почетный гражданин города Ульяновска.
В 1973 году Московским строительным издательством выпущена книга архитекторов Н.Н.Медведева и А.И.Бросмана «Ульяновск». Она знакомит с краткой историей развития; застройки и реконструкции города, рассказывает о наиболее интересных и значительных архитектурных ансамблях и отдельных зданиях.
Конечно, результаты работы архитектора, даже занимающего высокий пост, оцениваются не по административным успехам, а по возведенным им зданиям, улицам, районам. И в этом отношении Николай Николаевич оставил о себе долгую и добрую память. Не всем знакомо это имя, не каждый, глядя на то или иное сооружение, может назвать его автора. Но построенные Медведевым дома и другие объекты, без сомнения, известны каждому ульяновцу и стали знаковыми для города.
Он автор более 50 крупных проектов – только реализованных. Здание драматического театра, реконструкция которого велась в 1960-1967 гг. Знаменитый жилой дом на углу улиц Гончарова и Минаева (начало 60-х), изображение которого присутствует во многих изданиях об Ульяновске – еще с надписью, хорошо видимой с Волги. Дом на углу улиц Гончарова и Ленина и другие дома на центральной улице, возводившиеся в 1-ой половине 60-х. Кинотеатр «Октябрь» и детская больница в северной части города. Гостиница «Советская» – одно из первых больших сооружений в ходе реконструкции города к 1970 году. 14-этажный дом у кинотеатра «Рассвет» (конец 60-х). Н.Н.Медведев возглавлял авторский коллектив (С.Титов, А.Клюев, Р.Айрапетян), спроектировавший Обелиск Славы и мемориальный комплекс на площади 30-летия Победы (1975). Он автор архитектурного решения памятников А.Матросову в с.Ивановка, Г.Димитрову в Димитровграде, бюста И.Н.Ульянова около педагогического университета и др.
В 1965 году один из трех проектов, представленных «Ульяновскгражданпроектом» на Всесоюзный конкурс, занял 2-ое место, разделив его с московскими архитекторами. Все три считаются плодами коллективного труда, и не многим теперь известно, что автором того, призового, проекта был Н.Н.Медведев. Многие идеи этой работы были реализованы при застройке города к 1970 году. Да и вся реконструкция Ульяновска в тот период, естественно, проходила при непосредственном участии главного архитектора.
Как член авторского коллектива Николай Николаевич принимал участие в разработке проектов застройки улиц Минаева, Шевченко, жилых кварталов в северной и южной частях города, генерального плана нового левобережного района Ульяновска и т.д. Разумеется, работа главного архитектора региона не могла ограничиваться пределами областного центра. Н.Н.Медведев руководил и принимал непосредственное участие в разработке генеральных планов и отдельных проектов в Карсуне, Кузоватово, Николаевке, Новоспасском, Радищево, Старой Майне, Тереньге.
В 1985 году Н.Н.Медведев ушел на пенсию с должности главного архитектора области. Но, видимо, неиссякаемая энергия и жажда творчества немолодого уже человека требовали выхода. Николай Николаевич продолжал работу архитектором в Ульяновском филиале института «Куйбышевгипросельхозстрой», а в 1990-1996 гг. (почти до 75 лет!) работал главным специалистом по архитектуре в Управлении государственной вневедомственной экспертизы областной администрации. Скончался 13 июля 2002 года в Ульяновске.
В предыдущих заметках об ульяновских архитекторах уже не раз приводились выдержки из статей Л.Н.Нецветаева.
Львом Николаевичем, который и сам является представителем той плеяды созидателей, формировавших новый облик города, много и очень по-доброму (но без патоки) написано о своих коллегах. И сегодня обратимся к его воспоминаниям. Николаю Николаевичу Медведеву посвящена часть статьи, опубликованной в журнале «Мономах» в 2012 году.
***
МАСТЕРА АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ (фрагмент статьи).
В Ульяновске моим первым местом работы надолго стал «Облпроект», здание которого располагалось на улице Гончарова, 2. Каждый день я поднимался до кабинета Медведева и сворачивал влево, в светлую угловую комнату архитекторов. Главный инженер (не было тогда должности «главный архитектор») Николай Николаевич Медведев был, конечно, на острие всех и кадровых, и производственных вопросов. К тому же он жаждал творческой работы, и ему, воспитаннику «сталинской» архитектурной школы, досталась нелёгкая конкуренция в лице молодой смены. Трудную ломку мировоззрения он выдержал достойно, хотя некоторая ревность к нашей раскрепощённости и свободе от заветов «советского классицизма» временами ощущалась. В 1964 году нас, «москвичей», стало уже пятеро, и начались столкновения разных концепций. Участвуя в закрытом конкурсе на проект застройки центра Ульяновска, мы с Валентином Филимоновым стали разрабатывать свой отдельный вариант, а Николай Николаевич делал свой, в кабинете, куда старался нас не пускать. Вряд ли это было опасение за кражу его идей: тема была общая, ситуация тоже, и какие-то идеи, разумеется, находились в перекличке.
