16 февраля исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося полководца Михаила Николаевича Тухачевского (1893-1937). К нашему краю он имеет непосредственное отношение: как командующий 1-й армии Восточного фронта в годы Гражданской войны освободил от белых Среднее Поволжье и в это время часто бывал в Симбирске. Одна их улиц в центральной части нашего города названа его именем.

Свой среди чужих, чужой среди своих
В зеркале жизни полководца как бы отражены два его лица и, видится, что одно лицо не похоже на другое, хотя между ними существует очень тесная, неразрывная взаимосвязь.
Одни биографы, «выхватывая» отдельные фрагменты его жизни, видят в нем палача, потопившего в крови Кронштадтский мятеж и задушившего крестьянское восстание на Тамбовщине, другие – сверхуспешного полководца Гражданской войны и дальновидного теоретика-милитариста.

Его отец сочетался браком с простолюдинкой. И Михаил Тухачевский с юных лет подсознательно ощущал двойственность, «ущербность» своего происхождения. Может, здесь и лежат истоки его личного зазеркалья?

С раннего детства у Михаила была любовь к военным. Русскую военную историю он знал превосходно, преклонялся перед Петром Великим, Суворовым и Скобелевым. Среди его кумиров также был Наполеон, среди любимых кампаний – Отечественная война 1812 года, в связи с чем – особое почтение к поэту-гусару Денису Давыдову.

В 18 лет Михаил поступил в Первый московский императрицы Екатерины II кадетский корпус. В 1912 году был зачислен в Александровское военное училище.

12 июля 1914 года Михаил Тухачевский стал офицером. Принятый в знаменитый Семеновский полк, он попадает в горнило Первой мировой войны.

Молодой офицер провел в окопах семь месяцев. За это время получил пять орденов, что беспрецедентно как по количеству, так и по качеству полученных наград. Ему вызывающе везло, но везло заслуженно. До определенного, конечно, момента.

В 1915 году под Ломжей Тухачевский попал в плен. Пять побегов говорят о его характере едва ли не больше, чем пять добытых в бою орденов. Тухачевский входил в число политизированных пленников, регулярно следивших за происходящим на фронтах и в тылу и по вечерам бурно обсуждавших новости. Февральская революция, падение монархии, возвышение Керенского, ставшего главой Временного правительства, – многим пленникам-соотечественникам Тухачевского эти события казались обнадеживающими.

Невиданный карьерный взлет
После двух с половиной лет неволи Тухачевский, после наконец-то удачного побега, прибыл в Россию – за несколько дней до Октябрьского переворота. Он не был революционером по убеждениям, но был готов пойти вслед за теми, кто избавит Россию «от хлама старых предрассудков». 28 января 1918 года, с выходом декрета о создании Красной армии, Тухачевский, уже член большевистской партии, активно взялся за создание армии нового типа.

Карьера началась с невиданного взлета: он – командующий армией. В начале сентября подготовил и провел силами армии успешную операцию по взятию Симбирска, в которой впервые проявил полководческие качества. Параллельно с завершением Симбирской операции развертывалась Сызрань-Самарская, в которой участвовала 1-я армия Тухачевского, и в результате была взята Самара. А следом -Челябинская операция. В ходе последующих военных кампаний будут разбиты белые армии адмирала Колчака и чехов на равнинах Сибири. После этого наступление красных фактически приобрело характер преследования.

В декабре 1918 года Тухачевский назначается помощником командующего Южным фронтом. Он добил и опрокинул на французские корабли армию генерала Деникина. С февраля 1920 года командует Кавказским фронтом, созданным для завершения разгрома Добровольческой армии генерала Деникина и захвата Северного Кавказа.

Однако Польская кампания, во главе которой он стоял, провалилась.

«Горячечная кровь»
5 марта 1921 года Тухачевский назначен командующим 7-й армией, направленной на подавление восстания гарнизона Кронштадта. «Горячечная кровь» бурлила в жилах его участников: и тех, кто поднимал мятеж, и тех, кто его подавлял. Первые восстали против большевистской партии, которую защищали четыре года назад. Вторые теперь расправлялись с теми, благодаря кому пришли к власти.

Честь, как минимум сомнительная, – сыграть главную и решающую роль в подавлении восстания – была предоставлена Михаилу Тухачевскому. Двадцативосьмилетний командующий Западным фронтом жаждал реванша. Уязвленное неудачей похода на Польшу самолюбие и необузданное стремление к самоутверждению оказались для него сильнее «интеллигентских» сомнений. 18 марта восстание в Кронштадте было подавлено.

А затем Тухачевского направили усмирять крестьянское восстание в Тамбовской губернии. Крестьянские восстания 1918-1922 годов – одна из трагических страниц в истории. Крестьяне оплачивали Гражданскую войну не только собственным продовольствием и сырьем для промышленности, подвергаясь нескончаемым жестоким поборам, но и – что еще важнее – своими сыновьями. В 1920 году крестьянская война распространилась практически на всю страну. В.И. Ленин дал право беспощадно подавлять эти восстания. Карательными действиями против своего народа командовали лучшие полководцы РККА. Кроме Тухачевского, Убо-ревича и Какурина, в Тамбове были Котовский, Путна, Жуков, Раскольников и многие другие.

