01.01. Пасмурно, легкий морозец, на улице пусто, мои домочадцы спят без задних ног, нагулялись. Я лег в час ночи, что-то снилось, но не запомнилось. Когда-то в середине 70-х написал новогоднее стихотворение, надо глянуть.
Я так и не решил, чем займусь. Начну новый роман или надо привести в божеский вид рассказы, коих накопилось на отдельный том?.. Решение придет само собой, нужно просто взяться и работать.
05.01. Состоялась без меня презентация журнала. Мы опубликовали большой очерк о геройском генерале Соколове, бывшем начальнике суворовского училища. Болели ноги, и я не поехал. Мы весь день вычитывали с Людой роман «Счастлив посмертно». Если бы не она, я бы не справился с исправлениями. За компьютером я все еще «чайник» и не могу долго сидеть на стуле.
09.01. В тамбуре магазина измызганная баба лет сорока продает книжку Куприна, рассказы «Яма». Предложила мне, я отмахнулся, а потом понял, что это символ. Уж об этом Александр Иванович точно не мечтал, что его книжка «Яма», спустя век, будет продаваться падшей женщиной за глоток хмельного. Я дал ей десять рублей, но книжку не взял, она ей еще пригодится.
11.01. Написал шесть страниц. Нащупываю дорожку. Надо работать, но сегодня плохое самочувствие – но страничку написал, заявил главную тему: «Роман о русской Душе».
15.01. На днях мне в руки попалась газетка «Симбирский курьер» с отчетом о встрече губернатора в облдрамтеатре с финалистами открытого кадрового конкурса на должность министра искусства и культурной политики. Среди претендентов были иногородние музыканты, искусствоведы, арт-директоры, продюсеры, деятели театра, телевидения и кино. Не пойму, что их толкнуло принять участие в столь сомнительном мероприятии?
— Сегодня стоит задача вернуть Ульяновску его величие, – важно заявил Сергей Морозов. А я, грешным делом не подозревал, что в Ульяновске было какое-то утраченное ныне величие.
Стратегически эту задачу он намерен решать через развитие культуры, для чего и было решено войти в проект «Культурная столица Европы-2020». ( Культура созидается людьми творчества, но не развивается, поскольку «развитие» всего лишь один из суррогатов творческого процесса, Н.П.).
— Нам предстоит изломать мозги людей, – в тот день губернатор дважды произнес эту фразу, которая в контексте его речи означала, что ограбленные приватизацией люди должны взять в свои руки инициативу и ответственность за свои жизни и за жизнь города, области, страны. Ломать же мозги придется у тех людей, которые, по его выражению, предпочитают «сидеть на кухне и жаловаться на зас…ный город», вместо того, чтобы возвращать ему «величие».
О «сломе мозгов». Сама эта идейка явилась из провозглашенной президентом Медведевым в пропагандистских целях модернизации страны, которая якобы забуксовала, потому что её реализации мешает советское сознание большинства граждан России. Президент заговорил о том, что народу « нужно сломать мозги», и наш губернатор подхватил этот лозунг один из первых, и стал с присущим ему задором проводить этот властный бред в жизнь на вверенной ему территории. Одновременно околокремлёвский мыслитель Юргенс предложил другое название этому властному произволу, более академичное – «переформатирование сознания». Поразительно, но никто не стал, пусть даже на коленях, протестовать против насилия над человеком.
18.01. Все еще болею. Сегодня не пошел на презентацию электронной версии «ЛУ».
Мой новый роман «Бесстыжий остров», так в народе называют волжский остров в километре от моего дома, должен стать книгой для поколения, обретающего свою Россию. Место действия – современный Ульяновск. Это правдивая история всеобщего предательства идеалов как обрушение всех смыслов жизни, деформация сознания, нравственности, измельчание человека как образа и подобия Божьего.
21.01. Новое словечко появилось – «замкадыши», это те, что живут за Московской кольцевой автодорогой, то есть все не москвичи суть замкадыши. И тут же к месту какой-то не опознанный мной умник, заявил по телеящику, что «народ – это не конструктивно».
22.01.Тащат православие в школы, зачем? 21-й век. Министерство образования даже при помощи церкви не воспитает десяти праведников, необходимых для спасения России. Высшие чины православия отказалось от народа во всей его массе, а теперь опираются на богатеньких, у коих свой бог. Мне ближе Бог народа, поскольку я — никто иной, как по-русски образованный и воспитанный русский мужик.
28.01. Получили № 4 журнала за 2010 год. Пропали гравюры на 2-3 стр. обложки. Сползла страница и подпись оказалась наверху следующей страницы.
Был в Кардиологическом центре. Надо ложиться, но кладут жителей области, а я горожанин.
01.02. Я, как и все, живу во времени. Живу общей с народом жизнью, но часто взглядываю на неё со стороны как писатель. Иногда это приводит к любопытным открытиям.
Закончился январь. Я сравнил его с январём прошлого года, позапрошлого, и сделал вывод, что январь – самый медленный и длинный месяц в году. Подслеповатые дни неторопливо плетутся друг за дружкой, почти останавливаясь на новогодних праздниках. И только к концу месяца они приобретают необходимый ход, чтобы еще сильнее ускориться весной, стремглав проскочить лето, и осенью перейти в режим замедления, и, взобравшись на очередной годовой взгорок, медленно покатиться по накатанному пути.
Эти размышления я соединил со своими другими размышлениями о нашем быстротекущем времени, в котором всё очевиднее просматриваются видения гибели России, поскольку страна не имеет идеала, который мог бы стать её спасительным будущим.
Либеральная власть, осознанно отказавшаяся от будущего, упрямо фальсифицирует историю СССР и экономическую систему социализма – с одной стороны, а с другой – всеми силами пытается оживить царизм, Столыпина, Колчака, думский либерализм, перекроить историю на либеральный лад, что крайне неэтично по отношению к будущему, которое никогда не сможет органически слиться с сфабрикованным настоящим и обезбраженным прошлым.
Народ натравливают на прошлое, как на врага, чтобы он забыл о будущем. И главной целью этого помешательства является желание власти, как можно дольше продлить агонию своего нравственного распада и физического самоуничтожения. Похоже, она не замечает, что вместе с собой она тянет в пропасть страну.
04.02. Позавчера опять ездил к врачу в Кардиологический центр. Три часа дороги и осмотр выбили меня из колеи, голова гудит, будто по ней стучали поленом. Сегодня опять не способен к труду, болят ноги, сердце трепыхается, кровь давит, хотя давление нормальное.
Директор театра Никонорова хорошо отозвалась о комедии: «у нас в Ульяновске, наконец-то, появился тот, с кем можно театру работать».
За январь сделано всего десяток страниц романа «Бесстыжий остров», пишу, уже страничку за три дня, работоспособность упала, но роман уже меня не отпускает, теперь нужно здоровье, чтобы войти в колею и тянуть воз к финалу.
Люда болеет, но относится к себе небрежно.
18.02. С утра радио талдычит, что принята областная целевая программа «Культура в Ульяновской области» до 2016 года. Это главный на сегодняшний день стратегический документ новой культурной политики, по заявлению господина Морозова. Привожу для истории кусочек из документа, чтобы никто не упрекнул меня в предвзятой оценке наших вожаков культуры.
«В основе Программы лежит признание специфики культуры одним из базовых факторов развития территории, даётся представление о культуре как ресурсе общественного и экономического развития… Программа соответствует долгосрочной задаче, которая состоит в формировании нового мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает переход от отраслевого принципа управления культурой к межведомственному и межотраслевому социально-культурному программированию».
Впечатление от прочитанного: «Нет слов, чтобы выразить изумление от новаторства местных культбюрократов». В программе нет ни слова о тех, кто созидает культуру: писателях, художниках…
22.02. «Симбирский Курьер» опубликовал статью журналистки Школьной о моей пьесе. Довольно удачная реклама. Директор театра Никонорова : «… на 99% уверена, что мы эту пьесу поставим… ». Это для меня новость. Важно, что есть движение.

Длящаяся четверть века эпоха правления западников состарила русский народ лет на двести. Исчезло ощущение его исторической молодости, а ведь ещё совсем недавно Россия превосходила Европу по всем статьям: в экономике, в науке, в военной мощи, в искусстве и спорте. И не только превосходила, но и имела своё русское лицо, то есть опиралась в своём развитии на национальные научные школы и авторитеты во всех областях научного, гуманитарного и практического знания.
Последний подъем русского национального самосознания был связан с Великой Отечественной войной, но продолжался недолго, в стране возобладал махровый интернационализм и в идеологии, и в политике, и в экономике, что во многом способствовало развалу страны в 1991 году.

27.02. Сегодня Люда ставила в журнал «Историческую хронику» о Союзе писателей, и я вспомнлл о тех, кого знал. Сейчас редко кто помнит о Благове, Воронцове, Бейсове, Дедюхине, Кукуеве… Они мало что сделали, за исключением Благова, и забыты. Но зачем-то они были на земле. Нет ни одного человека и его жизни без смысла. Иначе все не имеет смысла, глупо, безнадежно.
04.03. Живу в плотном окружении героев «Бесстыжего острова». Они уже мне понятны, и готовятся встретиться со Сталиным.
10.03. Две недели пробыл в областном Кардиологическом диспансере.
Пока я болел, скончался мой единственный в Ульяновске литературный товарищ Евгений Мельников. Очень подло повела себя председатель нашего Союза писателей Шейпак, она даже не позвонила мне о его смерти, поэтому я с ним не простился. Мельников был единственным в Ульяновске писателем, кто понимал литературу, любил её и ненавидел, но она была смыслом всей его жизни. Без него и поговорить теперь не с кем. Вокруг много досужих разговоров об увековечивании его памяти. Годовщину смерти ещё отметят, а потом забудут, а у него была очень поучительная литературная судьба
Для будущего биографа скажу, что всё о его духовных исканиях можно прочитать в его интервью в «Литературном Ульяновске».
28.03. И по радио, по ТВ шумят о культурном форуме, потому что сказать о чём-то настоящем нечего. Губернатор, судя по телесъёмкам, не отходил от Швыдкого, а тот плёл свою паутину «современной культуры» вокруг провинциала. «Осовременив» Москву, либералы принялись за провинцию, и перед ними уже пала Пермь. Теперь они присматриваются к Ульяновску. После отъезда Швыдкого, наверняка, приедет Гельман, тому, страсть как хочется, креативно потоптаться на родине Ленина.
30.03. Об Аркадии Пластове. Он не учит, не выдумывает, он показывает кусочек жизни, мимо которого человек проходит каждый день, и приглашает его посмотреть на обыденное глазами художника. И человеку открывается чудо. Картины «У Родника», «Ужин тракториста», вроде всё просто, но как прекрасно! Пластов учит видеть прекрасное, его школа живписи естественна, она постигается человеком без натужных усилий, она бессловесна, но красноречива.
Пластов – волшебное стекло, оживляющее, одушевляющее жизнь, действительность.
02.04. Просквозило – два дня вылетело, спина, плечо – болели. Послал письмо в «ЭКСМО» о романе «Жертва сладости немецкой». Два года, как подписал договор на издание, но не смог издать – сначала кризис, затем якобы отменили историческую серию.
09.04. Сорок лет семейной жизни («рубиновая свадьба»). Люда обрадовалась рубиновым серьгам и купила мне рубиновую по цвету рубаху. Шампанское, «горько», аплодисменты дочерей и внучки.
14. 04. Кажется, мою пьесу не поставят. Главным режиссёром театра, скорее всего, с подачи Швыдкого, назначен гражданин Литвы Зайкаускас. Он сразу же заявил, что в театре слишком много Гончарова, замшелый репертуар, что пора театру обрести европейскую известность, что отец его был в «лесных братьях», что театр несколько раз в год будет гастролировать заграницей… И всему этому заманчивому бреду восторженно внимала труппа и присутствовавший при сём губернатор, который не замедлил назначить режиссёру-легионеру знатное денежное содержание и создал клуб меценатов.
18.04. Вчера на Благовещенье скончался Василий Петрович Шеломов, скульптор, глубокий и цельный человек, с которым я дружил с 1974 года, когда познакомился с ним после поездки на «Большую Волгу» – 1974». Много было вместе переговорено, пережито, выпито вина в его «ателье-мастерской». Вечная ему память! Бог взял его себе в Святой день.
Я с ним разговаривал 16 апреля. Он пришёл ко мне в больницу с кефиром, читал письмо, которое написал губернатору с критикой его залихватского проекта, который затмевал масштабами Ленинский план монументальной пропаганды тем, что предполагал сооружение в Ульяновске и районах за три года на 700 млн. рублей около ста пятидесяти скульптур и памятных досок. Горячился, негодовал, шутил – словом, жил. И вот он уже далече…
Он был умен, талантлив, но не имел наглости, чтобы добиться успеха. Бог возложил на него крест художничества, и он достойно донес его до конца своего земного пути.
19.04. Ездил прощаться с Васей в Союз художников, на 2-м этаже выставочный зал – посередине гроб.
Чувствовал себя плохо (физически: одышка, ноги). Простился и сразу уехал. Как-то душа не принимала, что его нет. Вот только сейчас начинаю понимать, что его уже нет.
Что есть жизнь человеческая?
21.04. Сдвинулось с места издание романа «Государев наместник» в городском отделе культуры. Состоялась встреча у Геннадия Владимировича Журавлева. Присутствовали: его заместитель, бухгалтер и главный библиотекарь города. Говорили о подарочном варианте, без слова о моем гонораре. Было бы неплохо издать книгу к 12 июня – День города.
06.05. Вчера закончил статью: «Что наше: тьмы низких истин или нас возвышающий обман?» Маша набрала на компьютере, сегодня отправил текст Миндубаеву, Шушкову, Гайдукову (Воронеж).
Звонили из типографии, занимаются обложкой, дело идет.
Пришла телеграмма из Москвы, Люда утверждена «Академическим Советником РАЕН». Она, конечно, рада и Маша рада, и я. Пусть тешится – все-таки она заслужила большего.
25.05. Дождь с громом. Взял зонтик, прошелся по влажной, чуть поскрипывающей под подошвами траве. Дождь выпал на цветущие и кое-где уже опустившиеся одуванчики. Все вокруг было радо дождю, но молчало об этом, потому что солнце было скрыто за тучами и дождевые капли не могли вспыхнуть алмазной россыпью брызг.
26.05. Губернатор опять что-то затеял с книгоизданием, вроде решил отдать это дело писателям, не подумав о финансировании. За пять лет он привык к их послушанию и стал ими помыкать. Ему было желательно превратить писателей в агитбригаду, для пропаганды успехов своего правления регионом. Союз писателей СССР имел бюро пропаганды художественной литературы, и выступления писателей неплохо оплачивались.
30.05. Вычитал рассказ «Стеклянный графинчик». Позвонила Лена, она не сделала набор, вот пойдет в отпуск и сделает, я ее утомил, кажется.
Звонил Гребнев, выслал мне свою книжку.
Сегодня по-настоящему жарко. Народ заголился и оголился. Постоял у березы, которая еще восемь лет назад, когда меня парализовало, была тоже при смерти. Она выправилась и такая роскошная девушка стала, что только любоваться. Я ведь её чуть не заломали. Она растет возле арки, во дворе. Это моя советчица и врачевательница.
31.05. Выпускной бал в садике у Агаты. Суматоха, платье, прическа… закончилось вечером тем, что она уснула в кресле.
01.06. Кукушка кукукнула несколько раз и смолкла. Агата: «У кукушки батарейка «села». Взгляд городского ребенка, компьютерной эпохи.

