Таковыми были в прошедшие выходные темы концертов Международного музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…».

17 марта в Большом зале Ленинского мемориала вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» выступили музыканты с мировой известностью. За дирижерским пультом стоял Фабио Мастранджело – самый, как его называют критики, знаменитый итальянец в музыкальных кругах России. Он родился в Италии, там же получил образование на фортепианном отделении консерватории города Бари. Как пианист и дирижер Мастранджело обрел популярность на Западе, но, оказавшись в России, влюбился в нашу страну, встретил здесь свою любовь, женился и получил российское гражданство.

Мастранджело является художественным руководителем оркестра Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург. Камерата» и Ансамбля солистов «Новосибирская камерата», главным приглашенным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра, постоянным приглашенным дирижером Мариинского театра и Государственного театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга.

Ульяновская публика хорошо знакома с этим дирижером по двум концертам в нашем городе в 2013 и 2014 годах. Как прежде, так и на сей раз, местные меломаны оценили его высокий профессионализм. Кроме того, Фабио Мастранджело вновь очаровал зал экспрессивной манерой дирижирования. Под его танцевальные па звучание оркестра становилось более сочным и выразительным.

В отличие от Мастранджело с молодой, талантливой и очаровательной скрипачкой Маюко Камио слушатели познакомились совсем недавно. В октябре 2016 года с Ульяновским симфоническим она блестяще исполнила на сцене Ленинского мемориала скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича. А в ноябре того же года Маюко с этим же оркестром выступала в своей родной Японии. Их совместный успех у публики был впечатляющим.

Скрипачка так же, как и Мастранджело, причастна к России. Она лауреат XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, живет в Санкт-Петербурге, замужем за русским музыкантом.

В исполнение Концерта для скрипки с оркестром Петра Чайковского Маюко Камио внесла всю женственность и пылкость души. Ее скрипка плакала и страдала, радовалась и ликовала, испытывала множество оттенков чувств, завораживала и вовлекала в сопереживание. Необыкновенно красивый звук скрипки Камио лился свободно, сливаясь в единое целое с оркестром.

На концерте под управлением Фабио Мастранджело Ульяновский симфонический оркестр исполнил и другие шедевры русской классической музыки: Увертюру к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила» и Третью симфонию Сергея Рахманинова. Произведения звучали проникновенно, с любовью к русской музыке, и растроганная публика, аплодируя, долго не отпускала музыкантов со сцены.

А на следующий день, 18 марта, ульяновцев в БЗЛМ ждала встреча с Ее Величеством Историей. Известный писатель, драматург, сценарист, исследователь, автор телевизионных передач и документальных фильмов Эдвард Радзинский представил авторскую программу «Чтобы предвидеть будущее, придется понять прошлое. XX век. Итоги. НЕКТО 1917». В своей завораживающей, неповторимой актерской манере он размышлял о Русской революции, ее глубинных причинах, общественно-политических течениях, настроениях, ей предшествовавших.

– Мне захотелось вернуть людей к тому, что произошло сто лет назад, – объяснял Радзинский накануне своего моноспектакля. – Я выбрал для финала два города: Ульяновск и Екатеринбург. Город, где родились вожди Русской революции – Керенский и Ленин, и город, где закончила свое существование царская семья, оплот самодержавия. Мне хотелось почти мистически закончить эту историю: здесь есть присутствие этих могущественных теней, которые не уходят, так как эти люди – вечные.

Он приехал в наш город за четыре дня до своего выступления, чтобы ощутить его атмосферу. Побывал в музее Ленинского мемориала, Дворце книги, доме, где жила семья Ульяновых, прогулялся по историческому центру Ульяновска.

– По дороге в гостиницу я пытался увидеть, есть ли она, та старина, тот самый Симбирск, или Синбирск. И вот он, в центре – прелестные домики, как и в Казани, были когда-то по всей Российской империи. К счастью, они есть и сейчас, ими можно любоваться, гулять рядом с ними, их не снесли… Это тот город, который я хотел увидеть и увидел, – поделился впечатлениями Эдвард Радзинский.

О Ленинском мемориале он отозвался так: «Это очень достойный музей и достойный материал, потому что Ленин – это человек, который изменил мир. Здесь прекрасно представлена целая группа людей, которые изменили мир, и тот, кто теснее всех связан с городом. Мне кажется, это очень интересно и вызывает много размышлений и о том, как движется история, и о том, как следующее поколение пытается ее переписать».

По словам Радзинского, финал его авторской программы был задуман до ее начала, так как наступал 2017 год, и в этот момент страна интересовалась в основном отношениями Николая II с балериной Матильдой Кшесинской. И исследователю захотелось поведать, почему произошла революция в России.

Основную причину крушения Российской империи и 300-летнего самодержавия автор программы видит в интеллектуальной слабости политической элиты, неспособной провести реформирование государственного строя. Проблемы накапливались, но не решались. Ужасающая нищета и бедность народа постепенно порождали классовое недовольство. И когда пришел «НЕКТО 1917», случилась трагедия…

Автор, впрочем, рассказывал не столько о прошлом, сколько о будущем. Потому что, как известно, История никого ничему не учит, но жестоко наказывает за невыученные уроки…