В 1967 году была выпущена тонкая книжка, почти брошюра «Ульяновские художники». Она интересна не репродукциями (их всего несколько, очень плохого качества), а своей компоновкой и содержанием. У книги нет определенного автора. О каждом художнике рассказывает какой-то другой художник. Не биографию, а свои впечатления от его творчества. О следующем – пишет другой художник и т.д. О П.Г.Панине написала Екатерина Артемьевна Богомолова:
«Главная тема его работы – это Волга, то лиричная, успокоенная, то шумная, наполненная гудками пароходов, криками чаек. Волжские пейзажи в разных состояниях дня, уголки старого Ульяновска и новые жилые кварталы – все это притягивает внимание художника. Заросшие травой улочки старого города с затейливой резьбой на домах, архитектура бывшего Симбирска – знакомо и дорого Петру Григорьевичу…».
***
Начав некоторое время назад разбирать накопившиеся материалы об ульяновских художниках «старшего поколения», почти сразу почувствовал желание поделиться чем-то из этого. Уж очень красивая и близкая тема. Вот только никак не мог определиться, в какой форме это лучше сделать.
А разложив и перечитав материалы о Петре Григорьевиче Панине, предельно ясно понял – не хочется, совершенно не лежит душа загонять их в рамки куцей и сухой биографической справки, сдобренной несколькими красивыми цитатами. Ну их – форматы и лимиты, этот человек и то, что о нем написано другими людьми, заслуживает большего. Вот и вышло, что махнув рукой на объем, несколько дней подбирал, расставлял, состыковывал… Результат – в прикрепленном ниже текстовом файле. Здесь – лишь небольшое предисловие, отчасти – размышление.
Это, конечно, не авторское повествование. Лично знать Петра Григорьевича не довелось: в год его смерти исполнилось 15. Могло бы очень повезти оказаться среди его учеников, но – не повезло. Правда, случалось общаться с людьми, которых он учил, что еще более разожгло интерес. Документальным исследованием это тоже не назвать – все взято из общедоступных источников, открытых для каждого. Просто – подборка материалов: фрагменты и сведения из книг, газетные и журнальные публикации. Роль составителя свелась к тому, чтобы собрать эти материалы вместе, отсортировать, отбросив заведомую шелуху, расположить в определенном порядке, да снабдить небольшими вставками и ремарками.
На полное биографическое описание материал, конечно, не тянет и не претендует. Серьезных исследований жизни и творчества П.Г.Панина не издавалось, а небольшие брошюрки и биографические справки в сборниках содержат лишь самые общие сведения. То же можно сказать и о приведенных газетных статьях. Как водится, о художниках вспоминают лишь к юбилею, да по поводу особо удачных выставок. В промежутках молчание может тянуться годами, если не десятилетиями. Поэтому, разумеется, есть большие пробелы, многие периоды и события жизни Петра Григорьевича не отражены. Собственно, цели составить его биографию и не было. Хотелось, на основании материалов разных лет, сложить, хотя бы в общих чертах, портрет человека, художника, учителя; показать – как он состоялся, а потом помогал состояться другим. Насколько удалось – Вам судить.
Несмотря на отрывочность, материалов довольно много (чего не скажешь об иллюстративной части), и охватывают они значительный период – примерно полвека. Неудивительно. Петр Григорьевич Панин был известным в городе человеком. О нем, начиная с 30-х годов, часто писали местные газеты. О нем много и очень тепло вспоминали ученики. Конечно, не все они оставили письменные свидетельства, не все такие воспоминания опубликованы и известны. Ведь учеников у Петра Григорьевича были тысячи. Жаль, что теперь это имя почти забыто.
Почему о П.Г.Панине в наше время помнят лишь коллеги-художники, искусствоведы, да ульяновцы, приобщившиеся к искусству несколько десятилетий назад (среди них, разумеется, его бывшие ученики)? Художник живет в своих картинах. Как написала Людмила Алексеевна Евдокимова в воспоминаниях о своем учителе: «Художнику без зрителя – смерть». Даже самый прекрасный рассказ о живописце немногого стоит, если Вы не видели его работ. Вот и причина. Сотни, тысячи картин Панина… Где можно увидеть хоть десяток-другой из них? Персональных альбомов с его работами не издавалось. В каталогах старых выставок (их еще найти надо) – тоненьких брошюрках на плохой бумаге – иногда помещены зернистые черно-белые фотографии, которые и репродукциями не назовешь. Ну, еще несколько репродукций в журналах и газетах, соответствующего качества. Вот и все. Абсолютно то же самое можно сказать не только о Панине, но и о многих замечательных ульяновских художниках, работавших примерно в одно время с ним. Трапицын, Гурьев, Воробьев, Грошев, Свиридов,… – лишь некоторые имена. В лучшем случае – 1-2 репродукции в «сборных» альбомах, как правило – одни и те же.
На этом печальном фоне светлым пятном стала состоявшаяся в этом году выставка «Симбирск-Ульяновск глазами современников». Настоящее пиршество духа – целая россыпь работ мастеров «старой школы». Событие отрадное, но, увы, разовое. Не часто балуют нас такими выставками. Из давних мечтаний: чтобы на одной из музейных площадок города работала, пусть небольшая, но постоянная и более-менее регулярно обновляемая экспозиция работ симбирских-ульяновских художников прошлого. Прекрасно, если основная ее часть была бы посвящена городу и краю, но и другие работы интересны. Мечты, мечты… Но ведь, судя по каталогам и нечастым выставкам, в запасниках не только УОХМ, но и других музеев хранится немало подобных работ. И Ульяновскому отделению СХР можно пожелать уделять больше внимания своей истории. На его сайте есть галерея, но в ней представлены только современные, работающие художники. А кто позаботится о памяти ушедших?
Петр Григорьевич Панин в любом случае оставил зримый след, продолжив жизнь в учениках. Как написал Владимир Иванович Пырков более полувека назад: «Наверное, если бы он был «чистым» художником, количество его акварелей было куда больше. Но тогда не шли бы по земле «панинские» ученики, влюбленные в прекрасное…». А теперь по земле идут ученики его учеников. И их ученики.
Поневоле подумалось о своем. В молодости не избежал этого увлечения – карандашом и кистью. Говорят, были способности, хотя не относился к этому очень серьезно, и жизнь увела совсем в другую сторону. Много позже, вспоминая свои юношеские опыты, понял: художником бы все равно не стал. Рисовальщиком – да, наверное, даже хорошим, может быть – неплохим копиистом, но не художником. Не хватало «самой малости»: своего собственного видения окружающего мира и умения это видение выразить. Проще говоря – искры Божьей. Поэтому не думаю, будто что-то потерял. Жалею о другом: что не встретил такого учителя, как Петр Григорьевич Панин. Конечно, сделать художником того, кому «не дано», он бы не смог. Ведь не все его ученики стали художниками. А вот научиться, хоть немного, смотреть на мир «по-панински», видеть красоту там, где другие увидят лишь обыденность, услышать его рассказы… Просто общение с таким человеком – уже счастье.
Отвлекся. Да, собственно, больше и добавить нечего. Все, что хотелось бы выразить, уже сказано в предлагаемой подборке материалов. В тексте или за его строками. Хочется лишь пожелать – побольше нам таких людей, как Петр Григорьевич Панин.

