Автор – бывший руководитель PR-департамента Медиа-холдинга «Мозаика», сейчас – директор агентства “Точка опоры” Павел Жуков.

Чем всегда удивлял город Ульяновск – почти полным нежеланием осознавать процессы, в которых живет. Это распространяется на многие сферы, но особенно проявлено в том, что профессионально касается моей сферы деятельности – СМИ. Полное отсутствие каких-либо нормальных открытых рейтингов – того, без чего в Москве, да и той же соседней Самаре ни шагу не ступит ни один рекламист или маркетолог. Говорят, существуют некие закрытые, для внутреннего пользования властью, но их кроме самой власти никто не видит. Отсюда неудивительно то вопиющее невежество, которое царит в этой сфере даже у профильных чиновников. Были случаи, когда приходилось объяснять буквально азбуку новых СМИ (понятие «траффика», например). Поразительный дремучий лес. Но, наверное, так всем удобнее. Единственное, что вели (да и то перестали) – рейтинг местных радиостанций. Последний, с данными полугодичной давности, публиковал недавно Ежов.

Ситуация нездоровая. Сделаю свой профессиональный обзор и в конце поста предложу местным предпринимателям подписку на оригинальный продукт, который мы (совместно с колл-центром Агентства «Эффективные коммуникации») собираемся регулярно рассылать бизнесу и заинтересованным, как минимум, до предстоящих выборов в ЗСО (а дальше посмотрим).

Рейтинг медиа Ульяновска (пресса, ТВ, радио, интернет-СМИ, социальные сети)

Печатные СМИ (тиражи платных газет):

ШОК – 25000
Молодежная Газета – 17 122
АиФ – 11305
Народная газета – 7000
Симбирский Курьер- 2914 тыс-среда, пятница – 6298 тыс
Чемпион – 3200
Дыхание земли 2100
Ульяновская правда 2100

Печатные СМИ (тиражи бесплатных газет):

Здесь все достаточно шаблонно, привычно и прозрачно. 2 уже традиционных конкурента:

«Мозаика». Выпуск “среда” и “пятница” (101000 экз) распространяется по районам города, субботний (51000 экз) в центре (“Ленинском”).

«Сити» выходит с похожей сеткой. Среда — Заволжский район – тираж 70 000 экз. Четверг — Засвияжский и Железнодорожный районы – тираж 91 000 экз. Пятница — Ленинский район – тираж 41 000 экз

Сегодня существуют достаточно серьезные проблемы с состоянием почтовых ящиков, поэтому говорить о 100% доставке здесь, конечно, не стоит. Однако, службы обеих газет работают ответственно – в ходе проверок прошлых лет нареканий не вызывали. В определении вашей медийной стратегии здесь нужно исходить из конкретной стратегии и банальной цены-качества.

ТВ

В Ульяновске работает один эфирный канал – ГТРК Волга. Его единственная проблема – ограниченность региональной врезки – только новости. Однако у последних достаточно стабильная и немалая аудитория. К сожалению, никаких более конкретных замеров не проводилось даже накануне последних думских выборов, поэтому ориентация здесь для Ульяновска привычна – «как мне кажется». Но ГТРК – монополист местных телевизионных новостей по умолчанию. Других в эфире просто нет.

Существует три кабельных канала (четвертый – «Симбирское кабельное» от Советкина, насколько понимаю, полностью ушел в интернет).

По кабельной сетке – никаких замеров по реальному количеству аудитории тоже нет. Существуют замеры «для внутреннего пользования власти», которым доверять лично мне сложно. К ним прежде всего относятся продукты «Медиалогии», стабильно закупаемые правительством уже много лет. Продукт, заказываемый властью для самой себя, поэтому по их цифрам можно смело раскладывать текущую конъюнктуру среди «придворных» медиа. Я же не раз ловил их данные на откровенных ляпах – ребята не стесняются противоречить даже открытым счетчикам Яндекса и Гугла. В качестве отступления позволю себе задать и простой вопрос: зачем покупать данные о посещаемости, например, интернет сайтов, если они все в реальном времени отображаются в целой серии счетчиков!? Одна из бюджетных загадок.

