На днях исполнилось 75 лет бессмертному подвигу Александра Матросова, которого сегодня мы с большой долей вероятности можем назвать назвать нашим земляком.
…27 февраля 1943 года шел ожесточенный бой у небольшого поселка Чернушки Псковской области. Советские солдаты попали под мощный пулеметный огонь фашистов, который велся из дзота и стал преградой продвижению наших войск. Два пулемета удалось уничтожить. Но один продолжал вести плотный огонь.

Отчаянные попытки уничтожить огневую точку противника оказались неудачными. Взять дзот так и не удавалось. И вот тогда с гранатами и автоматом поднялся гвардии рядовой Александр Матросов, связной командира роты.

Пулеметчик заметил его. Очереди решетили снег позади и впереди Матросова. Двигаться было крайне опасно. Но как только враг смещал пулеметный огонь немного в сторону, Александр устремлялся вперед. Уже близко огневая точка. В сторону дзота полетели гранаты, брошенные гвардейцем. На секунду наступило затишье, затем – вновь вспышки выстрелов. Александр залег, вскинул автомат и выстрелил по амбразуре. Пулемет противника смолк. Снова боец встал на ноги, поднял над головой автомат и громко крикнул своим боевым товарищам: «Вперед!». Солдаты бросились в атаку. И опять пулемет врага ожил, и из дзота полился смертельный дождь. Рванувшись вперед, своим сердцем и грудью Матросов упал на огневую точку врага и заглушил дзот. Путь для продвижения его боевых товарищей вперед был открыт. Спустя час поселок Чернушки был взят.

К великому прискорбию, подробности подвига выяснить не получилось. Сегодня эту историю некоторые пытаются переписать заново.

У Матросова было около пятидесяти предшественников. И в том, что они совершили подвиг, никаких сомнений нет. Самоубийственные лобовые атаки на гитлеровские пулеметы стали приметой первых лет войны. Часто самопожертвование было вынужденным, а порой и осознанным.

Первым, кто пожертвовал собой таким образом, был политрук танковой роты Александр Панкратов. Это произошло 24 августа 1941 года в ходе оборонительного боя в районе Великого Новгорода. До конца 1943 года подвиг Матросова повторили еще 38 красноармейцев, в 1944 году – 87 и в 1945-м – 46, включая случай с Архипом Манитой, который пожертвовал собой на улицах Берлина в преддверии Победы.

Удивительно, но больше всего при тотальной дегероизации минувшей войны досталось именно рядовому Александру Матвеевичу Матросову, бывшему воспитаннику Ивановского детского дома из нашего края. Появляются все новые и новые «писатели», «исследователи», «биографы». И вот уже с легкой руки такого одного из них русский паренек вдруг стал башкиром по имени Шакирьян Мухамедьянов.

Эта широко растиражированная версия башкирского писателя Рауфа Насырова так и осталась не подтвержденной. Доказательства у «исследователя» – пара «свидетелей», не умеющих говорить по-русски, и «ветеран войны» Маргазим Каримов, родившийся… в 1935 (!) году, которому к началу войны было всего… 6 лет! Главным козырем версии стала найденная им в архивах детская фотография Шакирьяна. Групповой снимок датирован 1932 годом и очень плохого качества. На ней трудно разглядеть черты лица 10-летнего мальчика. После сравнения этого фото с фото самого Матросова эксперты однозначного заключения не дали. Как только сторонникам «башкирских корней» Матросова было предложено провести генетическую экспертизу останков Героя – всякие разговоры о Шакирьяне прекратились.

Многие годы Матросова называли уроженцем Днепропетровска, и хотя эта версия не подтверждена документально, она до сих пор гуляет по всему Интернету, в многочисленных печатных изданиях.

Между тем есть веские основания считать, что Александр – наш земляк. Этому вопросу посвящена книга ульяновской поэтессы и писательницы, краеведа-исследователя Нины Дубовик «Все равно я буду человеком!». В ней собрано много воспоминаний людей, знавших Александра как в раннем детстве, так и в последние минуты жизни. Автору удалось документально уточнить дату его подвига – 27 февраля 1943 года вместо официально принятой – 23 февраля 1943 года. Названо и доказано также истинное место рождения – село Высокий Колок (Зин-Овраг) Новомалыклинского района Ульяновской области. Эксперты НИИ истории и культуры Ульяновской области имени Н М. Карамзина считают эту версию наиболее убедительной из всех ныне существующих.

Об этом же, еще во времена СССР, говорил исследователь из Малыклы Александр Толчков, но доказать свою правоту ему не дали. Другие местные краеведы все-таки провели альтернативное расследование, выехав в село Высокий Колок, где встретились с родственниками Александра Матросова, и тетки, дядья и двоюродные братья Героя поведали им историю семьи Матросовых. И все же версию московского исследователя Шкадаревича, доказывавшего, что Матросов был родом из Днепропетровска, власти сочли более вероятной.

В связи с именем Александра Матросова в постсоветское время возникла также проблема правды самого подвига. Стали обсуждать и проблему рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом, мол, это величайшая глупость. Наверное, рассуждать об этой «глупости», сидя за письменным столом в мягких тапочках и теплом халате, гораздо удобнее и безопаснее, чем поднимать в атаку солдат под пулеметным огнем врага. Больно, что в стране, победившей фашизм, среди подрастающего поколения нередко встречаются люди, начисто лишенные памяти и эмоциональной связи с прошлым. А ведь без прошлого не наступило бы сегодня, а без сегодняшнего дня не придет завтра.

Галина Величкина, заведующая сектором музейных программ Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова