16 марта уроженцу Ульяновска, Герою России подполковнику ФСБ Дмитрию Разумовскому исполнилось бы 50 лет.

Сегодня мы предлагаем еще раз вспомнить Дмитрия. Не так давно он ходил вместе с нами по улицам нашего города. Многие знали его лично. Он был нашим земляком, соседом, другом… Буквально, еще вчера. Он выбрал свою дорогу, дорогу подвига. Просто отдал жизнь, когда это понадобилось, ради спасения детей. Это повод и нам оглянуться и задуматься каждому о своей жизни. Мы помним.

Ниже материал из журнала “Мономах” (весна 2013 года).
Героями не рождаются, героями становятся. Эти крылатые слова отражают короткую, но яркую жизнь Героя России, нашего земляка, подполковника Федеральной службы безопасности Дмитрия Александровича Разумовского. Его жизнь оборвалась от пули террориста 3 сентября 2004 года, когда он был в полном расцвете сил. Шифровка из Москвы о трагической гибели 36-летнего Дмитрия пришла к нам в Управление поздно вечером, но замначальника УФСБ полковник А.И. Тронин сразу решил встретиться с родителями Дмитрия и сообщить им печальную весть.

О героических подвигах Дмитрия Разумовского написано немало статей, созданы два фильма «Последняя командировка», «Тихая застава», записаны воспоминания его родственников, друзей, сослуживцев и сотрудников УФСБ Росси по Ульяновской области, есть материалы о нём в музеях гимназии № 1 и педколледжа № 4 Ульяновска.
16 марта 2013 года этому отважному воину из элитного подразделения ФСБ «Вымпел» исполнилось бы 45 лет.

Дима родился в Ульяновске в 1968 году. Учёбу начал в школе № 9, затем продолжил в гимназии № 1 им. В.И. Ленина, известной тогда во всём Советском Союзе. В школе он был отличником, активистом, спортсменом. С детства мечтавший стать военным, Дима серьёзно относился к спорту, преуспел в боксе, став чемпионом среди юношей СССР. И это ему очень пригодилось, когда он стал офицером спецназа. Окончательно выбрать военную профессию ему помог фильм «Государственная граница», который, по словам его матери Валентины Александровны и жены Эрики, он особенно любил.

Служба на границе

В 1986 году Дмитрий поступил в Московское пограничное училище. Тогда он мечтал о перспективной и в чём-то даже романтической службе на границе. Курсант Разумовский — волевой, не терпящий несправедливости и лицемерия — пользовался авторитетом среди однокурсников за способность отстаивать свою точку зрения, твёрдый характер. А вот у офицеров он считался «неудобным курсантом».

В годы учёбы в погранучилище он как-то увидел на улице парня со свастикой на рукаве. «Дискуссия» закончилась дракой и поражением этого «модника». «Мои деды воевали с фашистами, — говорил потом Дима. —
Мы столько людей потеряли на войне, а этот — да понимает ли он, что нацепил?» «Думаю, он запрещал себе искать к таким лицам сочувствие», — вспоминает одноклассница Дмитрия по школе Ольга Булатова.

В учёбе Дима видел одну цель — лучшим образом подготовить себя к офицерской службе. В те годы шла война в Афганистане, и Дмитрий готовил себя для того, чтобы поехать в одну из «горячих точек», занимался рукопашным боем, в совершенстве старался освоить все военные науки. Он испытывал тягу к знаниям, хотел получать их ещё и ещё. Много внимания уделял и практике, и теории, постоянно читал.

В 1990 году курсант Разумовский с хорошими и отличными оценками закончил пограничное училище (ныне Московский пограничный институт ФСБ России) и имел право выбора места службы.

Дмитрий выбрал самый неспокойный регион Союза — Таджикистан. Хотя война в Афганистане для советских войск официально уже закончилась, однако столкновения с душманами на границе всё ещё продолжались. Лейтенант Разумовский начал свою службу заместителем начальника заставы Пянджского погранотряда, продолжил — начальником десантно-штурмовой маневренной группы Московского погранотряда. Так получилось, что с первых дней пребывания в Таджикистане ему дали понять, что регион тут весьма неспокойный. Как-то молодой лейтенант пошёл на местный рынок за продуктами. И там его попытались похитить. Очевидно, недоброжелатели рассчитывали на то, что неопытный офицер станет лёгкой добычей. Однако они сильно ошибались. Дима один справился с тремя нападавшими, а остальные побоялись с ним связываться. Этот случай сыграл в его жизни большую роль. Он ещё раз убедился, что необходимо постоянно быть начеку. Местные жители прониклись уважением к этому человеку в камуфляже, в одиночку справившемуся с несколькими крепкими мужчинами. Надо сказать, что ещё курсантом погранучилища Дмитрий как-то расправился с пятёркой хулиганов! В скором времени о Диме узнали и душманы. С первых же своих операций он стал возвращаться с впечатляющими результатами. Если его группа выходила на поиск, то она обязательно обнаруживала либо караван наркоторговцев, либо группу «душманов» и вступала в схватку с бандитами. В одной из засад группой Разумовского была захвачена партия героина в сотни килограммов. За голову офицера бандиты обещали 300 тысяч долларов. Служба в ДШМГ воплотила ожидания молодого офицера в жизнь. Ведь, по сути дела, это был пограничный спецназ, выполнявший самые сложные задачи.

