Совместно с Министерством культуры стартуем целую серию рубрик, направленных на знакомство с нашими творческими личностями, самим процессом “культурного производства”. В рубрике “Лица” мы сегодня поговорим с действительно необычным человеком. Дебютантом стал ульяновский иконописец с историей своего становления в необычной профессии художника-иконописца Александр Карпов. – Расскажите о себе в режиме “анкеты”. – Закончил я военно-техническое училище в 1992 году, потом работал в правоохранительных органах и где-то в 28 лет поехал учиться в иконописную мастерскую. Сперва в Саратове, потом в Дивеево (Нижегородская область) учился почти три года, два года работал в Софрино. Женат, двое детей. – Почему иконопись? – С детства дружил с кистью. Дядя (Нуждов Анатолий Фёдорович) часто брал к себе в мастерскую Союза художников. Всё детство я провёл там. Все говорили, что у меня есть задатки, есть талант. – Однако поначалу выбрали работу в органах!? – Так сложилось. Работал оперативником уголовного розыска в Ульяновске. В 1997 году меня посадили на пять лет в колонию для бывших сотрудников правоохранительных органов в Саратовской области. Там я и начал писать. Писал картины, писал иконы – заказчиком было начальство. Однажды к нам приехал митрополит и увидел одну из моих недавно законченных икон. Поинтересовался, кто пишет. Владыка меня похвалил, и икону ему подарили. Начиная с 1998 года, у меня пошли заказы. После окончания тюремного срока митрополит пригласил в епархию. Там я жил и учился одновременно в двух иконописных мастерских. В общей сложности проучился 3-4 года. – Если не секрет, за что был отбывали срок? – Хищение железнодорожного полотна на подъездной к новому мосту. Дело ошибочное. Я входил в состав организации, которая официально занималась демонтажем старых рельс. Была такая заброшенная ветка в сторону Ишеевки, через старые сады. Вот мы 4 километра полотна и освоили. Только оказалось, что рельсы недавно положили, просто строительство моста тогда было заморожено. Было это в 1996 году. Рельсы-то обратно положили, но кого-то нужно было наказать, вот меня и наказали. Сначала в саратовскую колонию для бывших сотрудников, через год, после её расформирования, меня отправили в Нижний Тагил. Там, во время срока, я уже целый храм расписывал. Министр МВД построил его прямо на территории колонии с колокольней, куполами. Расписывал я его около трех лет. – Вы продаёте картины, какая из них была самой дорогой? – Заказывал частный коллекционер из Франции, заплатил около 20 000 евро. – Как Вы распоряжаетесь деньгами, полученными от продажи работ? – Десятую часть с каждой иконы я отдаю на благотворительность, остальное – на работу и жизнь. – А какая работа далась тяжелее всего? – Писал икону “Тайная вечеря”, которая сейчас на Шолмова. Размер – 2х3 м. На неё ушло около трех месяцев. А самая тяжелая и долгая по времени – роспись храма в Болгарах. Работаю над ней уже семь лет. Там практически всё – начиная от резьбы алтаря до росписи потолков. И работы там ещё года на три. – Какие сейчас у вас есть проекты, и что вы можете сказать про развитие иконописи в Ульяновске? – Проектов много, только у нас в Ульяновске никому ничего не нужно, с тремя своими проектами я оббегал всех министров, каких только мог. В Петербурге, например, мне предлагают жильё и мастерские, чтобы я работал с молодёжью по иконописи и резьбе. В Казани ко мне на занятия приходило до ста человек – взрослые, пожилые, дети. Больше принять я физически не успевал, да и помещение не позволяло. Приезжал Минниханов (прим. ред. – президент Республики Татарстан), выделял деньги на материалы и предложил облагораживать районы. Сейчас там занимается около 3-4 тысяч человек. Отливают по моим эскизам столики, скамейки, ставят во дворы. То же самое происходит в Ижевске, Самаре. Нашим же вообще ничего не надо. У меня куча писем нашим чиновникам. Губернатор Ульяновской области также обо мне знает. Мне говорят, что этим должна заниматься патриархия, но у них своих проблем и направлений куча. Сейчас, к примеру, развивают журналистику. Епархия, в свою очередь, мне говорит: “Ты займись”, но я не могу этим заниматься, я могу только организовать и встать у истоков, приобщить людей. А желающих море. И даже не факт, что человек этому обязательно научится, но если приобщится, это изменит его взгляды на жизнь. Одна девочка проработала 8 лет. Когда пришла – будущего у неё не было – жуткая бедность. А сейчас дома пишет картины на заказ. Всё меняется у человека, в первую очередь, появляется включенность, занятость. Я уже просил просто помещение мне дать, говорил, что не надо денег, я сам всё организую, не хотите православие развивать, тогда пусть мусульмане приходят, я их буду учить. Людей нужно занять. – Привычная для нас ситуация: все сложно. Что Вас вдохновляет? – Тут только самому вдохновляться нужно. Нужно понимать, что то, что мы создаём, останется на века. В ульяновском союзе 160 художников, картина не так ценна – её при переезде можно снять со стены, поставить за шкаф и забыть. Икона – совсем другое дело, к ней человек относится гораздо трепетнее. Мне лично льстит, что мною восемь храмов и три собора расписаны, да и в процессе удовольствие получаешь. Картины можно рассматривать, обсуждать, осуждать. Иконы не обсуждаются. Священник может вообще не разбираться в живописи, но если я принёс ему икону и он просто молча смотрит на неё, то и этого достаточно. А весь профессионализм написания заключается в том, что один художник может писать 2-3 месяца, а я могу написать икону за два дня просто потому, что я чётко понимаю, как и что нужно делать. – Чем отличаются Ваши иконы от других? – Перед тем, как начать писать, я много читаю о тех, кого буду писать. С образами всё строго, отклонения допускаются только в цветах, сам образ искажать нельзя. Это художники могут одного и того же человека по-разному написать, поэтому ни один художник никогда не сможет стать иконописцем, он будет подчёркивать детали анатомии как его учили. А иконописцы – это ремесленники, они творят интуитивно. Так и должно быть. – Много заказчиков помимо церкви? – Много, заказывают в подарок, заказывают знакомые, заказывают именные иконы, даже администрация города Ульяновска заказывает. На фейсбуке я даже сообщения не открываю, чтобы людям не отказывать, там уже штук 500 висит. – Заказывают ли первые лица города? – Практически все. Сергею Ивановичу Морозову на 60-летний юбилей заказывали. – Слышал о странной практике. Кто-то заказывает картины с собой в образе святых? – Многие, но я отказываюсь. В прошлом году заказывали от Максима Галкина. Нужно было написать его в образе Георгия Победоносца. Ну я, по понятным причинам, отказал, сказал, что в образе Наполеона на коне – возьмусь, если цена устроит. – Как проводите свободное время? – У меня его нет. Работаю ежедневно с 8 утра. Роспись потолка алтаря в храме Св. Муч. Авраамия г.Болгары (Татарстан) – Что можете посоветовать нашим читателям почитать-посмотреть? – Фильмы смотрю только исторические, или смотрим детский канал, а все книги – это иконописные справочники. – Что нужно изучить начинающему иконописцу в первую очередь? – Ничего особенного. Ко мне приезжает учиться женщина с Верхней Террасы, ей 45 лет, трое детей. Приезжает два раза в неделю на 2-3 часа. Она к искусству вообще отношения не имела, но уже через 3-4 месяца занятий подаёт надежды. Зарабатывать на этом, конечно, не будешь – я начал зарабатывать только после 10 лет работы. Первые деньги я получил от отца Георгия, из храма, что на Шолмова. Всё, что там в храме есть, делал полностью я. Новый храм на Аблукова сейчас оформляю. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
123
Грамотно все говорит и делает, есть порядок в голове, молодец.