На старом кладбище

На кладбище, пристанище людском,
Всем грустно от предчувствия разлуки.
В старинный храм, овеянный снежком,
Крестясь, входили дети и старухи.

Я обошёл его со всех сторон.
Сырые стены вспухли от мороза.
Ряды могил. Осины и берёзы
Вплелись корнями в запредельный сон.

Кресты и звёзды. Просто бугорки.
Пропеллер «яка». Кружева оградок.
О тех, что бесконечно далеки,
Теперь подумать можно без оглядок.

Кто им сейчас я, кто мне все они,
Лишь знаю я да старое кладбище.
Сюда, как на родное пепелище,
Я прихожу в родительские дни.

Есть час, когда душа беседует со мной.
И, словно храм величественный, дума
О неизбежной бренности людской
Парит на крыльях городского шума.

03.06. Я думаю, что если поэтический дар есть, то он не позволит бросить стихи. Но не все золото, что … Чаще есть не дар, а «обманка» дара.
04.06. О себе могу сказать одно: я пылко жил – эпитафия поэту.
06.06. Губернатор Морозов горазд на выдумки: объявил о создании музея покойного губернатора Горячева в «Теремке», напротив Законодательного собрания области. «Поместить достижения комсомола», и прочее, прочее. Комсомол строил, учился, изобретал, и всё это растащили, заплевали, затоптали.
08.06. Приехала Таня Ташлинская с оператором т\к «Репортер». Их интересует «Симбирский греховодник». Звонил Никаноровой, она обещает в 2012 году поставить комедию.
07.06. Шумиха по поводу открытия в Москве памятника Иосифу Бродскому улеглась. Странная судьба у этого господина, которого уже более полвека заталкивают в русскую литературу его почитатели. И, вот, кажется, он нашёл своё место. Сделанный из зачернённой бронзы и поставленный близ американского посольства истукан Бродскому на фоне московского неба поразительно похож на Чёрного человека. И сразу догадка мелькнула, что его не так просто сделали, а с намёком на загадочный фантом. И памятник реально выражает именно то, что и предназначен выразить – Чёрного человека, что когда-то явился пушкинскому Моцарту, мерещился, но так и не показался Гоголю, гнался за Есениным, а теперь с упованием поглядывает на посольство США.
Это когда-то Чёрный человек был умозрительной фигурой. Его появление, скорее всего, вызывалось тем творческим напряжением, с каким гений вглядывался в темноту, скрывающую в себе каждый штрих создаваемого им шедевра. «Стремясь постигнуть красоту, я вглядывался в темноту» – сказал Шиллер или кто-то ещё, не важно, и был прав. Красота в своём первозданном виде, мне кажется, похожа на Солнце. Она поначалу ослепляет бросившего на неё взгляд выплеском темноты, которая и получила название Чёрного человека. Последним его видел Есенин, но он не исчез из руской литературы, а распался на множество Черных человечков, мимикрировавших под русских писателей, и очень скоро захвативших телевиденье, редакции журналов, издательства и филологические кафедры университетов. Оседлав русскоязычную словесность, они стали лже-поводырями русского народа и духовными наставниками правящей элиты России. От них и памятник Бродскому, в нужном месте и в нужное время. Стоит себе, одна рука в кармане штанов, и что он там ей поделывает?.. Сделал кукиш всей России, всему русскому…

Сегодня русский человек одинок как песчинка. И в какую сторону он ни поглядит, до чего ни дотронется — всюду натыкается на ложь, поскольку ложью русскоязычности отравлен единственный духовный источник его бытия — культура. И в этом утверждении нет полемического преувеличения, поскольку все массовые искусства имеют литературную основу, и русскоязычная ложь рассчеловечивает и оскотинивает людей через средства массовой информации, эстраду, и власть осознанно попустительствует необратимому духовному разложению русского народа.

