2 февраля текущего года.
5 утра, звонит будильник, морозное утро, на улице темнота.. Самое время проверить на что ты годен и побывать там, где нога человека в течении последних 60 лет ступала крайне редко. Направление – Татарстан. Приятная компания, около 120 км впереди – встречаем рассвет где-то в районе Больших Тарханов. Останавливаемся, Стёпа колдует с настройками фотоаппарата.. Погода прекрасная – ни облачка, край неба на востоке залит нежно-розовыми красками, над заснеженным полем поднимается лёгкий туман. Пора в путь – сначала пролетаем Долгую Поляну, Олег сигналит фарами – делаем разворот и наконец мы на месте. Три машины – одна команда. Цель тоже одна – исследовать Сюкеевские штольни. Карты данной локации так и не нашлось, зато есть координаты входа – уже неплохо, на месте решим как поступить. Долгий спуск, сани с оборудованием то и дело переворачиваются, настроение боевое. Впереди 6 километров пешком по волжскому льду. В дали маячит противоположный берег, идём вдоль крутого обрыва.. То и дело приходится делать остановки – не смотря на морозную погоду, в некоторых местах лёд непрочный, ноги проваливаются, а мокрые ботинки тут же покрываются елезаметной хрустящей корочкой. На нашем пути 3 рудника и нам в самый дальний, С1. Протяжённость его около 33 км, и, по сравнению с Сокскими штольнями, эта локация не особо популярна ввиду её сравнительно низкой доступности. Не всем по душе плыть летом на лодке или переть пару часов по льду зимой.

Наконец долгожданный проём в обрывистом берегу и мы на месте. Сразу около входа начинается поле ледяных сталагмитов. Они часто встречаются в штольневых системах, в том числе ульяновских. Пять минут на координацию. Планшет, ручка, включить фонари – всё готово, теперь нам нужно сделать запись в журнале. Так.. последними здесь были казанцы, отмечаемся и двигаем дальше. Мы в основном штреке. Высокий потолок, под ногами то и дело попадаются разнообразные артефакты.. Здесь долгое время велась добыча гипса, но в конце 50х решено было её прекратить. Породу вывозили на вагонетках, так что кое-где сохранились рельсы и стрелки. Наша задача – найти базовый лагерь (он же ПБЛ) “Гиперкуб”. В этой системе на основных “перекрёстках” сложены пирамидки из камней и сделаны цифровые отметки – спасибо за заботу предыдущим экспедициям. Изначально выяснили, что от красной 8ки надо будет свернуть направо. А вот и она! Через 5 минут мы в лагере. Зажигаем “Шмеля”, ребята обедают.. Нет ничего лучше гречки с тушёнкой по-штольневому) Дима с рацией остаётся на ПБЛ за главного, а мы начинаем исследование правой части системы. Налобник прорезает темноту, что-то поёт колонка из рюкзака за спиной, в одной руке ручка, в другой – планшет. Нет карты? Не беда, сделаем “свой блэкджек”) Есть в подземном мире своя романтика, не всем она по душе, далеко не всем. Часто останавливаемся, делаем фото. Стараемся идти вместе, но не всегда это удаётся. Кто-то хочет найти подземное озеро, кто-то хочет запечатлеть путевую стрелку на выдержке и организует освещение.. Мы определённо ехали не зря. Система, и особенно её размеры, впечатляют. В отличии от Сокских здесь можно нередко встретить артефакты типа запчастей от трактора, деталей станков и даже весов. На весах взвешивали взрывчатку. Неподалёку от них находится стол с журналом. Последняя запись датируется 1957 годом. Мы во втором базовом лагере. На входе в ПБЛ встречаем новодел – кто-то сплёл из верёвки паутину и загородил ей вход. Тут же находится своеобразное “дерево” сделанное из опоры с торчащими в разные стороны ветками-электроизоляторам. Небольшой привал, и продолжаем движение вперёд. Как мы и предполагали, кольцевой маршрут привёл нас обратно в Гиперкуб. Есть час свободного времени до отправления. Ребята снимают видео, кто-то разыгрывает костюмированную сценку в комбинезонах Л1 – вместо лиц у них противогазы, Саня отправляется осматривать близлежащие штреки.. Наконец приходит время покинуть систему. На стене в ПБЛ много записей о посетителях. Так.. группа Стикс из Рязани, ребята из Музея Горного Дела, а вот и земляки – клуб Симбайк уже был здесь несколько раз. На прощание фотографируем ледяные сталагмиты и отправляемся в путь.

Идём на встречу закату, ещё засветло, но у подъёма к Долгой Поляне мы уже в темноте. Из испытаний “под занавес” предстоит подъём вышеупомянутых санок, которые так и наровят наваливать боком по плотному снегу) Несём их как носилки, так немного легче проходить крутые подъёмы. На коротких спусках отправляем их в свободное плавание. Наконец мы на стоянке. Мы сделали это! Все в сборе – довольные, усталые, счастливые. 2 машины из 3х замёрзли) Только Форд выдержал долгую стоянку на морозе с честью. Заводимся, брелок от Шкоды наконец оттаял, Нива с рёвом и хрустом шрусов выбирается из сугроба.. Летим по ночной трассе. Татарстан закончился, начались ухабы – значит дом уже не так далеко) В голове новые планы, и ощущение, что этим утром я встал в 5 утра не зря.