«Участок границы в 200 километров, — рассказывает Алексей Оленев, — прикрывали 16 застав и ДШМГ. Где прорыв границы, где начались боевые действия — группа Разумовского в 15-20 человек погружалась на вертолёты и — туда.

В 1993 же году «духи» стали ходить здесь как у себя дома. В Таджикистане началась гражданская война, всё чаще стали похищать людей, грабить местное население. Пограничные заставы практически каждый день подвергались обстрелам. И не только из стрелкового оружия, но и из миномётов».

ДШМГ работала не покладая рук. Практически каждый день столкновения, караваны, бесконечные потоки оружия и наркотиков. Группа Дмитрия действовала как единое целое. Все знали: если в горы идёт Разумовский, то обязательно выполнит свою задачу и не потеряет ни одного из бойцов. Некоторые объясняли это везением, а те, кто был знаком с Разумовским близко, знали, что эти результаты — плоды его большой работы. Ведь боевая работа — это не столько непосредственное выполнение задачи, а в большей степени её планирование, грамотное руководство ходом ведения боя. Дима ночами напролёт просчитывал различные ситуации при ведении боя группой, и, по сути дела, у него был готов выход из любой передряги. Если душманы по перехватам слышали, что работает «203-й» (позывной Димы), то старались затаиться.

Однажды 18 пограничников во главе с Разумовским были окружены двумя сотнями душманов с целью уничтожить «203-го». 11 часов шёл бой, застава не могла помочь своим товарищам, так как все подходы простреливались миномётами. Лишь миномётная батарея помогала — «долбила» по позициям бандитов согласно наводке, которую осуществлял сам командир. Казалось бы, что у группы нет никаких шансов, однако она вышла из окружения и, более того, не потеряла ни одного человека, а моджахеды не досчитались 24-х. За всё то время, что Дмитрий Разумовский служил в Таджикистане, он не потерял ни одного подчинённого. Хотя на заставax погибло много его товарищей.
А душманы действовали всё наглее. Рано утром 13 июля 1993 года на 12-ю заставу Московского погранотряда напали около трёхсот бандитов. Пограничники были окружены, шквальный огонь по ним вёлся изо всех видов оружия. Погранзастава, укомплектованная личным составом лишь на 80% о и усиленная одним экипажем БМП из состава 149 мотострелкового полка 201-й дивизии, не в силах была противостоять такому натиску противника.

Застава вела бой до тех пор, пока не кончились патроны и гранаты. Когда стало ясно, что в ближайшее время помощи ждать неоткуда, а оставаться на заставе равносильно неминуемой гибели, стали прорываться в тыл.

В ходе того боя на заставе погибли 25 человек, раненым и контуженым пограничникам удалось вырваться из окружения. Для Дмитрия это стало большой личной трагедией: практически всех погибших он знал лично, а начальник заставы Михаил Майборода был его близким другом. Больше всего Разумовского раздражали нерешительность и бездействие вышестоящего командования.

Через год история практически повторилась. На 12-ю заставу опять было совершено дерзкое нападение, в этот раз погибли семь пограничников. В тот момент Дмитрий находился в отпуске в родном Ульяновске, о новостях с границы узнал по телевизору. Он знал, что должен что-то предпринять, чтобы уберечь своих товарищей от гибели, отомстить за погибших. И тогда он решился написать в газету «Комсомольская правда». В письме
было изложено всё то, что наболело за четыре года службы в Таджикистане. Дмитрий переживал за своих товарищей, которые погибали не по своей вине.

По возвращении из отпуска капитан Разумовский снова включился в борьбу с моджахедами. В одном из боёв получил сильную контузию. Из-за статьи, написанной журналистами по его письму в «Комсомольскую правду», осложнились его отношения с руководством погранотряда, и Дмитрий принял трудное для него решение — уволиться с военной службы и вернуться в родной Ульяновск.

«Вымпел»

После четырёх лет службы на таджикско-афганской границе спокойная гражданская жизнь оказалась Дмитрию в тягость. Время проходило в мучительных раздумьях и переживаниях. Разумовский понимал, что нельзя бездействовать. Он отправился в Москву и попробовал попасть в знаменитую «Альфу», но попытка оказалась безуспешной. Зато его приняли в спецназ воздушно-десантных войск. В 1996 году по рекомендации руководства УФСБ России по Ульяновской области Разумовского как боевого офицера, мастера по рукопашному бою приняли на службу в элитное подразделение спецназа ФСБ «Вымпел» (Управление «В»).

Его боевой опыт заинтересовал эту службу ФСБ. Все наработки Разумовского тщательно изучались, на их основе были выпущены методические рекомендации. Да и потом Дмитрий много работал по созданию учебных пособий. Обычно, возвращаясь из командировок, военные стараются больше отдыхать, а неугомонный майор чертил схемы, изучал специальную литературу. Своей энергией и идеями он заражал и всех остальных. Постепенно в его отделении сложился слаженный, боеспособный коллектив, и это дало результаты — за все командировки ни один из подчинённых Разумовского не погиб. Дмитрия быстро заметили наверху как человека, способного не просто хорошо воевать, но и обобщать опыт, давать конкретные рекомендации. Однако он отказывался от заманчивых предложений, считал, что находится на своём месте.

Дмитрий Разумовский — участник первой и второй войн на Северном Кавказе. Участвовал в отражении вторжения чеченских боевиков в Дагестан в 1999 году. Во главе группы провёл несколько успешных рейдов по тылам чеченских боевиков, уничтожая их базы, склады, полевых командиров. Зимой 2000 года Д.А. Разумовский в составе подразделения спецназа совместно с десантным штурмовым полком воевал в Итум-Калинском районе Чечни. За успешную операцию по уничтожению колонн с боеприпасами награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Игорь Когун, сослуживец Дмитрия, в одном из интервью рассказал: «Мы высадились зимой 2000 года в Итум-Калинском районе Чечни вместе с десантным штурмовым полком. Высота 3 тысячи, снег, холод, ветер.

Вышли мы к дороге. По ней каждую ночь двигались колонны боевиков: боеприпасы перевозили. Из ПТУРов эту дорогу было не достать, из миномётов — из-за крутых склонов прицеливаться было трудно. Ну и решили мы её заминировать. Пошли втроём — Дмитрий, я и ещё один наш товарищ. Спустились легко — перепад высот там был около 1000 м. Вышли на дорогу, и с соседней сопки нас заметили «душки». Навели миномёт и начали нас обстреливать.
И вот мы по этой дороге километра полтора бежали с минами по 12 килограммов плюс боекомплект полный 25 кг. Но дорогу подминировали, ушли, кое-как поднялись. Устали так, что ноги судорогой сводило. И ночью там колонна подорвалась — две машины головные — на наших минах. Дальше они побоялись ехать. А утром «вертушки» прилетели, расстреляли остальных. Там уничтожили около 24 боевиков. Когда через две недели смогли подойти, то нашли разбросанные взрывом пять ПЗРК «Игла». За эту операцию он получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени».

Вот как Когун характеризовал Разумовского: «Домой он редко приезжал раньше 10-11 часов вечера. Вставал в 5 утра. Полтора часа обязательных растяжек, нагрузки. Потом ехал на работу — а там уже тренировки и занятия по специальности. На занятиях у него было ужасно тяжело. Это большая редкость, когда командир требует от подчинённых то, что сам умеет делать в совершенстве. Иной показывает подъём переворотом «на пальцах», а Дмитрий — сам. Нормативы у нас жёсткие. Мало иметь хорошую физическую форму, надо ещё и морально быть готовым».

Игорь Анищенко, сослуживец Дмитрия по Московскому погранотряду, с большой теплотой вспоминает своего начальника: «Дмитрий пришёл к нам в отряд в 1991 году. Он прошёл яркой полосой в жизни каждого из нас. Этот человек был костёр, факел какой-то, постоянно горел за справедливость Он был рождён солдатом и умер им… Он у нас был инструктором по рукопашному бою. Требовательный — с солдат «не слезал». Постоянно то в спортгородке с ними, то на татами… В мирной обстановке такого командира терпят, а в боевой — обожают. Такого командира в армейской среде называют «Батя».

В скольких боевых операциях «Вымпела» на Северном Кавказе принимал непосредственное участие подполковник Разумовский, знают только его начальники. Но мы все точно знаем, что его последний бой с чеченскими боевиками был в Беслане при освобождении заложников в школе № 1.

«Умереть в бою — это счастье»

Трагедия началась 1 сентября 2004 года, когда группа террористов в количестве 32 бандитов захватила школу в городе Беслан (Республика Северная Осетия-Алания). В заложниках оказались 1128 человек (преимущественно дети, а также их родители и сотрудники школы). В тот же день Д.А. Разумовский вместе с группой «Вымпел» прибыл в Беслан и сразу включился в изучение обстановки и в подготовку операции. После того, как на третий день в школе произошли взрывы, вызвавшие пожар и обрушение части стен, через которые стали разбегаться заложники, Д.А. Разумовский во главе штурмовой группы получил приказ на штурм здания. Ещё на подступах к зданию школы под вражеским огнём он выявил и уничтожил двух террористов, расстреливавших в спину убегавших заложников. Он со своей группой обеспечивал выход заложников из здания школы. Во время атаки надо было уничтожить точки снайперов-бандитов на верхнем этаже, переходить из одного укрытия в другое. На бойцов сыпался град пуль, шквал автоматного огня. Командир шёл впереди. Одна из пуль, попав над бронежилетом, нанесла Дмитрию смертельную рану. Он успел сказать лишь: «Пробило… Вытаскивайте…» и показал на школу. Родной брат Дмитрия Максим, который шёл в атаку рядом с ним. в интервью журналистам рассказал следующее: «Алгоритм подобных операций разрабатывается заранее, а на месте только уточняется с учётом конкретных особенностей. Точно такого же здания, на котором можно было бы отработать детали, не было — пришлось найти похожее. Определили, из какого кирпича построена школа, какие стёкла в спортзале. и начали готовиться к операции. За этим занятием нас и застал приказ штурмовать — это когда бандиты начали стрелять в спину убегающим женщинам и детям… Идти на штурм пришлось прямо из автобуса. С нашей стороны здания нас было 9 человек. Мы сконцентрировались перед атакой за каким-то сарайчиком. Территория была пристреляна боевиками очень плотно. Я потом посмотрел угол этого сарайчика: он так и осыпался, весь прошитый пулями.

Нам предстояло пробежать около 60 метров по открытой местности. Ближе за бронетранспортёром было не подойти: террористы заминировали не только входы и здание школы, но и подходы к ней. Сектора распределены: я отвечал за «свои» два окна и контролировал товарищей слева и справа, а они — меня. Рядом со мной шёл Дмитрий — ему поступали команды из штаба. Он погиб в атаке…».

Из сказанного видно, что группа Разумовского в первый и во второй день в Беслане, в то время как штаб «Вымпела» вёл переговоры с террористами, отрабатывала варианты освобождения заложников. Но события приняли неожиданный, опасный оборот. Надо было немедленно спасать людей, идти в атаку с ходу, а это привело к гибели бойцов и заложников. Бандиты озверели, потеряли всякий человеческий облик, убивая детей.

Дмитрий любил жизнь, не боялся смерти. Он как-то сказал: «Умереть в бою — это счастье. Жизнь не кончается, она переходит в другое качество». Это был настоящий человек. Дмитрий Разумовский считал, что главное — Родина, честь, дружба и семья. И спасибо его родителям, вырастившим славного сына-патриота.

Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, подполковнику Разумовскому Дмитрию Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Его родственникам был вручён знак особого отличия Героя Российской Федерации — медаль «Золотая Звезда» (№ 829).

Дмитрий похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве.

За боевые подвиги за время службы подполковник Разумовский был награждён орденами «За военные заслуги», «За личное мужество», медалями, в том числе медалью ордена
«За заслуги перед Отечеством» 1-й и 2-й степени с мечами, медалями «За отвагу», «За участие в контртеррористической операцию».

В честь героя в Ульяновске установлены памятник на самой красивой площади города, площади имени 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, а также мемориальные доски на доме № 14 по ул. Карта Либкнехта. где родился Дмитрий, и в гимназии № 1.

Мне пришлось участвовать в мероприятиях на их открытии, на митингах-реквиемах, в соревнованиях, посвящённых памяти героя, где всегда много молодёжи, учащихся и студентов. А это значит, что Дмитрий
будет жить в сердцах ульяновцев. Сотрудники ульяновского Управления ФСБ гордятся героем-земляком. Он является для них достойным примером служения Родине. Дмитрий неоднократно бывал в УФСБ, делился своим боевым опытом.

Мы, ветераны-чекисты, видим, что в органах безопасности была, есть и будет преемственность поколений, и это нас радует.

Анатолий Лихарев,
председатель совета ветеранов УФСБ России по Ульяновской области
«Мономах» №2, 2013 год