Своя детективная история связана с каждым артефактом на выставке «Археологические вещдоки» в музее «Археология Симбирского края» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
– Как говорила Агата Кристи, археологи – это детективы прошлого. Писательница не понаслышке была знакома с той и с другой профессией. Искателям древностей тоже приходится восстанавливать произошедшие в прошлом события по собранным по крупицам уликам – костям, черепкам, проржавевшим железкам и прочему. Курганы, стоянки, жилища наших предков скрывают немало тайн, и узнать их можно только при тщательном исследовании. Вот почему археологические находки так похожи на вещдоки, – объясняет название выставки экскурсовод музея Лилия Бяшарова.
В экспозиции – артефакты, обнаруженные на территории Ульяновской области и в самом Ульяновске. Эти предметы – из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» и фондов учебно-исследовательской археологической лаборатории Ульяновского государственного университета. По времени они относятся к периоду бронзового и железного веков, а также периоду основания Симбирской крепости и осады Симбирского кремля войсками Степана Разина.
Находки из раскопов свидетельствуют: Среднее Поволжье издревле было местом, где жили или через которое проходили разнообразные племена.
Наши яминки доехали Египта?
Грубоватый горшок в витрине выставки -доказательство того, что одними из самых первых жителей нашего края являлись представители ямной культуры эпохи ранней бронзы – IV-II тысячелетия до н. э. Культура получила свое название по признаку захоронений: умерших соплеменников хоронили в ямах под курганами.
– И горшок, лет 15 назад, как раз нашли в одном из таких захоронений, недалеко от села Тургенево Чердаклинского района, – говорит заведующий археологической лабораторией УлГУ Александр Вискалин. – Это случайная находка рыбаков, которые передали ее нам.
Ямники жили от Среднего Дуная до Южного Урала. Наш край был самой северной точкой их расселения. Это были кочевники с элементами мотыжного земледелия. Они изобрели повозки на колесах. Маленькую ее модель можно увидеть в экспозиции выставки.
Интересно, что на таких повозках ямники из Поволжья отправились далеко на восток до самого Байкала и на запад – в Европу. Ряд отечественных историков считает их древнейшими индоевропейцами – предками современных европейских народов. В пользу такого предположения говорит и ДНК-генеалогия. Сенсацией стало открытие родства ямников с населением Древнего Египта.
В позднем бронзовом веке в пределах современного Ульяновска обитали родовые группы ираноязычных пастухов срубной культуры. Эти племена вторглись на территорию края в середине II тысячелетия до н. э. Свое название они тоже получили по характерному признаку погребального обряда – захоронению сородичей в глубоких ямах, обложенных бревнами – срубом. Срубники пасли скот и занимались земледелием. Свидетельством последнего вида занятия является серп в витрине выставки. Это случайная находка у села Спешневка Кузоватовского района.
Савроматы – собратья по матери?
Обширная страница древней истории края связана с савроматами, или сарматами, – представителями железного века. Они жили в Среднем Поволжье в VI-V веках до н. э.
По легенде, рассказанной Геродотом, савроматы – восточные соседи и ближайшие родственники скифов – произошли от брака скифских юношей и женщин-воительниц амазонок. У савроматов женщины были в почете. Они могли быть и воительницами, и жрицами.
Каменное блюдо для жертвоприношений, представленное в витрине, вероятно, в давние-давние времена держала в своих руках жрица-савроматка.
Блюдо, а вернее его осколки, по словам археологического «детектива» Александра Вискалина, обнаружил в районе села Крестово Городище Чердаклинского района местный краевед. На том же месте археологи раскопали следы кострища и обгорелые кости животных. Несомненно, там совершались жертвоприношения.
Савроматы, как считают исследователи, стали одной из основ славянского этноса. А этноним «савромат», если его перевести на русский язык, означает «собратья по матери», что указывает на родство по материнской линии.
В раннем Средневековье на территорию будущего Симбирска-Ульяновска пришли именьковцы. Большинство археологов считает их ранними праславянами. Культура получила название по первому, наиболее полно изученному городищу у села Именьково Лаишевского района Республики Татарстан. Пришедшие из Приднепровья в IV-V веках, они одними из первых в нашем крае освоили металлургию железа.
Ядро, метившее в Стеньку Разина?
Увесистый шар из железа – свидетель жестокой битвы, разыгравшейся под стенами Симбирского кремля осенью 1670 года.
Как рассказывает Вискалин, ядро было найдено на обрыве под зданием филармонии во время строительства там горнолыжного спуска. Оно выковано из железа, что уже было редкостью для XVII века. Ядра тогда уже отливали из чугуна.
– Очевидно, – предполагает археолог, – что при формировании арсенала Симбирска использовался «старый» боезапас со времен осады Казани Иваном Грозным.
Этими снарядами сверху из крепости стреляли по лагерю осадивших город бунтовщиков.
Как известно, Симбирск, в отличие от других городов на Волге, оказал жесткое сопротивление 20-тысячному войску Степана Разина. Оно подошло к городу 4 сентября 1670 года и безуспешно атаковало его целый месяц. Если бы наш город пал, восстание достигло бы такого масштаба, которое Московское государство, ослабленное активной колониальной политикой, могло бы не выдержать. Но 500 стрельцов героически выстояли, чем фактически спасли Российское государство. Разгром под Симбирском стал первым поражением Степана Разина. Крестьянская война продолжалась еще более года, но войско было деморализовано, доверие народа подорвано. В результате казаки выдали правительству своего предводителя…
На выставке «Археологические вещдоки» можно увидеть еще много чего любопытного. Свои истории о людях срубной и именьковской культур, а также о Волжской Булгарин готовы поведать любителям древностей находки другого ульяновского археолога – Юрия Семыкина.
Редчайшим экспонатом из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» является гравюра XVII века «Stephanvs Razinvs, Perdvellis Moscovicvs» (Степан Разин, Московитский государственный преступник) из издания швейцарского художника гравера Матеуса Мариана.
Экспозиция дополнена иллюстрациями к недавно вышедшей книге ульяновского писателя Ильи Таранова «Как Стенька Разин по Волге ходил…». Их создатель – Вячеслав Таранов, брат автора этого издания для детей.
Ирина Морозова