Истинных долгожителей автопрома не так уж много. Например, с 1935 года от легендарного внедорожника Chevrolet Suburban до настоящего времени сохранились только имя и форма кузова. Машин, которые имеют практически первозданный вид и комплектацию с момента, когда впервые стали на конвейер, и того меньше. Одна из них – УАЗ-450, или, как ее называют в народе, «буханка». О конструкторских особенностях и функциональности авто мы побеседовали с депутатом Ульяновской Городской Думы, директором по правовым вопросам Ульяновского автомобильного завода Евгением Бересневым.
– В этом году легендарной «буханке» исполнилось 60 лет. Неужели она действительно практически не изменилась?
– Первые образцы автомобиля прошли заводские испытания еще в 1957 году. Машину проверяли на прочность в условиях разных климатических поясов: песках пустыни Каракум, степях Казахстана и Памире. Заводом модель начала выпускаться в конце января 1958 года, и скоро предприятие было готово производить около четырех тысяч автомобилей в год. Были и модификации – бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А и микроавтобус УАЗ-450В. Но в каждой из них читалась первая модель, каждая отвечала большей части основных исходных параметров. Автомобиль модернизировали в 1966 году, до этого момента с конвейера завода сошло более 55 тысяч машин. Новая модель была названа УАЗ-452, а с 2008 года на нее начали устанавливать гидроусилитель руля, мосты «Спайсер», замки с противоугонным устройством и многофункциональный рулевой переключатель. В 2016 году автомобиль получил новый двигатель, сиденья, ремни безопасности, новый руль и панель приборов. Таким образом, автомобиль совершенствовался, оставаясь в сути своей неизменным, – это неприхотливый минималистичный рамный внедорожник для народного хозяйства.
– Откуда такое название – «буханка»?
– По одной из версий, его придумали сами испытатели. Функциональная форма, разработанная конструкторами, по форме действительно напоминает булку хлеба. По другой – ее так прозвали потому, что часто использовали для перевозки продуктов. Данная модель являлась самой популярной на просторах СССР В 2007-м в рамках проекта «Здоровье» более 2300 модернизированных УАЗ-452 были поставлены в различные точки страны. Они служили каретами «скорой помощи», за что в народе прослыли «санитарками» и «таблетками». Сегодня, пожалуй, нет такой отрасли народного хозяйства, где не использовалась бы знаменитая «буханка».
– За что автомобиль полюбился населению?
– Среди основных его достоинств – проходимость, приятное соотношение цены и качества. Важно, что удалось сохранить не только внешний вид, но и безопасность модели. «Буханку» любят за простоту конструкции и ремонтопригодность в полевых условиях. Наши уазики популярны в Якутии. Число продаваемой продукции в этом регионе высокое и продолжает расти. За последние пять лет завод выпустил более 156 тысяч этих автомобилей в версиях, предназначенных для коммерческой деятельности. Почему, спросите вы. Потому что модель удобна, неприхотлива и функциональна в использовании.
– Есть ли потенциал у «буханки»?
– Список автомобильных долгожителей стремительно молодеет. За последние несколько лет с конвейера навсегда сошли Volkswagen Type 2 и Hindu^an Ambassador. Очевидно, тот же исход ждет и эту модель. Однако сейчас она по-прежнему востребована и активно применяется в самых различных сферах, и зачастую на просторах нашей России альтернативу ей как с точки зрения проходимости, так и по неприхотливости, ремонтопригодности и стоимости найти зачастую невозможно.
Кристина Лавинскова