В Ульяновске разыскивают родных и близких Михаила Фадеевича Снеговского, 1920 года рождения, участника Великой Отечественной войны. Совсем недавно стали известны место и обстоятельства его гибели при выполнении воинского долга.

Установлено, что Михаил Фадеевич вступил в ряды Красной армии в 1940 году, когда ему было всего 22 года, служил в 27-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье в звании сержанта. Не был женат. Мать пилота Мария Лаврентьевна Снеговская жила в Ульяновске, на улице Набережной, 37.

Благодаря работе поискового отряда и активистов на территории Ханской станицы в городском округе Майкоп Республики Адыгея, удалось раскрыть новые страницы истории.

Отметим, что поиски имен погибших здесь летчиков длились многие годы – за это время были проведены крупные экспедиции, работы в архивах и т.д., но прийти к истине удалось лишь в конце 2017 года. Такая ситуация имела место быть по причине того, что на территории станицы самолеты сбивали не один раз, да и воспоминания местных жителей уже порядком стерлись.

Из предварительных свидетельских показаний станичников следовало, что 5 или 6 октября 1942 года в небе над Ханской завязался воздушный бой советского самолета с двумя «мессерами». Нашим летчикам удалось сбить один из истребителей противника, но их самолет был подожжен. Вскоре он упал на окраине станицы и взорвался. Горел самолет несколько дней. Взрывом по окрестности разбросало останки советских летчиков. Фрагменты тел станичники сумели захоронить, отметив, что летчики были в тельняшках. Здесь же были найдены некоторые личные вещи и документы пилотов.

В 2010 году на месте их гибели установили памятник безымянному экипажу, погибшему в октябре 1942 года. Но не оставляли надежд все-таки увековечить имена летчиков.

Так, в ноябре прошлого года работы возобновились, к раскопкам приступили поисковики, работали в музеях и архивах. Раскрыть имена героев помог найденный фрагмент блока двигателя размером с ладонь, на котором оказался выбит заводской номер мотора, благодаря которому удалось легко определить модель самолета «Пе-Збис», дату выпуска и место, куда был зачислен. Сопоставив имеющиеся факты, были установлены личные данные летчиков.

В архивах морской авиации Черноморского флота поисковики нашли сведения о том, что 4 октября 1942 года «не вернулся с боевого задания по разведке войск противника на ростовском направлении экипаж 27 ОРАЭ в составе: пилот сержант Снеговский, воздушный стрелок бомбардир лейтенант Сабодаш. Самолет «Пе-3бис» №40312, моторы М-105 №117-22 и 22-82». Эти же сведения подтвердились и в других источниках, даже в немецких.

Таким образом, установлено, что советский самолет-разведчик был сбит летчиками из 15-й хорватской эскадрильи 52-й воздушной авиагруппы германского люфтваффе во время разведывательного полета на Майкопский аэродром, куда через три недели высадился знаменитый «Огненный десант». Особый трепет вызывают слова, нацарапанные Снеговским и Сабодашем на приборной доске, которая была найдена станичниками на месте падения: «Погибаем понапрасну. Неудача».

Как следует из списков безвозвратных потерь авиации Черноморского флота за 4 октября, на борту советского самолета находился сержант Михаил Фадеевич Снеговский, 1920 года рождения, уроженец Ульяновска, коммунист, пилот 27 ОРАЭ. Воздушным стрелком был лейтенант Борис Александрович Сабодаш, бомбардир 2-й авиаэскадрильи 40-го авиаполка, 1919 года рождения, уроженец Каменец-Подольска, комсомолец.

Этот случай примечателен еще и тем, что удалось не только установить имена вражеских летчиков, сбивших советский разведывательный самолет, но еще и проследить их судьбу. Это были хорваты – лейтенанты Цвитан Галич и Юре Ласта. Оба они были гражданами Независимого государства Хорватия, полностью поддержавшего гитлеровскую Германию в войне против СССР.

Лейтенант Цвитан Галич был одним из самых известных хорватских летчиков. Он сбил порядка 38 советских самолетов, за что был удостоен двух Железных и одного Золотого немецких крестов. Погиб Галич в апреле 1944 года, во время бомбежки союзнической авиации аэродрома, на который он только что посадил свой самолет. Похоронили его на кладбище Мирогой в Загребе, но через год его могилу уничтожили югославские партизаны.

Недолгое время было отведено и лейтенанту Юре Ласте. Известный советский летчик, пилот 246-го истребительного авиаполка сержант Виктор Яковлевич Кобелякский сбил борт Юре Ласты 28 октября 1942 года в бою над станцией Комсомольской (п. Молодежный) Белореченского района.

По материалам газеты «Майкопские новости» подготовила Алия Утигенова