В Ульяновском областном художественном музее к 125-летию со дня рождения А. А. Пластова открылась персональная выставка одного из ведущих мастеров современного декоративного искусства России Валерия Малолеткова из Москвы.

Мастер имеет множество регалий. Он – народный художник России, академик Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор Международной академии архитектуры и Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, лауреат международных конкурсов.

Свою персональную выставку с почти 70 керамическими и графическими работами Валерий Малолетков назвал «Чаша судьбы». И многие его скульптурные изображения образуют нечто вроде чаши. Это символ живительной влаги Искусства, из которой художник черпает вдохновение и силы для создания своих произведений, наполненных многозначными образами.

На открытии выставки в Ульяновске мастер признался, что у него есть как бы два крыла. Одно зовет его на Запад, другое – на Восток. Заядлый путешественник, он побывал во многих странах Запада и Востока, причем особое отношение у него к Индии. И на выставке это ярко проявлено. В работах в экспозиции плотно переплелись античные, библейские, восточные и, конечно же, русские мотивы.

Его произведения интересно рассматривать. Они хороши не только в эстетическом смысле. Валерий Малолетков размышляет над вечными вопросами бытия и вовлекает в этот процесс зрителя.

Авторские монтажи с графикой притягивают взгляд, заставляют вглядываться в то, что изображено на них, хотя художник компоновал рисунки на основе своих внутренних ассоциаций. Здесь и впечатления от его многочисленных путешествий с пейзажами, фигурами людей, какими-то отдельными предметами, и фантазии на темы эпохи Возрождения, и портреты, которые ведут между собой безмолвные разговоры. Пушкин у него перекликается с Данте, а сандалия путешественника – с пальмами жарких стран…

Малолетков успешно работает в фарфоре, бисквите, каменной массе, терракоте, шамотной глине и фаянсе. Произведения из глины – керамические пласты и скульптуры – восхищают разнообразием техник и мастерством художника. Цветовые решения сдержаны, благородны, подчеркивают природную сущность материала.

Как и в графике, мастер проявляет себя в керамике как философ и символист. Интересны его размышления о вере и христианстве, его судьбе в современном мире. Например, распятие на одном из пластов берется нести на себе православный священник.

Безусловно, не оставляет художника равнодушным и судьба Родины. Его скульптурная керамика «Россия-ХХ1» вызывает горькие чувства: на боку у спящей женской головы в платке стоят графин с бокалами.

Сотрудники художественного музея были тронуты подарками московского гостя. Валерий Малолетков передал в фонды музея 48 графических листов и три керамических произведения. Из керамики особенно впечатляющим и значительным выглядит бюст Багратиона, героя войны 1812 года.