П.Г.Панин.doc

1) Гимназист Петр Панин. ГАУО. К статье А.Ю.Шабалкина в газете «Дыхание земли» от 21 сентября 2016 г.
2) Петр Григорьевич Панин. Из каталога выставки акварелей П.Г.Панина (к 80-летию художника), Ульяновск, 1974.

П.Г.Панин. «Буксир на Волге» Около 1930 г.
С.М.Червонная «Художники Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1985.

П.Г.Панин. «Волжский пароход «Фельдмаршал Суворов». 1972.
Журнал «Мономах» 2014-3.

П.Г.Панин. «Уголок Спасского монастыря. Ограда». 1962 г.
Журнал «Мономах» 2014-3.

П. Г. Панин (1894–1975). «Улица Советская». 1966. УОКМ.
Выставка «Симбирск-Ульяновск глазами современников», 2018.

П.Г.Панин.
1) «Улица Советская». 1965. Каталог выставки акварелей П.Г.Панина (к 80-летию художника), Ульяновск, 1974.
2) Вид на Волгу в Симбирске. К статье Л.А.Евдокимовой в «Ульяновской правде» от 6 августа 1989 г.

П.Г.Панин.
1) Московская улица в Симбирске.
2) Дом в с.Моркваши, где останавливалась семья Ульяновых.
К статье П.Г.Панина в «Ульяновской правде» от 11 ноября 1960 г.

П.Г.Панин.
1) «Улица Ленина». 1962.
2) Дом, в котором провел раннее детство В.И.Ленин. 1965.
«Художники родины Ленина. Произведения мастеров изобразительного искусства г.Ульяновска», Л., «Художник РСФСР», 1971.

П.Г.Панин.
1) «На Старом Венце».
2) «На стройке в Ульяновске».
Н.П.Оскарова «Петр Григорьевич Панин (к 70-летию со дня рождения)», Ульяновск, 1964