09.06. Получил тираж романа «Государев наместник». Взял за гонорар 150 экз. Меня показали по TВ. Отдал 100 экз. Маше с Сашей, пусть продадут для себя.
Люда болеет, но никак не хочет лечиться.
Вышел первый номер «ЛУ» за 2011 год. Перепелятников возьмет во вторник.
Маша принесла книжки 1 класса для Агаты.
«Книга для чтения», автор Кац Эля Эльханаяновна. Нет ни Державина, ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гоголя. Начинается с С. Михалкова (?). СССР нет, а он первый в первом классе. Дальше – рускоязычные – В. Левин, В. Лифшиц, Д. Самойлов, О. Мандельштам, Б. Заходер, О. Дриз. Из русских поэтов В. Жуковский, А. Блок, И. Рубцов.
20.06. Маша на Гончаровском празднике продала 20 книжек.
Сегодня позвонили: 26 июля презентация «Государева наместника» возле памятника Карамзину. Хорошо, если будет Пинков, может, издадим еще романчик. Размечтался.
Люда ходит на работу. Принесла мне распечатку поэмы « Наташкин бор». Хочу завтра послать на конкурс поэта Н. Тряпкина.
22.06. Два дня дожди. Подстригся, готовлюсь к 60-летию Ульяновского Союза писателей. Получил из Саратова от Ивана Малохаткина книжку. Ему 80 лет. Банкет на 60-летие с выкрутасами – жен, мужей не брать? Ташлинскому и Перепелятникову выговорил Почетные грамоты. Все это утомляет. Но и очередную главу для романа закончил: любовь с первого взгляда.
25.06. Готовил для юбилея речушку, хотел кое-что вякнуть о литературе, о моих книгах и комедии, но где там!.. Морозов, как водится, опоздал на час, прибежал, прочитал по бумажке, сунул мне медаль Карамзина, грамоты 5-7 писателям и через полчаса умотал.
Я все-таки кое-что сказал без него, но мне надо было довести губернатору про комедию, только он может ее толкнуть на сцену. А так все пристойно, шампанское, всякие сладости, даже какое-то мясо на палочках.
Я выпил глоток шампанского.
Увез оставшиеся журналы с «Огненным Спасом». У меня сейчас 42 экз.
Рассчитался книгами с Левой Нецветаевым за иллюстрации романа «Государев наместник».
26.06. В городской библиотеке презентация «Государев наместник», человек сорок любителей литературы. Новость: создается издательский центр мэрии. Надо будет попытаться издать «Атаман всея гулевой Руси».
27.06. На 60-летии я положил четыре комплекта «ЛУ» с романом «Огненный Спас» и четыре романа «Государев наместник» на столик, где сидел губернатор и его министры.
Они пренебрегли писательским подарком, и ушли, не взяв ни книг, ни журналов. Ушли на другое мероприятие произносить речи о пользе чтения книг, о развитии культуры, на которую областное правительство не жалеет денег.
28.06. Написал письмо С. Морозову, прошу сказать свое губернаторское слово о комедии. Подтолкнуть, чтобы процесс пошел, а то комедия безнадёжно зависнет.

Уважаемый Сергей Иванович!
Ообращаюсь к Вам скорее с общественной, чем личной, просьбой.
Моя поэзия и проза худо-бедно, но как-то издаются, однако, желая отдать дань уважения великому писателю И.А.Гончарову, я к его 200-летию предложил в мае прошлого года нашему драмтеатру свою пьесу (комедию) «Симбирский греховодник», основанную на реальных событиях, происходивших в Симбирске в середине 30-х годов XIX века, когда губернатором был А. М. Загряжский, а И. А. Гончаров служил в губернаторской канцелярии «подставным» секретарём.
Комедия была опубликована в «Литературном Ульяновске» № 4 в 2010 году. С ней познакомилось значительное число читателей, которые единодушно её одобряют и выражают желание видеть в сценическом воплощении.
Это – мнение любителей, но точно такое же мнение мне довелось неоднократно слышать: от министра искусств и культурной политики Г. В. Журавлёва, директора драмтеатра Н.А. Никаноровой, народных артистов России К.И. Шадько, З. М. Самсоновой, А.Д. Дурова. Пьеса на симбирском и тем более гончаровском «материале» должна быть впервые поставлена в Ульяновске в рамках мероприятий к 200-летию И.А.Гончарова. Пока же дело стоит на месте, хотя все вроде бы «за», но ждут, я думаю, Вашего слова.