От наших властей лучшая помощь – это чтобы просто не мешали работать!
копенгагенский летчик
Разве архары не вид козлов ? ))))
Кувалда
….Интересно, какие ушлепки сдавят дизы в таких коментах? Что не так написано? Или просто для галочки в своих мозгах “чтобы было”…..
Лукерья
Дизы ставят боты. А вот уважаемый иконописец чем недоволен? Что ему нужно от властей? Служи господу, мазилкин, тебе воздастся. Сущность корыстолюбивая выползла, как ни прячь.
копенгагенский летчик
А если ещё и еврей , то вообще тушите свет ? )))))
Ершов
В кое-то веки интересная как статья, так иинтераью и само собой собеседник! Аве аве, Семён Дудь!
Ира
молодец, не у всех так получается,
вон начальник Управления по охране объектов культурного наследия Хаутиев Ш.М. тоже когда то работал прокурором, то есть призван был защищать законность, однако по каким то причинам срочно переехал в Ульяновск и теперь наоборот, творит беззаконие, вступает в сговор с предпринимателями, уродующими исторические здания города, и выискивает культурную ценность в безликих, никому не нужных , зато битком набитых предпринимателями торговых центрах и зданиях и переводит их в ранг объектов культурного наследия, чтобы освободить предпринимателей от налогов, а бюджет региона от средств на зарплату бюджетников …
…праведники иногда преображаются в дьяволов…
У кого чего болит
Статья не о Хаутиеве, бедная женщина…Идите и лечитесь…в период обострения таким как Вы совсем тяжко…
прл
А в подвальном помещении на Шолмова не он писал, почему сказал, что он?
Александр
В ошибаетесь, я писал. Покойный о.Георгий заказывал,нижний храм алтарь.https://static.xx.fbcdn.net/rsrc.php/v3/y4/r/-PAXP-deijE.gif вот в мастерской фото. Возможно сейчас перевесили, но писал я.
прл
Рождество,Воскресение,в Верхнем храме Мария Египетская, полотенца не Ваши работы. Вероятно Вы давно не были в храме, не видели новых работ
Александр
Речь не идет о 100% моих работ,там трудились и резчики и гипсовики и иконописцы. Речь о том,что много сделано мной при жизни о.Георгия. 8 лет работы с батюшкой о чем то говорят. И отнюдь речь не идет о принижении чьих то заслуг,просто озвучен момент,что много там сделано мною. Ну как то так.
николай
Он предлагает художникам поучаствовать в росписи для Храма или написать икону…Ребята делают от души с верой…Приходит время платить – он с деньгами исчезает… попался на его аферу я, знаю еще несколько человек,включая его дядю…
Александр
https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/68929_157320384301910_4172430_n.jpg?oh=09ac846b57d3d4fa7169b6cbdb523f11&oe=5B0CCA8C
КГБ
Александр, Вы обучаете бесплатно? как с Вами связаться?
Александр
Я долгое время отсутствовал в городе по работе. Сейчас пытаюсь решить вопрос с мастерской.Надеюсь в ближайшее время что то сдвинется и наберу группу. Связаться можно здесь https://www.facebook.com/xudognikkarpov
????
Почему ему не доверили роспись Богоявленского храма в Прислонихе?
копенгагенский летчик
А нах надо ? ))))
вредина
В Прислонихе существует многолетняя традиция – Богоявленский храм расписывают представители семьи Пластовых. В восстановленном храме часть росписи делал внук великого художника, засл. художник России Николай Николаевич Пластов.
Товарищ Берия-
а вот не спи–ди вовремя рельсы-пропал бы мастер иконописец…так и был бы ментом.
читатель
Пахнет жульем)))))))))))
73
Серьезные работы,ответственное дело,сложная судьба. Достойно для судьбы иконописца.