Вернемся к каналам, их три: «Репортер», «Арсенал» и «Молодежный». Первый – явный лидер и по производству контента, и по затрачиваемым на него бюджетным деньгам. Позиционируется как расположенный на «самой близкой кнопке» и, наверное, это действительно что-то дает – больше шансов, что листающий кабельные каналы человек попадет именного на него. По лояльной аудитории (постоянных зрителях) данных, повторюсь, нигде нет.

«Арсенал» с 2017 года вышел из кабеля, с того же года перешел под эгиду холдинга правительственных СМИ «Ульяновская правда». Руководитель “Арсенала” Старостин был традиционно самостоятельным – продукт делал обычно публицистический, без своих новостей.

«Молодежный» уже второй год ограничивается прокруткой старых программ.

Интернет-СМИ

По моей оценке самый значимый на сегодня сегмент и это мировой тренд. Повторюсь, данных по ТВ нет, но, думаю, что региональный интернет (отдельно отмечу – в Ульяновске это очень сильный и развитый сегмент) местное телевидение уже обогнал. При этом, из чего состоит “тираж” интернета (траффик сайтов) для большинства ульяновских спецов (не говоря о простых пользователях) по прежнему “темный лес”. Поэтому здесь остановлюсь подробнее.

Явное лидерство по совокупности параметров оценки сохраняет Улпресса, хотя по отдельным – конкуренты уже достаточно близко.

В Ульяновске не очень хорошо понимают, что делает Ежов из своего небольшого офиса. Фактически, ресурс держит повестку, но углубляться в политический аспект здесь не буду. Лучше обрисую азы (повторюсь: в Ульяновске в них не ориентируются и топовые профильные чиновники). Итак, из чего состоит рейтинг сайта. Первое – общий траффик (это кличество посетителей, зашедших на сайт). Здесь Улпресса лидер, но в последнее время конкуренты наступают на пятки (правда, спорными методами, как – покажу позже). Второе – количество и глубина просмотров. Показатель уже характеризующий и качество траффика. Если человек зашел по ссылке или его затащили из соцсетей – он посмотрит одну страницу и уйдет. Если он целенаправленно идет на ресурс – он посмотрит, как минимум, несколько страниц. По количеству просмотров (100-120 000) и глубине (обычно 3,5 против 1,5 у большинства конкурентов) Улпресса более выраженный лидер (всю формализованную конкретику мы будем предлагать в нашей рассылке). Более косвенный признак – заходы на первую полосу. Они говорят о лояльности аудитории. Другими словами, это цифра, показывающая то, куда заходит человек, чтобы увидеть картину происходящего в регионе. И здесь Улпресса заведомый лидер – на момент написания данного текста (20-00 14 февраля) по открытом счетчикам у Ежова было 29000, у ближайшей Улправды -1000.

Подозреваю, что между ними традиционный 73онлайн, однако последний свои данные скрывает, что само по себе не очень хороший признак.

Для произвольного среза возьму текущий вечер. Самый удобный инструмент для беглого просмотра – на Мисанец.ру, где завешен счетчик, показывающий текущую посещаемость большинства ресурсов (исключены по загадочным причинам Улпресса и Рупор).

На 20-00 совершенно фантастические для региональной сети цифры показывает Улправда – у нее 70 тысяч посетителей. Смотрим, как это достигнуто. Данные Яндекс.Метрики:

50 тысяч из них зашли на один материал – «Сотрудники ГИБДД организовали банду и кошмарами местный бизнес». 75% заходов на сайт по ссылкам и из поисковых систем. Здесь становится понятна недавняя закупка правительством услуг СММ-агентства на 400 тысяч. Алгоритм прост – броский, не привязанный к региону заголовок, платно поднимается в выдаче Google (почему-то только гугла). То же самое видим и в таблице географии переходов: только 12% посетителей точно пришли из Ульяновской области.

Резюме по поверхностному анализу статистики: неадекватные скачки посещаемости (по различным дням отличия в разы), распределение по времени, распределение каналов посещений и устройств, – это накрутка.

Второй наиболее посещаемый за день материал (вместе они дали 60 из 70 тысяч заходов – см первую таблицу) об отмене занятий в школах. Смотрим, как его дают через покрытие групп Вконтакте (аудитория в данном случае удачная – в этой сети много школьников):

Информация ложная (кстати, о критикуемых губернатором фейк-новостях), на самом деле никакой отмены не произошло, речь шла только о ее возможности. Фактически и это накрутка.