12.07. Ужасная гибель туристов на теплоходе «Булгария» возле Булгар. Погибли более 100 человек, половина –дети.
Прислушиваюсь и присматриваюсь к себе: умом беду понимаю, а сердце не откликается. Почему? Или умерло?.. Или моя уже 9-летняя болезнь измучила сердце так, что оно уж не способно откликаться на чужую боль.
31.07. Пдумалось, что я гораздо чаще, чем другие люди, написал и произнёс «Я». У меня два романа, несколько рассказов, многие стихотврения написаны от первого лица, кругом я, я, я…
Роман «Бесстыжий остров» приближается к половине. Я пишу его без плана, на интуиции, большими мазками, ведь описываю то, с чем ульяновцы сталкиваются каждый день.
16.08. Приходил корреспондент Володя Коршунов, взял интервью. Дал ему свои статьи. Он вечером прислал по электронке неплохую статейку.
17.08. Вчера прислал три рассказа некто Владимир Артамонов, 23-летний парень из Твери. Он учился здесь на истфаке. Созвонились. И первый его вопрос был о том, сколько он получит денег и авторских экземпляров.
Я сказал, что вся русская литература сделана за бесплатно.
Он не поверил и счел это за грубость.
24.08. Купил 78-ю книжку серии «Великие художники». Аркадий Пластов, пожалуй, лучший художник 20-го века – живописец от Бога, а не от черта, как Пикассо и проч. Возможно, мое мнение не понравится, но оно честное: Пластов действительно мыслил цветом, что в живописи главное, не в ущерб рисунку, ведь у многих рисунок выпирает из цвета, как кости.
Пластов полон любви к натуре, он сам натура и пишет не только извне, но и изнутри, сразу с обеих сторон картины.
«Ужин тракториста» – шедевр не слабее «Ночного дозора».
27.08. Получил письмо из культуры, ничего обязывающего – то же, что в электронном письме. Позвонил директору театра Никоноровой – не взяла трубку, якобы занята – вот такое отношение к автору. Прочитал на сайте театра планы – меня там и близко нет.
Послал пьесу в Димитровградский театр.
Знобит, но не простуда, а что-то нервное.
Прислал письмо Петр Ищенко: обещает прочитать роман к Новому году. Некогда – сад, огород, служба в храме.
12.09. Удивила и умилила Агата: писала закорючки, потом неожиданно и безутешно заплакала: «У меня голова дурная. Я – неудачница!»
Тронула меня до глубины души искренностью переживания, что я прослезился.
15.09. Вчера позвонили из «Медиа-Пресс», Матвеева Вера. Приступили к верстке моего «Избранного». Отослал им фото. Но может сделать без него?
Во всяком случае, выйдет книга стихов и поэм. Итог моей сумбурной, но не бездельной поэтической жизни. Конечно, я был ослеплен стихами, создавал их не умом, а всем существом, от этого они кое-кого удивляют. Но что сказано – то сказано.
Ульяновск готовится к проведению Конгресса культур как культурная столица. Приедет хор Пятницкого, проведут «Пластовскую осень».
19.09. Несколько дней болею – простуда, температура – 38,2. «Избранное» делают. Вычитали “ЛУ” « 3, 2011. Отдал статью Коршунову в «Симбирское обозрение» о культуре. Но болезнь не прошла – насморк, головная боль. Я давно, много лет, не температурил. Получил пенсию: ≈ 10,5 тысяч рублей.
20.09. Кажется, я имею право сказать несколько слов о том, на что потратил всю свою жизнь – о русской литературе, которая, видимо, доживает свои последние годы, если только не случится чудо, и в Россию наконец-то вернётся державный разум, который снизит уровень вранья в обществе до терпимых пределов, при превышении коих, оно станет признаваться административным правонарушением, отделит подвиг от предательства и установит, что высшей государственной ценностью является РУССКАЯ КУЛЬТУРА как материальный и духовный источник бытия многонациональной России.
24.09. 70-летие Лидолии Никитиной во Дворце пионеров. Полный зал. Молодежь. Трогательно читали её миниатюры десятиклассники.
Кашель.
Кропаю роман, но левый глаз плох. Дай Бог закончить. Еще страниц 60-70.