Конечно, Николай Николаевич был куда большим реалистом, чем мы, бредящие полным преображением города. По нашему мнению, он чересчур осторожно тревожил двухэтажную застройку, не давая разгуляться архитектурной фантазии. А он просто хорошо знал возможности строительной индустрии и масштаб бюджетных затрат. И в итоге премию с Моспроектом-2 поделил именно эклектичный, как нам казалось, вариант Медведева. Уже тогда идея эспланады, идущей от площади Ленина, прошла практически через все семь конкурсных проектов.
Николай Николаевич не подчёркивал своей заслуги в победе ульяновцев, премию поделили на всех. Никогда не козырял он и фронтовым прошлым (а ведь был в армии с 1941-го 1946-й!). Я не помню, чтобы он носил награды. Да и наш Титов, почти мальчишкой попавший на фронт, тоже не кичился этим.
Конечно, они был конкуренты! Но один – заведомый начальник другого, и это добавляло скрытого напряжения в их отношения. А ведь тут еще подперчивала и лирика! Титова с юности жизнь крепко помотала, наградив чуть за тридцать заметной лысиной. А Медведев был очень, очень импозантен! Если бы еще и нос чуть более тонкой работы – он был бы вылитый Переверзев, тогдашний кинокумир. Но вернёмся к лирике. Руководителем сантехнической группы была очаровательная Валентина Николаевна Алексеева, этакая сорокалетняя Бриджит Бардо (но брюнетка). И вот весь «Облпроект», ставший вскоре «Ульяновскгражданпроектом», шушукался на тему взаимной симпатии нашей первой красавицы и Медведева. … К Алексеевой же был явственно неравнодушен мой ближайший патрон Титов, и сиропа в отношения двух архитекторов это не добавляло.
Борьба в нашей организации шла за интересные объекты. Помню давний эпизод. Проект реконструкции драмтеатра достался Медведеву, Титов претендовал на разработку его интерьеров. И вдруг я от кого-то узнаю, что интерьеры Медведев хочет поручить мне, и я уже приглашён на завтра в его кабинет. И хотя объект был безусловно выигрышным и заманчивым, я решил отказаться от этой чести во что бы то ни стало. Хорошо помню, что я туго обмотал палец ниткой, дабы он постоянно напоминал мне о непреклонности принятого решения. И как ни улещал Николай Николаевич меня перспективами и, возможно, комплиментами, я, к его недоумению, был непоколебим. Я остался чист перед Титовым, а интерьеры Медведеву разработал Толя Мозарчук, выпускник «Мухинки» (ВХПУ им. В.И.Мухиной). Впрочем, Николай Николаевич и сам был не лишён художественной жилки. И в командировки по районам (когда стал главным архитектором области), и во время отпусков он неизменно брал с собой кисти и набор акварельных красок. Не единожды его акварели фигурировали на городских художественных выставках.
Конечно, вся когорта ульяновских архитекторов 60-х годов завидовала московским и питерским коллегам, заполучившим права на проектирование самых крупных объектов обновляющегося Ульяновска. Эта ревность, в частности, прорвалась при обсуждении проекта Ленинского мемориала на выездном бюро обкома партии. Николай Николаевич, показывая на разрез здания, сделанный как раз по Ленинскому торжественному залу, выходящему выше кровли с характерным беломраморным завершением, назвал этот высоченный зал «трубой»; на что главный автор Мемориала Б.С.Мезенцев (наверняка успевший приложиться к коньячку) весьма грубо отпарировал: «Это твоё дело, Медведев, труба!» – явно намекая на недостижимость столь престижных проектов.
Много сил и энергии отнимала у Медведева административная работа: начальник областного отдела по делам строительства и архитектуры (1965-1971); главный архитектор города (1971-1978); главный архитектор области (1978-1985). Тем не менее, авторский список творений Медведева впечатляет. Обелиск Славы на фоне угловой (первой в городе!) 9-этажной высотки виден уже при въезде в Ульяновск со стороны Волги. Николай Николаевич Медведев – автор и этого жилого здания, и обелиска (в соавторстве с Серафимом Титовым). Он – автор гостиницы «Советская» на площади Ленина, автор проекта реконструкции драмтеатра, автор премированных проектов застройки центра Ульяновска и центра его левобережного района. Архитектурное решение целого ряда памятников в Ульяновске, Димитровграде, в р.п.Николаевка, в с.Ивановка принадлежит ему. Так что звание почётного жителя Ульяновска Николай Николаевич Медведев заслужил безоговорочно!
Л.Нецветаев («Мономах», 2012, №1)
Архитектор Николай Николаевич Медведев.
1) Проект 192-квартирного дома на углу улиц Гончарова и Минаева. Архитектор Н.Н.Медведев (Е.И.Голенко «Ульяновск строится», 1961).
2) С открытки МинСвязи СССР, 1977. Фото В.Борисенко.
1) Проект реконструкции Ульяновского областного драматического театра. Архитектор Н.Н.Медведев (ГИМЗ «Родина В.И.Ленина»).
2) Областной драматический театр (А.И.Бросман, Н.Н.Медведев «Ульяновск», М., Стройиздат, 1973).
Проект реконструкции центральной части Ульяновска. «Ульяновскгражданпроект», 1964 год (2-ая премия на Всесоюзном конкурсе).
Ведущий автор Н.Н.Медведев.
1) Строительство гостиницы «Советская». Автор проекта Н.Н.Медведев (Журнал «Строитель», 1969, №4).
Гостиница «Советская:
2) Фото Б.Е.Вдовенко, 1974 (РГАКФД);
3) А.И.Бросман, Н.Н.Медведев «Ульяновск», М., Стройиздат, 1973.
1) Строительство жилого дома у кинотеатра «Рассвет». Автор проекта Н.Н.Медведев (Журнал «На стройках России», 1969, №4).
2) 14-этажный жилой дом (ул.Кузнецова, 6) и кафе «Ветерок» (А.И.Бросман, Н.Н.Медведев, «Ульяновск», Стройиздат, 1973).
Строительство обелиска Вечной Славы. Творческая группа: Н.Медведев, С.Титов, А.Клюев, Р.Айрапетян (ГИМЗ «Родина В.И.Ленина», ГАУО).
Строительство и открытие обелиска Вечной Славы 9 мая 1975 года (ГАУО, ГАНИ УО).
«Ульяновскгражданпроект». За обсуждением проекта…
(uonb.ru).
…и проект.
Жилой массив по улице Радищева. Архитекторы Н.Н.Медведев и В.Н.Филимонов. 1983 год.
Гость
на все красиво спланированно с умом, сейчас варвары все за деньги изгадили
Владимир Воронин”
Здание, где сейчас ЗСО, центробанковской застройкой изуродовано.
И жилые кварталы на Радищева – с детсадиками и школами – оккупационным новостроем тоже.
Владимир Воронин”
60-е. “Мелодия” строится.
Земляк
В угоду коммунистам снес полгорода,за что и получал доступ к наградам и колбасе….
Злой
Если б архитектор был жив, ему должно было бы быть стыдно, за эти уродливые здания “украшающие” Ульяновск.
Каким надо было быть ограниченным в средствах и быть скудоумным, чтоб строить подобный советский новодел. Посмотрите старые дома на Гончарова, построенные купцами при царе. Пусть они и малоэтажные, пусть по площади малы, но сделаны с любовью. Они формируют стиль старого Симбирска. Старый Симбирск узнаваем. Здание медунивера, здание универа на Л.Толстого, дома на Можайского, Краеведческий музей, много можно перечислять. Эти здания и этот фасад города узнаваем и несет тепло эпохи. И рядом стоят уродливые гостиницы Советская, мрачный Венец, ужасный Мемориал, чудовищный ДК Губернатора. Кошмар эпохи Брежнева и плюс новодел в виде Версаля и изуродованного ЦУМа.
Александр
Вы невежда.
Александр
Эпоха модерна была кратковременной. И не только в России.
Как вы со своих позиций оцениваете здания облвоенкомата, музучилища, гимназии №1, старые здания областной больницы???
Невежда не знает, что украшательства, свойственные модерну, не всегда и не во все времена приветствовались.
В частности новое здание Спасо-Вознесенского собора на перекрестке ул. Ленина и ул. Гончарова, построенное в 1905 году, уже в тов время подвергалось критике за излишние украшательства.
Лев
К последней иллюстрации (жилой район по Радищева) Ник. Ник. не имеет отношения. Это конкурсный проект Валентина Николаевича Филимонова, талантливого архитектора, и ничей другой.
разоблачил
В наше время тоже строят непонятные и некрасивые здания взять пионер парк. “Чудище речпортовое”
Мр. Ник
Вот ссср !
все красивые здания хотели уничтожить и построить эти унылые коробки
хорошо, что не реализовали
пусть и сейчас не все хорошо, но хотя бы Симбирские деревянные здания есть и ими можно любоваться , конечно целостности пейзажа нет , ибо возле этих зданий понастроили разные краснокирпичные курятники, но всё же …