К слову, не понимаю – почему правительству не купить все основные группы (они не очень дороги, обычно около 1 тыс за пост) — в принципе сделать себе «самый посещаемый ресурс» можно было давно. Но, похоже, эволюционировать в свое виртуальное информационное пространство со своими «самыми посещаемыми ресурсами» власть хочет плавно. Хозяин-бюджетный барин.

Последние 2 месяца по похожей схеме активизировался с соцсетями и переходами из поисковиков и 73онлайн. Куплено несколько групп и идет работа хорошего СММ-агентства по продвижению в поисковиках по тому же (на самом деле стандартному) алгоритму. Вот их вчерашняя версия происходящего:

И, для полноты картины, группа ближайших ресурсов (повторюсь, бОльшая часть в реальном времени отображается у Мисанца):

Рупор73 (10000 на то же время замера)

проект Сергея Давыдова 1ул – 7000 человек

Мозаика 7000

… более подробные рейтинги и расклады по траффику мы будем давать в еженедельной рассылке.

 

Ну и последняя заявленная группа, носящая нишевой характер, но занявшая свое место – это социальные сети.

Шапочно пройдусь по основным. Любимая «песочница» всей чиновно-журналистской «тусовки», фейсбук по региональному покрытию просто ничтожен. Фактически речь идет о тысячах аккаунтов, причем жестко разделенных на клубы по интересам и кругу друзей. Алгоритмы фейсбука, скорее, только замыкают общение. В итоге очень смешно бывает наблюдать как серьезный чиновник или депутат (примеров много) серьезно занимается заливкой отчетов о работе (иногда, даже, нанимает для этого журналиста) в свой аккаунт.

Твиттер спозиционирован более четко — имеет прямую медийную направленность. Инструмент для траффика слабый, но стал в Ульяновске рабочим каналом обратной связи, например, с муниципальной властью.

Большая аудитория у Одноклассников, но их инструменты не позволяют конвертировать покрытие в траффик для медиа. Фактически — только инструмент для контекстной рекламы. Но инструмент хороший.

Сколько-то значимую медийную роль из всей совокупности различных сетей играет только Вконтакте. Аудитория (вопреки шаблонному мнению) достаточно разновозрастная, но с креном в молодежь. Инструмент для замера аудитории соцсетей — Медиаметрика. Отмечу, что в Ульяновске многие ошибочно считают, что она демонстрирует общую посещаемость, но это не так. Отображает только рейтингование переходов из соцсетей. Инструмент принадлежит советнику президента и вызывает массу вопросов. Например, он просто и без объявления причин периодически выбрасывает из своего рейтинга некоторые ресурсы, что вызывает большие вопросы к его релевантности. В Ульяновске так произошло с Рупором и той же Улпрессой. Поэтому буду ориентироваться на рейтинг прошлого года (когда учитывались все).


Это рейтинг переходов из Вконтакте. Для полноты пройдусь и по основным ульяновским группам (первая тройка):

1. Ульяновск. Новости (175000 подписчиков)
2. Ульяновск 73 (144000)
3. Ульяновск.Онлайн (130000)
Здесь добавлю и четвертого — группу “Ульяновский водитель” с 96 000. При том, что группы так же грешат накрутками посетителей, в последнем аудитория наиболее таргетирована. И пусть не вводит в заблуждение астрономическое количество подписчиков — обычное количество просмотров поста в группе лидеров — 5-10 000 (отмечу в плане ликбеза, Вконтакте дает прямой инструмент понимания траффика:


Но и эти цифры – очень немало.

В завершение. Представленный обзор носит популярный, ознакомительный характер. Наше агентство предлагает подписку на регулярный, профессиональный обзор (включающий рейтинги), который мы будем составлять раз в две недели, исходя, в том числе и из данных телефонных опросов. Заявки и предложения предлагаю присылать на электронную почту (ниже). Там же вы можете подписаться на первый ознакомительный образец. На все вопросы готов ответить в комментариях.

Вопросы по продукту по прямому телефону 8 (962) 630-22-32.

p.zhukov@mail.ru