04.10. Вчера Люда принесла верстку «Избранного». Сегодня вычитывал. Заменил одно стихотворение. Получилось 255 страниц стихи, поэмы и две статьи. Tвердый переплет. Главный итог моей жизни. Все чем я жил, где-то с 1968 года, когда с головой окунулся в поэзию. Спасибо Людочке, вечная ей благодарность, что она выдержала тяжкую ношу – быть женой поэта: доброй, красивой, умной, щедрой. Она Великая Женщина. А вот каков я – могу сказать: я всегда находился в падательном состоянии, но Бог дал мне способность понимать свою ветхую сущность и не возноситься перед людьми.
05.10. Новая власть норовит похвалить нищую интеллигенцию на советский манер – званием, дипломом, почетной грамотой. Люду сейчас наградили тем, что ее портрет помещен на Аллее Славы Министерства образования области. Стоит «препод» в штопаных колготках, а про нее губернатор вещает в степенях превосходных. Нет дать тысяч десять рублей.
09.10. Вчера поздно вечером на «скорой» увезли Люду. Опять не береглась, забегалась. Маша ездила. Завтра поедет, узнает у врача. Настя в Москве на конференции психотерапевтов.
Агату колют – гайморит, бедная девочка.
10.10. Главный режиссёр Зайкаускас оказался весьма ловким театральным дельцом. Начал ставить пьесы с «душком»: то мочеиспускание продемонстрирует, то звуковое облегчение от газов кишечника. Гастролировал по провинциальным городам Албании, Польши, привёз знаки лауреатства какого-то ничтожного фестиваля, вроде нашего, им. Леонтьвой. Наши провинциальные СМИ носятся с ним как с писаной торбой, он нахваливает губернатора, спонсоров, ему вольготно живётся среди туповатых туземцев Поволжья.
13.10. Сегодня закончил с верстальщицей подготовку «Избранного» к сдаче в типографию.
Завтра вечер памяти Г. Демина. Но журнал не готов. Обещают семь экз. Я собрал старые журналы, свои книжки, чтобы раздать публике.
14.10. Презентация в Голубой гостиной дома Языкова. Журнал удачен. Собралось человек 50. Помянули Демина, Шеломова, Пыркова, Шестопалова.
Почти все поставили подписи под письмом губернатору с просьбой о постановке моей комедии. Но в губернаторскую культуру я не вхож.
28.10. Вечером открытие Большого театра после реконструкции. Первым на сцену вышел президент Медведев и с ловкостью, достойной конферансье, произнес спич. И я понял, что он чувствует себя в своей стихии, ему было комфортно ощущать на себе взгляды и щелкать языком, извергая радужные, как мыльные пузыри, словесные пустоты.
24.10. Столетие Аркадия Райкина.
Мы, русские, прохохотали свою страну, и Райкин – один из первых хохотунчиков, пошляков, за которыми на советскую эстраду двинулась нескончаемая лавина одесско-бердичевских проходимцев. Ими Россия осмеяна и проплёвана насквозь, и нельзя возразить: обвинят в покушении на искусство и заклеймят как мракобеса.
13.12. Позвонила замначальника Департамента по печати Матвеева и объявила, что не будет финансировать 4-й номер «ЛУ», поскольку в нем есть критика Шейпак (ее «романа» «Фёдор Абломов»), а она де поставлена главной над писателями самим С.И. Морозовым, и все сказанное мной (и Миндубаевым) в ее адрес – есть выступление против Самого Губернатора.
Меня этот административный бред задел весьма слабо: надоело метать бисер перед свиньями, работать задарма и получать щелчки. К тому же, я увлекся созданием сценария для поэтического театра на свои стихи и поэмы «Симбирский временник».
20.12. Закончил сценарий поэтического спектакля. Люда выправила мою компьютерную мазню. 41 страница. Думаю, а не взять ли рецензию на него у кого-нибудь?
21.12. Путин на Северном Кавказе. Любуется восстановленным Грозным, где нет русских, как и в других республиках. Финансирование кавказцев в пять раз выше, чем русских. – Так будет и впредь! – объявляет президент. — Чтобы не ехали в Москву и не уходили в лес.
Что за глупость! Возьмут деньги и поедут в Москву, и уйдут в лес.
27.12. Сценарий отослал режиссеру Терехову и министру Журавлеву. Состоялся Совет по книгоизданию. Союз писателей получит грант на издание.
28.12. Угрозы Матвеевой не так уж и пусты, она может навредить выпуску журнала, а у меня в плане было опубликовать свою прозу, в частности роман «Бесстыжий остров».
И я перечитал рецензию Жана Миндубаева. Она была невелика по объёму и совершенно справедлива в оценке писательского рукоделия Ольги Шейпак. Привожу её полностью:

«Признаюсь, «роман» Ольги Шейпак «Фёдор Абломов» начал читать из любопытства, а завершил – из упрямства. Любопытство объяснялось желанием объять литпроизведение, не получившее – увы! – общественного резонанса, но отмеченного престижной премией. А упрямство подвигалось самоедством типа: «Ну, заставлял же ты себя читать ещё и не ЭТО!» Яснее: читал творение госпожи Шейпак из принципа. Ловил себя на некоторых мыслях, которые и захотелось изложить. Не только в связи с выходом книги, но и потому, что произведение сие обнажает некоторые, на мой взгляд, не слишком… как бы это сказать?.. благопристойные тенденции сегодняшней литературной жизни.
Но сначала – впечатления о «романе». Беру это слово в кавычки, потому, что вышедшее из под пера (или клавиш) О. Шейпак сочинение как-то не становится в один ряд с теми, поистине великими романами, которые подарила нам русская литература. Ну, что есть настоящий роман? Правильно: могучая река, плавно вбирающая в своё течение героев, ситуации, характеры, типы, проблемы, чувствования… Чудом таланта своего создателя эта река захватывает нас, читателей, и несёт по своим волнам без всякого видимого напряжения… И мы уже как реальных, живых людей, воспринимаем героев произведения, проникаемся их существованием, проблемами, которые занимают их…Да, как ни грустно: не нашёл, не обнаружил я такой естественности в произведении О. Шейпак. Зато хорошо различимы те «болты, скобы и скрепы», с помощью которых автор всячески пытается конъюнктурно «привязать» к имени И.Гончарова, к его предстоящему юбилею, своё (возможно, даже давным-давно написанное) произведение. Тут использованы разные, довольно примитивные приёмы, начиная с названия «романа»… О главном герое книги, многозначительно обозначенном как «Фёдор Абломов». Он представляется мне личностью синтетической, неким пластиковым персонажем, явившимся нашему взору только в связи с фонетическим сходством его фамилии с фамилией одного из известнейших персонажей русской словесности… С тем милым, глубоким, мудрым и тонким Ильёй Обломовым, которого родил своей фантазией и представил нам писатель Иван Гончаров. Ну, никакой, даже самой поверхностной связи между героем Шейпак и героем Гончарова не удалось мне обнаружить! Разве только ДИВАН, на котором возлежат оба героя: живой, полнокровный –гончаровский и схематично-искусственный – шейпаковский. И его фамилия, и образ мыслей (коих у него и нет вроде), и его проблемы – ну равно никакого переклика с гончаровским Обломовым не имеют…Но, как писал И.Гончаров, «…нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу…» Вот Шейпак и приспособила – юбилей великого писателя.
Нет желания говорить и о композиции произведения госпожи Шейпак. Нет потому, что самой композиции в книге не обнаруживаешь, тут заметны только натужные усилия автора к месту и не к месту вводить неких действующих лиц с их непонятными ролями… И уж совершенно, как говорится, ни в какие ворота не лезут «задушевные» беседы (как можно догадаться) самой Ольги Георгиевны с великим Иваном Александровичем. Вот, скажем:
«– А признайтесь, – обращаюсь я к автору «Фрегата «Паллады», – если бы Вам ещё раз представилась возможность совершить дальнее путешествие, вы решились бы тронуться в путь?» Это не литературный герой произносит, это госпожа Шейпак запросто гутарит с великой тенью… Тут уж вспоминается другой литературный персонаж, гоголевский. Тот самый, которого приняли по врождённому лакейству мелкопоместные российские чиновники за петербуржского ревизора. И который в подпитии высказывался так примерно: «Ну что, брат Пушкин…»Ну, а в «ФЁДОРЕ АБЛОМОВЕ» – «БРАТ Гончаров». В заключение. Конечно, наши могучие классики могут многое. И кассовые сборы обеспечивают по сию пору, и типографии без доходов не оставляют. И – как выясняется – даже премиями могут обеспечить… Но то, что они за них не голосуют – это точно».

Самое грустное во всём этом происшествии, что рецензии на шейпаковский литературный бред писали наши лучшие остепенённые ульяновские филологи. Они что, не видели, что у этой самой главной, по словам В. Матвеевой, ульяновской писательницы, нет ни грана литературного дарования?.. Видели, морщились, даже негодовали, но они, как и Матвеева, находились под впечатлением ложного мнения, что Шейпак, назначена «главным писателем» области самим губернатором, хотя эта должность выборная и неоплачиваемая.

Юнцу
Ты повзрослеть спешишь?..
Не торопись, не надо.
Всему – свой срок,
Ведь глубина разлада
Меж тем, что ждёшь,
И что увидишь ты
Тебе не ведома.
Душа твоя, как поле,
А жизнь, как сад,
Где солнце и цветы,
Где, вольный,
Ты не знаешь цену воле…

Зачем тебе спешить во взрослость –
Не пойму?
Там воли нет душе,
Свободы нет уму.
И нет друзей –
Есть множество знакомых.
Жена мегера.
Твой наследник олух…

Юнец!
Ты простодушен, как подсолнух.
Ну что ж, дерзай,
И я тебя пойму.