22 марта в Совете Федерации состоялся семинар-совещание, посвященный вопросам налоговых льгот и преференций, их влиянию на доходы бюджетов регионов России. В мероприятии принял участие Председатель Законодательного Собрания Анатолий Бакаев, члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, общественных организаций, научных кругов.

– Налоговые льготы могут служить инструментом экономического развития территории, на которой они применяются, привлечения инвестиций, поддержки отдельных отраслей, социальной защиты граждан. Но в любом случае это – выпадающие доходы бюджетов. Цена вопроса – порядка 2,5 триллионов рублей, или 3 процента ВВП, это стоимость льгот в 2016 году. За 2017 год еще данных нет, но скорее всего они будут выше, – заявил председатель комитета Сергей Рябухин (представитель ульяновского областного парламента в Совете Федерации). – Поэтому принимая решение об установлении льготы, необходимо тщательно оценить ее плюсы и минусы, эффект, который она дает, взвесить потенциальные дополнительные налоговые поступления в будущем и реальные потери доходов сейчас.

Сенатор отметил, что большой опыт по оценке эффективности налоговых льгот и преференций накоплен в субъектах Российской Федерации, где эта работа ведется уже давно.

Участники совещания обсудили проект методики оценки эффективности налоговых льгот, разработанный Министерством финансов РФ, практику администрирования налоговыми органами льгот по налогам и сборам, оценку выпадающих доходов региональных бюджетов в связи с предоставлением льгот. Представители регионов поделились собственным опытом оценки эффективности льгот, высказали идеи по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в части предоставления налоговых льгот и преференций.

В рекомендациях по итогам семинара отмечено, что налоговые льготы означают возникновение выпадающих налоговых доходов бюджетов бюджетной системы (в среднем около трех процентов ВВП ежегодно). От эффективного решения задачи оценки и оптимизации налоговых льгот зависит устранение дисбалансов консолидированных бюджетов субъектов РФ. По данным ФНС России, сумма недопоступления доходов в бюджеты регионов в связи с установлением льгот и преференций по федеральным и региональным налогам составила в 2016 г. 1 трлн 870,7 млрд руб. 60 процентов этой суммы приходится на льготы и преференции по налогу на прибыль организаций.

Минфин России разработал методику оценки эффективности налоговых льгот субъектов РФ и муниципальных образований, которую планируется утвердить постановлением Правительства РФ. Она является доработанным вариантом методики оценки эффективности налоговых льгот, размещенной на официальном сайте министерства в конце 2017 г. Участники семинара-совещания рекомендовали Правительству РФ утвердить эту методику.

Правительству предложено провести оценку эффективности льгот, установленных на федеральном уровне по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Рекомендовано внести изменения в законодательство о налогах и сборах, предусматривающие исключительное право законодательных (представительных) органов регионов на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам. Применение правила «двух ключей» должно стать обязательным при введении новых льгот по федеральным налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Правительству предложено подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот и преференций, установленных Налоговым кодексом РФ.