Ольга Тухачевская, сестра командарма, вспоминает: «Как-то удрученный, отягощенный тяжелыми мыслями, Михаил открылся близким: «Меня посылают в Тамбов, там крестьяне бунтуют. Владимир Ильич приказал покончить». Брат повторил: «Теперь – крестьян», – ушел к себе и двое суток пил. Миша всю жизнь был равнодушен к спиртному, это единственный случай, когда он стал смертельно пьяным»…

16 июля 1921 года Тухачевский сообщил в ЦК РКП(б) о ликвидации крестьянского восстания. После этих событий карьера Тухачевского пошла в гору. С 1921 года он – начальник Военной академии РККА, с 1925 года – начальник Штаба РККА, с 1928 по 1931 год – командующий Ленинградским военным округом. В 1931 году назначен начальником вооружений РККА, затем заместителем председателя Реввоенсовета СССР, заместителем наркома по военным и морским делам. В ноябре 1935 года Тухачевскому присвоено высшее воинское звание – Маршал Советского Союза.

На всех должностях Тухачевский считал своей главной задачей подготовку РККА к будущей войне.

Падение с олимпа
В 1931 году он стал заместителем Ворошилова. Нарком обороны в этой роли был человеком малокомпетентным. Он так до конца и остался дилетантом в военных вопросах и никогда не знал их глубоко и серьезно. Практически значительная часть работы в наркомате лежала в то время на Тухачевском.

Уже тогда Михаил Николаевич раньше других «разглядел» опасность Гитлера для России и методично, концептуально пытался противостоять ей.

Тухачевский не только направлял деятельность конструкторских и научно-исследовательских учреждений, но и стремился глубоко вникать в их технические разработки. В 1932 году он выдвинул идею создания самолета-штурмовика, воплощенную в жизнь авиаконструктором С.В. Ильюшиным, создавшим знаменитый Ил-2. Тогда же он поддержал предложение С.П. Королева о создании специального института для проведения исследований в области реактивного ракетостроения.

1935 год – звездный час Тухачевского. Вершиной его военной карьеры стало получение звания Маршала Советского Союза. Вознесенному системой на властный олимп, ему уже было что терять. И было чего опасаться. Действительная сущность образцово-показательных процессов не являлась для него секретом.

В мае 1936 года обострились отношения между старыми и новыми армейскими руководителями. Противники Ворошилова ставили перед Сталиным вопрос о его замене на посту наркома. Однако Сталин принял сторону абсолютно преданного ему Ворошилова, и уже в августе 1936 года последовали первые аресты военачальников в рамках большой «чистки» вооруженных сил.

А совсем скоро, в 1937 году, Тухачевский был переведен с поста первого заместителя наркома обороны на должность командующего войсками Приволжского военного округа. 22 мая он был арестован в Куйбышеве.

«Агент германской разведки…»
В ходе предварительного следствия Тухачевский признал себя виновным в подготовке военного заговора в РККА, целью которого было насильственное свержение власти и установление в СССР военной диктатуры. Уже «обработанные» следователями,военные подписывали любую ахинею и, как закодированные, повторяли на допросах требуемые формулировки. Тухачевского провели через этот жестокий «конвейер» с бесконечными вызовами на допросы, перемежающиеся очными ставками.

И он «признавался»: «Мои преступления безмерно велики и подлы, поскольку я лично и организация, которую я возглавлял, занималась вредительством, диверсией, шпионажем и изменяла Родине». Находясь в замкнутом круге лубянских экзекуций, он все еще пытается не называть имен, не оговаривать своих коллег. Он пытается остаться человеком. Старался брать вину на себя: «Мною был разработан план организации поражения в войне. Я признаю себя виновным в том, что я фактически после 1932 г. был агентом германской разведки». И в заключение: «Никаких претензий к следствию я не имею».

Был вынесен приговор: расстрел с конфискацией всего личного или принадлежащего имущества и лишение всех присвоенных званий. Той же ночью 12 июня 1937 года Тухачевского и других его «сообщников» расстреляли. Будто бы после оглашения смертного приговора маршал отчетливо произнес: «Вы стреляете не в нас, а в Красную армию».

В это же время на Лубянке лежал его «План поражения», написанный перед расстрелом. Найдя в себе силы абстрагироваться от лубянского кошмара, он нарисовал четкую картину захватнических планов фюрера и их мотивировок, практически безошибочно определил основные направления наступления вермахта в 1941-м и основные стратегические цели фашистов на каждом из них. Увы, маршала услышать не захотели.

В 1956 году Главной военной прокуратурой дополнительной проверкой было установлено, что дело было сфальсифицировано, а показания, которые давали Тухачевский, Якир, Уборевич и другие на предварительном следствии и суде, были получены от них преступными методами.

31 января 1957 года военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор в отношении М.Н. Тухачевского и дело за отсутствием состава преступления прекратила.

Галина Величкина, заведующая сектором музейных программ Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова