Он не зря прожил свою жизнь. Хирургический нож в его искусных и сильных руках исцелил не одну , тысячу людей. Благодарные пациенты и их родственники при встрече от души говорят ему: «Спасибо!». Коллеги узнают его «почерк» по особенно аккуратным швам. А ульяновские телезрители старшего поколения до сих пор помнят его передачи на местном канале с рассказами о лучших докторах области.
Речь – о Валентине Константиновиче Земскове, заслуженном враче РФ, кавалере ордена «Знак почета», почетном профессоре УлГУ. 86-летний патриарх ульяновской медицины, он еще год назад учил профессии хирурга будущих эскулапов на медицинском факультете УлГУ. В этом вузе Валентин Константинович преподавал с 1993 года, где основал кафедру факультативной хирургии.
А для него самого медицина началась с совета любимого деда, который мечтал видеть внука доктором. И в 1949 году Земсков становится студентом-медиком. После окончания Саратовского мединститута отправился в Ульяновск, начал работать в областной больнице, где, кстати, в свое время ему посчастливилось появиться на свет.
И здесь начинающему врачу вновь повезло! В ее стенах Земсков встретил замечательных Учителей. Это первый главный хирург Ульяновской области Иван Петрович Сорокин, заведующий хирургическим отделением областной больницы Марк Львович Генкин и главный врач этой же больницы Александр Павлович Иванов.
– Они были людьми высокой культуры, с большим опытом работы, умели учить и хотели продвигать молодежь, – вспоминает доктор.
– Однажды Сорокин доверил мне, тогда совсем молодому специалисту, оперировать женщину за 80 лет с приступом воспаления желчного пузыря. Операция для пациентки в таком возрасте – это непросто, и я был в некотором замешательстве. Но, на счастье больной и на мое, она поправилась! А потом эта бабуля дожила до 91 года!
Девять с половиной лет Валентин Константинович совмещал работу в отделении с работой бортхирурга. На самолете по экстренным вызовам летал в самые удаленные уголки Ульяновской области.
– Это было прекраснейшее время моей жизни! – восклицает он. – Я перезнакомился и подружился со всеми летчиками. Иногда во время перелетов, к моему великому восторгу, мне ненадолго доверяли штурвал.
Больше 20 лет Земсков был главным хирургом области. Сделал свыше пяти тысяч операций. Но сколько через его руки прошло пациентов – не пересчитать, потому что врач, по его выражению, – профессия круглосуточная:
– Как только с кем-то познакомишься, сразу просят проконсультировать: «Вот тут правый бок болит. Отчего?». Врач нужен везде и всегда – и в мирное, и в военное время. Если врача, не дай Бог, осуждают, в заключении он не шьет куртки или рукавицы, а работает в лечебном учреждении при колонии. Видел одного такого доктора, когда приезжал консультировать в Новоульяновскую колонию. Я подошел и пожал ему руку, потому что мы – коллеги.
В его врачебной практике самым запоминающимся был такой случай.
– В 1973-1974 годах ко мне пришла 19-летняя девушка Маша, – рассказывает доктор. – В детстве она случайно выпила серную кислоту и сожгла пищевод. В Казани ей ввели трубочку в желудок, через которую она питалась.
Девочка выросла, приехала в Ульяновск и начала работать на радиоламповом заводе. В обеденный перерыв подружки идут в столовую обедать, а Маша вместе с ними не может. Для нее это была трагедия. Тогда она и пришла ко мне на прием. Я решил заменить пораженный пищевод частью желудка. Операция прошла успешно. Я попросил ее наведываться. Через три-четыре месяца Маша радостно сообщила, что ходит теперь в столовую обедать вместе с девочками! Еще через некоторое время раздается звонок в мою квартиру. На пороге – Маша, а рядом с ней молодой человек. И они приглашают меня на свою свадьбу. Жених оказался военным музыкантом, они уехали в Германию. Маша родила ему двоих ребят.
В медицине Земсков был новатором и внедрил немало новинок.
– Самое значительное, что мне удалось с моими коллегами организовать, – это отделение сосудистой хирургии, – считает он. – Мы первыми в Ульяновске сделали операцию протезирования сосудов. Сколько это спасло жизней и продолжает спасать!
Он с удовольствием вспоминает историю, как в Ульяновске впервые появился современный наркоз:
– Мы его сделали с Иваном Александровичем Клянчи-ным. Когда я стал работать в областной больнице, медсестра показала мне большой зеленый ящик и лист с текстом на английском языке. Там описывался американский наркозный аппарат. Больше десяти лет это оборудование, поставленное американцами во время войны вместе с танками, самолетами, горючим и прочим, пролежало на складах. Я собрал этот аппарат. Все подходило, за исключением шлангов. У нас резьба миллиметровая, у американцев – дюймовая. И шланг не прикручивался к баллону. Но помогла наша русская смекалка. Я отправился в токарную мастерскую и попросил сделать переходник. Мастер говорит: «Нет проблем! А мне за это что-нибудь будет?» – «Конечно!» Буквально через два дня с бутылкой «хорошей» жидкости иду в мастерскую и получаю требуемое. И аппарат заработал!
Ученики – предмет гордости Валентина Константиновича. Один из них, Ильдус Изакович Гумеров, в 2012 году получил звание «Лучший хирург России». Достойно представляет себя в этой профессии и самый дорогой из учеников Земскова – его сын Евгений. Он известный в Москве колонопроктолог. Его младшая дочь Саша, внучка Валентина Константиновича, после окончания 1-го Московского медицинского университета учится в ординатуре. У врачебной династии семьи Земсковых будет продолжение!
Ирина Морозова